Найти тему

Гореть и не выгорать: позитивный настрой помогает учителям спасаться от усталости, но идеалистам приходится сложнее всего

В водовороте образовательных реформ и нововведений нередко на второй план отходит сам учитель, который находится в состоянии постоянного стресса из-за высокой нагрузки и бюрократии. Что помогает педагогам преодолевать трудности? Ответ искали Марина Холманская, Юлия Корешникова и Андрей Подольский, они провели интервью с учителями из ЯНАО.

@ AI
@ AI

Ожидаемо, что главный источник энергии — это любовь к профессии. Многие в интервью говорили, что чувствуют важность своей миссии, а успехи учеников вдохновляют их двигаться вперед. Возможность постоянно учиться самим также здорово мотивирует учителей.

Причем желание узнавать новое есть не только у молодежи, но и у более опытных коллег. Они с удовольствием участвуют в мероприятиях, где можно поделиться своими знаниями и узнать о современных методиках преподавания. Правда, применить их на практике получается не всегда — просто не хватает времени разбираться во всех этих инновациях, когда и так много работы.

А вот переработки, бюрократия и постоянная нехватка ресурсов убивают мотивацию. «Иногда кажется, что сил бороться уже нет, — признается Ирина, учитель с 15-летним стажем. — Бесконечные отчеты, подготовка к урокам, внеклассные мероприятия, и так по кругу. Если бы дети иногда не говорили «спасибо», я бы уже давно перегорела».

Особенно тяжело приходится идеалистам с завышенными ожиданиями от профессии. Стремление быть лучшими заставляет их работать на износ. Но у каждого есть свой предел возможностей.

Большие нагрузки год за годом изматывают учителей. После напряженного рабочего дня многие продолжают трудиться дома, потому что нужно готовиться к занятиям и проверять домашку. Усталость учителей сказывается и на учениках: их оценки становятся хуже, чаще возникают проблемы с поведением в классе.

Интервью с учителями из ЯНАО показывают, с какими трудностями сталкиваются педагоги. Чтобы узнать насколько характерна эта ситуация для всего региона, ученые опросили еще 1738 учителей. Итоги масштабного исследования — в следующем номере журнала «Мир психологии».