Цвета и забытые запахи
Время ходит на мягких лапах,
Было – и вот его нет,
Время меняет запах,
Время меняет цвет.
(Машина времени)
Как бы я не старался - не могу вспомнить цвета времен СССР. Возможно от того, что картины отдельных событий сохранилось в черно-белых фотографиях. А вот запахи времени помнятся довольно четко. Допускаю, что с возрастом снижается острота обоняния, точно так же как и зрения, но всё же…
(часть 1 - https://dzen.ru/a/ZhkUi6jl7mqaySTU)
Нет уже многих продуктов и предметов, которые источали те запахи, а те, что остались, пахнут уже не так. Как можно забыть запах детского сада? Кипяченое молоко, чуть подгоревшая манная каша и средства дезинфекции в смеси давали ни с чем несравнимый запах, который пропитывал буквально всё.
Я был приятно удивлен когда, не так давно забирая внучку Машу из детского сада, ощутил точно такой же запах детства из прошлого века. Невозможно забыть запах 1 сентября. После традиционной линейки, учеников заводили в здание, где витал запах масляной краски исходящий от свежевыкрашенных парт, пола и окон. Вскоре к этому запаху присоединялся аромат гладиолусов и астр.
Эх, был бы я парфюмером, то непременно бы выпустил туалетную воду «1 сентября» вот с таким ароматом. И этим ностальгическим запахом недавно пришлось насладиться. В подъезде дома, где живет мама, бригада маляров делала косметический ремонт по технологии «А-ля СССР» используя мел для побелки и масляную краску для покраски. Вот где они умудряются доставать такие раритетные материалы?
При этом, я в этом почти уверен, в отчетных документах фигурируют совершенно другие, более дорогостоящие импортные материалы. Азохен вей! А какие запахи были в магазинах, особенно в овощных! Стоило только зайти в торговый зал, как тут же ощущался запах подгнившей картошки, которую насыпали из бункера вместе с землёй прямо в вашу авоську и всего лишь по 8 копеек за кило.
Рядом с бункером, ароматизировали воздух квашеные или соленые зеленые помидоры и огурцы, плававшие в таких детских ванночках, наполненных мутным рассолом. Эти соления, по-моему, покупались исключительно беременными женщинами. На полу возле прилавка лежала капуста с почерневшими листьями, издавая приторно - кисловатый запах. Остальные фрукты и овощи, как в «12 стульях», воздуха тоже не озонировали.
Нельзя не вспомнить запах издаваемый при варке курицы - той самой советской курицы, которую продавали вместе с головой и лапами. Мама, глядя на неё говорила: «моя ровесница». Внешне по своей упитанности она напоминала бегуна – марафонца, но запах варки был очень стойкий и распространялся по всему подъезду, учитывая, что фанерные двери тех лет, пропускали все запахи.
Поднимаясь в свою квартиру можно было представлять меню ужина соседей. Современные курицы именуемые «цыплятами - бройлерами» напоминают бодибилдеров и при варке пахнут чем угодно, только не той курицей. Каждому времени свой продукт!
Хоккей тоже имел свой запах. Возле дворца спорта «Юность» зимой стояла пелена из угольного-дровяного дыма, исходящего от окружавших его в то время старых деревянных домов частного сектора. В фойе стоял удушливый запах смеси выхлопных газов от ледозаливочной машины на базе ГАЗ-51 и табачного дыма.
К курению тогда относились лояльно и все курили внизу возле туалетов. Дым, предварительно смешавшись с запахом свежевыпеченных беляшей и жигулевского пива из буфета, поднимался наверх в фойе и далее на трибуны и лёд. Как этим дышали игроки – сложно представить.
Вспоминается стойкий запах ЦПКиО имени Гагарина. Чем же он пах? Конечно же, шашлыком. Недалеко от площадок с аттракционами организовывали выездные буфеты, и какие – то дядьки – кавказцы на самодельных мангалах готовили шашлык из мяса неясного происхождения, предварительно тщательно вымоченного в уксусе вместе с луком. Специального древесного угля и жидкости для розжига тогда не был - сжигали разобранные деревянные ящики.
Мяско, как и лучёк частенько подгорали, превращаясь в угольки, что добавляло запаху отдельные оттенки. От этого аромата, заполнявшего весь парк, начиналось обильное слюноотделения и возникало резкое чувство голода. Хотелось съесть невероятное количество этого кушанья.
Дядька брал шампур с готовым шашлыком ножом снимал куски в тарелку из фольги с волнистыми стенками добавлял еще маринованного лука и ложку острого томатного соуса «Южный. От такого запаха даже язвенники бросались к мангалам. Куда там, современным грилям! Пишу эти строки и чувствую тот запах и вкус того шашлыка. Эх, сейчас бы порцию такого!
Салоны самолётов были пропитаны запахами ароматного настоящего лимонада, карамели «Взлетная» и традиционной аэрофлотовской курицей. Изумительно пахла поездка на поезде. Перед посадкой в вагон особенно летом пахло какой-то пропиткой деревянных шпал и угольным дымком - из трубы титана, в котором грелась вода для чая.
А в самом вагоне уже при посадке пахло свежей заваркой индийского чая высшего сорта из желтой пачки со слоном. Сейчас, скорей всего, основной запах вагона – пластиковый аромат Доширака. Каждому времени – свои запахи…
О том, что заходит...
Меняется всё
В наш век перемен:
Меняется звук, меняется слог,
И спето про все,
Но выйди за дверь -
Как много вокруг забытых дорог.
(Машина Времени «В добрый час»)
Мне всегда интересно - как формируются вкус и интересы человека? Почему одному нравится тот или иной автор, а другому нет? Это касается абсолютно всего: музыки, кино, поэзии, видов спорта, автомобилей и даже женщин. Говорят, что о вкусах не спорят – очень справедливое утверждение.
Меня просто коробит, когда слышу грубую критику с подтекстом: «Да как можно смотреть или слушать эту гадость?». Вот пример: я являюсь давним поклонником одной марки европейских автомобилей, они привлекают своим изяществом линий, неспешностью и приятными удобными мелочами.
Когда я купил первый такой автомобиль, то пришлось выслушать: «Да за эти деньги….Да я бы на таком и за бесплатно не ездил бы…»Дорогой мой, критик. Я его купил для себя и не заставляю тебя делать то же самое и не утверждаю что он – верх совершенства автомобилестроения.
С изменением уклада жизни происходят и изменения лексики языка – уходят старые слова и появляются неологизмы и это вполне нормально. Но вот появление новомодных слов, произнесенных, какой ни будь известной личностью и пополняющих словарный запас многих людей, желающих быть в тренде, лично мне как-то не очень.
«Озвучил свою мысль «вместо «объяснил» по-моему, мысль это не мультфильм. «Проартикулировал» - вместо «сказал», хотя артикуляцией губ и жестами общаются глухонемые. Но вот одна фраза мне импонирует – «заходит», что означает - вызывает положительные эмоции или просто нравится.
Как и у всех у меня есть явления, произведения, вид творческой деятельности которые когда то зашли и не выйдут никогда. Есть книги, фильмы, музыка, которые я знаю наизусть, но часто пересматриваю, перечитываю и слушаю. Вот тот же фильм, который есть в моей коллекции на различных носителях, транслируется по телевидению и нет сил оторваться от просмотра при наличии времени. Каждый раз открывается в нем что-то новое, ранее незамеченное.
Хоккей зашел с первого раза и навсегда. Я не помню, как отец брал меня с собой на матчи Трактора на Зимний стадион ЧТЗ - слишком мал я был. А вот трансляции Чемпионатов СССР Мира и Европы в шестидесятых годах я помню. Я садился с дедом и отцом возле телевизора «Старт» с интересом смотрел в маленький черно-белый экран и без конца спрашивал о непонятных моментах.
И первое очное свидание с настоящим хоккеем я помню отлично. Это было в 1968 г. в новеньком дворце спорта Юность. Трактор в том сезоне возвратился в высшую лигу и проводил один из первых домашних матчей. Отец во время раскатки подвел меня к самому бортику и приветствовал «трактористов», многих из которых знал лично и я был напуган видом вратаря, который выехал на лед и прямо возле этого бортика надел страшную коричневую фибровую маску и повернулся в нашу сторону.
Начался матч, и я был удивлен отсутствием комментатора как во время телетрансляции, который сообщает, кто с шайбой и что происходит на ледовой площадке. Понравились полные шумные трибуны, «кричалки» болельщиков и буфет с лимонадом и пирожным «трубочка с заварным кремом»
В стране был хоккейный бум, мальчики 60-70-х годов буквально жили хоккеем, мы знали по номерам практически всех хоккеистов не только Трактора и сборной СССР, но и всех центральных клубов. С нетерпением ждали зимы, что бы самим играть во дворах и школьных стадионах, мечтали о школе Трактора, конкурс на зачисление в которую был выше, чем в МГУ.
Мне отбраковали после первого же тура из-за невнушительных габаритов и неуверенного катания спиной вперед. Лучшим подарком для нас была клюшка, а уж настоящие коньки – предел мечтаний.
Одна беда – отечественные подходящие для игры коньки «промокашки» с задним щитком выпускались, начиная с 39 размера, а чешские «Ботас» стоили 25 рублей и были ещё в большем дефиците, чем финский сервелат и чёрная икра. А каким счастьем была серия матчей со сборной Канады 1972года!
Никакой суперсерией-72 она тогда не называлась и мне смешно читать, как оные болельщики рассказывают, как глубокой ночью смотрели трансляции из Канады. Все игры показывались вечером в записи, как и игры 1974 г. со сборной ВХА, в которой играли знаменитые Горди Хоу и Бобби Халл.
О хоккее и его истории я могу говорить сутками, постоянно смотрю матчи КХЛ ну и, конечно же, все матчи Трактора. Да, хоккей изменился, стал более интенсивным и интересным. Не вдаюсь в размышления о его коммерческой составляющей и уж никак не критикую систему всевозможных переходов игроков и околохоккейную тематику, но режет ухо фраза руководителей КХЛ, называющие хоккей – продуктом, который они создают.
Хоккей это – игровой командный вид спорта, а продукты создают на пищевых предприятиях. Лет десять тому назад встретил уже пожилого болельщика, которого давно не видел на Арене и поинтересовался причиной того, почему он не бывает на играх:
- Ты, знаешь, Артур – с печалью ответил Степаныч, - тяжело уже переносить эмоции на трибуне, да и возраст «лени» наступил.
Как же я сейчас его понимаю, став его тогдашним ровесником, я редко выбираюсь на Арену, разве что в выходные, когда игры начинаются раньше. На Арене «Трактор» есть сектора трибун: A, B, C и D. Я же стал завсегдатаем сектора Е – это кресло возле телевизора дома. Удобно: и буфет совсем рядом и курилка.
Конечно, нет того дыхания трибун, братания с соседями по ряду после заброшенной шайбы, не заметны детали смен, поведения игроков и ряд моментов, не попадающих, а объектив камер. Но уютно, тихо, отличный обзор, четкие повторы моментов. Куда там черно-белому «Старту»! Жду новых побед нашего хоккея и любимого Трактора...
Битлз…
О битломании в мире и СССР написаны сотни статей и исследований. Битлз – действительно уникальное явление, магия этой четверки распространилась по всему миру, но в период их активной деятельности, в Советском Союзе был построен своеобразный неофициальный барьер для их проникновения в тогдашнее медиа пространство.
В редких заметках в молодежных СМИ тех лет как их только не называли: и «парни из бедных рабочих кварталов Ливерпуля», особенно после появления песни «Вечер трудного дня», в которой, по мнению автора, эти бедные ребята пели о бесчеловечной эксплуатации английских рабочих, и «безвкусные выразители без духовности капиталистического мира». Одним словом – их «не пущали».
Для меня является загадкой - как мелодичные «Yesterday» и «Girl», оказывали тлетворное влияние на молодых строителей коммунизма? Чем руководствовались партийные идеологи из ведомства секретаря ЦК КПСС товарища Суслова, определяющие, что и когда должен слушать советский человек? Может эти строители, после прослушивания Битлов не так тщательно размешивали раствор на этом строительстве?
По моей версии, чиновники просто опасались, того что в плей-листах молодежи произойдет замена шедевров типа «Мой адрес ни дом и не улица» на хиты Битлз, а там и до интереса к жизни на Западе недалеко и возникновении в умах ненужных вопросов. Уж эти то дяди точно знали, что в капиталистическом мире жизнь не хуже, а в чём то и лучше по своему качеству, чем в социалистическом лагере. (Даже само слово мир, гораздо благозвучнее, чем лагерь.)
Не смотря на все барьеры и препятствия, Битлз сами того не подозревая, подобно воздуху проникали в СССР через малейшие прорехи и покоряли слушателей. По рукам ходили, по десть раз переснятые, мутные фото парней с длинными прическами и совсем непохожие на наших скромных ребят из «Голубых гитар». Назывались искаженные и русифицированные фамилии – Джон Ленин и Пол Макаренко.
Старшие ребята отращивали волосы, за что многие учителя презрительно называли «Патлатые битлаки» и принимали невероятные усилия по приведению причесок таких «отщепенцев» в благообразный вид сознательного советского юноши. Во дворах на скамейках на совершенно расстроенных гитарах ребята подбирали аккорды ритмичной «Can't Buy Me Love» и напевали её в вольном, совершенно не имеющего отношения к оригиналу, переводе.
Моё первое знакомство с Битлз произошло в третьем классе. У моего друга – одноклассника Андрея Глушкова есть старший брат. В то время он уже был студентом и обладателем латышского магнитофона Дайна, который он выключал, по-моему, только на ночь. Пленка тип-2 постоянно рвалась и он её склеивал уксусной эссенцией, от чего в квартире распространялся запах советской пельменной.
Однажды я был у Андрея в гостях и его брат на полную мощь хриплого динамика запустил как раз «Can't Buy Me Love» , которая стала первой песней Битлз, которую я услышал. Какого то впечатления она на меня не произвела – мы спешили в детский кинотеатр «Октябрь» на фильм «Зеленые цепочки»
Окончательное знакомство и любовь навсегда появилась примерно в седьмом - восьмом классе. У нас дома был огромным ламповый магнитофон «Днепро-14М». По виду он скорее напоминал предмет мебели, чем аудио устройство – корпус из полированного дерева, внушительный вес и ножки, как у журнального столика.
Однажды ко мне пришел ещё один мой одноклассник Андрей Григорьев и принес неизвестно где добытую бобину с обеих сторон записанную песнями Битлз. Уже позже я узнал, что это было два сборника лучших песен: Красный и Синий альбомы. Музыка просто покорила, особенно Girl, Michelle, Yesterday.
Позже мы наслаждались Белым альбом и Abby Road.Все остальные годы жизни в Челябинске прошли под Битлз. Одновременно с Битлз моментально зашел Пинк Флойд с их бессмертной «Оборотной стороной Луны» а уже в 10 классе я просто влюбился в Genesis – голос Фила Коллинза и клавишные партии Тони Бэнкса просто уносили в Космос.
В списке моих музыкальных пристрастий Genesis на втором месте после Битлз и тесно связанным с ней Полом Маккартни. За годы я много узнал про своих кумиров, стал самым настоящим битломаном.
Горжусь своей полной коллекцией виниловых пластинок (без пиратских неудачных копий, выпушенных в России в девяностые годы) и массой битломанской литературы. Слушаю их уже не каждый день, но с определенным постоянством, как и Genesis, коллекция которой сложилось позже и в основном на фирменных СD. Таким образом, Битлз и Genesis зашли ко мне сразу и навсегда….»
Артур Лекус (продолжение - https://dzen.ru/a/Zh6Nu9m4MGcLufGl)