Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными
На Патриарших прудах в Москве, председатель литературного профсоюза МАССОЛИТа Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный обсуждают Иисуса Христа. Берлиоз упрекает Ивана за то, что его поэма создает отрицательный образ Христа, вместо того чтобы оспорить его существование, и приводит множество аргументов против этого.
В разговор литераторов вмешивается незнакомец, выглядящий как иностранец, который задает вопрос о том, кто управляет человеческой жизнью, если Бога нет. Оспорив утверждение, что "человек управляет сам собой", он предсказывает смерть Берлиозу: его голову срубит "русская женщина, комсомолка", и это произойдет скоро, потому что Аннушка уже разлила подсолнечное масло.
Берлиоз и Бездомный подозревают незнакомца в шпионаже, но тот показывает им документы и утверждает, что он приглашен в Москву в качестве эксперта-консультанта по черной магии. Затем он заявляет, что Иисус действительно существовал. Берлиоз требует доказательств, и иностранец начинает рассказывать о Понтии Пилате.
Глава 2. Понтий Пилат
На суд прокуратора Понтия Пилата приводят избитого и плохо одетого молодого человека лет двадцати семи. Пилат, страдающий мигренью, должен подтвердить смертный приговор, вынесенный святейшим Синедрионом: обвиняемый Иешуа Га-Ноцри обвиняется в призыве к разрушению храма. Однако после разговора с Иешуа Пилат начинает симпатизировать умному и образованному заключенному, который, кажется, магическим образом излечил его от головной боли и который считает всех людей добрыми. Прокуратор пытается убедить Иешуа отказаться от обвинений, но тот легко подтверждает сведения, содержащиеся в доносе Иуды из Кириафа, который обвинял его в противодействии власти, включая власть кесаря. После этого Пилат обязан утвердить приговор.
Однако он предпринимает еще одну попытку спасти Иешуа. В личной беседе с первосвященником Каифой он умоляет, чтобы из двух заключенных, принадлежащих к ведомству Синедриона, был помилован именно Иешуа. Но Каифа отказывается и предпочитает сохранить жизнь бунтовщику и убийце Вар-равване.
Глава 3. Седьмое доказательство
Берлиоз утверждает перед консультантом, что невозможно доказать реальность его истории. Иностранец утверждает, что лично присутствовал при этих событиях. Председатель МАССОЛИТА подозревает, что перед ним сумасшедший, особенно учитывая, что консультант собирается жить в квартире Берлиоза. Доверив странного человека Бездомному, Берлиоз отправляется к телефонному автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. После этого консультант просит его хотя бы поверить в существование дьявола и обещает предоставить некое непреложное доказательство.
Берлиоз собирается пересечь трамвайные пути, но поскользившись на разлитом подсолнечном масле, падает на рельсы. Женщина-вагоновожатый в комсомольской красной косынке, управляющая трамваем, отрезает голову Берлиозу.
Глава 4. Погоня
Потрясенный произошедшим, поэт узнает, что подсолнечное масло, вызвавшее падение Берлиоза, было разлито Аннушкой с Садовой. Иван ассоциирует эти слова с высказанными загадочным иностранцем и решает потребовать от него объяснений. Но консультант, ранее свободно говоривший по-русски, делает вид, что не понимает поэта. В его защиту выступает беспечный человек в клетчатом пиджаке, а позже Иван замечает их вдали, вдвоем, сопровождаемых огромным черным котом. Не смотря на все усилия поэта догнать их, они ускользают.
Последующие действия Ивана кажутся странными. Он вторгается в незнакомую квартиру, уверенный, что зловещий профессор прячется именно там. Украв оттуда картину и свечу, Бездомный продолжает погоню и направляется к Москва-реке. Там он решает окунуться в воду, после чего обнаруживает, что его одежда пропала. Одевшись в то, что было под рукой – потертую кофту и трусы – Иван решает отыскать иностранца "у Грибоедова" – в ресторане МАССОЛИТа.
Глава 5. Было дело в Грибоедове
"Дом Грибоедова" - это здание, принадлежащее МАССОЛИТу. Быть литератором и членом профсоюза очень выгодно: это позволяет получить жилье в Москве и дачи в престижном поселке, наслаждаться "творческими отпусками" и угощаться в роскошном ресторане "для своих" по доступным ценам.
12 литераторов, собравшихся на заседание МАССОЛИТа, ожидают председателя Берлиоза, но, не дождавшись его, решают отправиться в ресторан. Узнав о трагической гибели Берлиоза, они проявляют скорбь, но быстро переключаются: "Да, он умер... Но мы же все еще живы!" - и продолжают ужинать.
В ресторане появляется Иван Бездомный - без обуви, в кальсонах, с иконой и свечой - и начинает искать под столами консультанта, которого обвиняет в смерти Берлиоза. Коллеги пытаются его успокоить, но Иван выходит из себя, начинает скандал, официанты связывают его полотенцами, и его отправляют в психиатрическую клинику.
Глава 6. Шизофрения, как и было сказано
Иван Бездомный разговаривает с врачом. Поэт чувствует облегчение от того, что его наконец-то слушают, и рассказывает свою удивительную историю о консультанте, который обладает связями с нечистой силой, "подставил" Берлиоза под трамвай и имеет личное знакомство с Понтием Пилатом.
В середине рассказа Бездомный вспоминает, что нужно позвонить в полицию, но ему не верят из-за его статуса обитателя психиатрической лечебницы. Иван пытается сбежать из клиники, выбив окно, но специальное стекло оказывается прочным, и его помещают в палату с диагнозом "шизофрения".
Глава 7. Нехорошая квартирка
Директор московского театра Варьете, Степа Лиходеев, просыпается с похмелья в своей квартире, которую он снимает вместе с уже ушедшим из жизни Берлиозом. Этой квартире приписывается зловещая репутация: ходят слухи, что предыдущие жильцы исчезали бесследно, и что за этим стоит нечистая сила.
Степа замечает незнакомца в черном, который утверждает, что Лиходеев пригласил его на встречу. Этот человек представляется профессором черной магии Воландом и желает обсудить детали контракта на выступления в Варьете, о котором Степа ничего не помнит. После того как Степа позвонил в театр и подтвердил слова гостя, он обнаруживает, что Воланд уже не один, а с сопровождающим его человеком в клетчатом пиджаке и огромным разговорчивым черным котом, который пьет водку. Воланд заявляет Степе, что он не приветствован в этой квартире, и Азазелло, низкорослый рыжеволосый субъект с клыками, появившийся из зеркала, предлагает "выкинуть его ко всем чертям из Москвы".
Степа оказывается на берегу моря в незнакомом городе и, спрашивая у прохожего, узнает, что это Ялта.
Глава 8. Поединок между профессором и поэтом
В лечебницу, где находится Иван Бездомный, приходят медики под руководством доктора Стравинского. Он просит Ивана повторить свою историю и спрашивает, что он собирается делать, если его выпустят из лечебницы. Бездомный отвечает, что собирается сразу же обратиться в милицию и рассказать о проклятом консультанте. Доктор убеждает поэта в том, что он слишком переживает из-за смерти Берлиоза, чтобы его словам поверили, и его сразу вернут обратно в лечебницу. Стравинский предлагает Ивану отдохнуть в уютной палате и написать заявление в милицию. Поэт соглашается.
Глава 9. Коровьевские штуки
Председателя жилтоварищества в доме на Садовой, Никанора Ивановича Босого, осаждают претенденты на освободившуюся квартиру покойного Берлиоза. Босой решает лично посетить квартиру. В запечатанном кабинете Берлиоза он обнаруживает субъекта, который представляется Коровьевым, переводчиком иностранного артиста Воланда, проживающего у Лиходеева с разрешения владельца, уехавшего в Ялту. Коровьев предлагает Босому передать апартаменты Берлиоза артисту и сразу же дает ему квартплату и взятку.
Никанор Иванович уходит, и Воланд выражает желание, чтобы он больше не появлялся. Коровьев звонит по телефону и сообщает, что председатель жилтоварищества незаконно хранит валюту в доме. К Босому приходят с обыском, и вместо рублей, которые ему дал Коровьев, находят доллары. Босой арестован.
Глава 10. Вести из Ялты
В кабинете финансового директора Варьете Римского находятся он сам и администратор Варенуха. Они удивляются, где может быть Лиходеев. В это время Варенуха получает срочную телеграмму из Ялты на свое имя: в городской угрозыск прибыл человек, утверждающий, что он Степан Лиходеев, и требуется подтверждение его личности. Администратор и финансовый директор считают это шуткой: Лиходеев звонил всего четыре часа назад из своей квартиры, обещая скоро прибыть в театр, и с тех пор не мог переместиться из Москвы в Крым.
Варенуха звонит в квартиру Степы, где ему сообщают, что он уехал за город кататься на автомобиле. Новая версия: "Ялта" - это кафе, где Лиходеев выпил вместе с местным телеграфистом и развлекается, отправляя телеграммы на работу.
Римский приказывает Варенухе отнести телеграммы в милицию. Незнакомый голос по телефону приказывает администратору не носить телеграммы никуда, но он все равно идет в полицию. По дороге на него нападают толстяк, похожий на кота, и низенький клыкастый субъект. Они приводят свою жертву в квартиру Лиходеева. Последнее, что видит Варенуха - обнаженная рыжая женщина с горящими глазами, приближающаяся к нему.
Глава 11. Раздвоение Ивана
В лечебнице Иван Бездомный пытается написать заявление в милицию, но ему не удается четко изложить произошедшее. Кроме того, его тревожит гроза за окном. После успокаивающего укола поэт лежит и ведет внутренний диалог сам с собой. Один из внутренних "собеседников" продолжает беспокоиться о трагедии с Берлиозом, в то время как другой считает, что вместо паники и беготни нужно было вежливо запросить у консультанта более подробные сведения о Пилате и узнать продолжение истории.
Внезапно на балконе за окном палаты Бездомного появляется незнакомец.
Глава 12. Черная магия и ее разоблачение
Финансовый директор Варьете Римский задумывается, куда мог исчезнуть Варенуха. Он собирается позвонить в милицию по этому поводу, но обнаруживает, что все телефоны в театре сломаны. В это время Воланд прибывает в Варьете вместе с Коровьевым и котом.
Конферансье Бенгальский представляет Воланда публике, объявляя, что черная магия - это всего лишь иллюзия, и артист является лишь искусным фокусником. Воланд начинает свой "сеанс разоблачения" с философской беседы с Коровьевым, которого называет Фаготом, о перемене Москвы и ее жителей не только внешне, но и внутренне. Однако артисты возражают, утверждая, что ничего подобного они не говорили.
Коровьев-Фагот демонстрирует фокус с колодой карт, которая оказывается в бумажнике одного из зрителей. Скептик, подумавший, что этот зритель действует в сговоре с артистом, находит в своем собственном кармане пачку денег. После этого купюры начинают падать с потолка, и люди ловят их. Конферансье объявляет это "массовым гипнозом", но артисты снова опровергают его слова.
Фагот спрашивает у зрителей, что делать с Бенгальским, и из зала звучит предложение отрезать ему голову. Кот выполняет это, и зрители выражают сочувствие конферансье. Воланд замечает, что люди остаются прежними, и велит вернуть голову на место. Бенгальский уходит со сцены под охраной скорой помощи.
Коровьев предлагает открыть дамский магазин, и перед зрителями появляются витрины, зеркала и одежда, чтобы начать обмен старой одежды на новую. После этого артист разоблачает обладателя голоса из зала, утверждая, что вчера он не был на работе, а проводил время с любовницей. Сеанс заканчивается скандалом.
Глава 13. Явление героя
Незнакомец с балкона входит в палату Ивана, оказываясь также пациентом. У него в руках ключи, украденные у фельдшера, но он объясняет, что не пытается сбежать из лечебницы из-за отсутствия куда бежать. Этот гость информирует Бездомного о другом пациенте, который постоянно говорит о валюте в вентиляции, и интересуется, как Иван сам оказался здесь. Узнав, что Бездомного привел Понтий Пилат, этот человек требует более подробных объяснений и рассказывает о встрече с сатаной на Патриарших прудах.
Этого незнакомца в лечебницу также привел Понтий Пилат: он написал о нем роман. Он представляется Бездомному как Мастер и демонстрирует ему шапочку с буквой М, которую для него сшила некая женщина. Затем Мастер делится с поэтом своей историей: он выиграл сто тысяч рублей, бросил работу в музее, снял квартиру и начал писать роман, после чего встретил свою возлюбленную. Однако его рукопись не была опубликована, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии оказались негативными. Мастер начал терять рассудок, и его роман был сожжен им самим. Это привело к его выселению и попаданию в лечебницу.
В соседнюю палату помещают еще одного пациента, который жалуется на оторванную голову. После того как шум стихает, Иван спрашивает собеседника, почему он не связался с любимой, и тот отвечает, что не хочет причинить ей боль: "Бедная женщина. Надеюсь, она меня забыла".
Глава 14. Слава петуху!
Финансовый директор Варьете Римский, глядя из окна, замечает несколько женщин, у которых на улице вдруг исчезает одежда: это клиентки магазина Фагота, столкнувшиеся с неудачей. Ему нужно сделать несколько звонков из-за скандалов, но он получает запрет от "развратного женского голоса" по телефону.
К полуночи Римский остается в театре один, и появляется Варенуха с историей о Лиходееве. Согласно его словам, Степа действительно выпил в чебуречной "Ялта" с телеграфистом, устроил розыгрыш с телеграммами и совершил несколько непристойных выходок, после чего оказался в вытрезвителе. Римский начинает подозревать, что администратор ведет себя подозрительно: прячется от света лампой, причмокивает, побледнел, и на его шее висит шарф, несмотря на жару. Наконец, финдиректор замечает, что у Варенухи нет тени.
Разоблачив вампира, Римский закрывает дверь кабинета изнутри, а через окно уже проникает рыжая нагая девушка. Однако они не успевают нанести удар по Римскому, так как раздается петушиный крик. Чудом спасшийся финдиректор, внезапно поседевший, спешно уезжает в Ленинград.
Глава 15. Сон Никанора Ивановича
Никанор Иванович Босой на все вопросы правоохранителей по поводу валюты настаивает на том, что дело здесь оборачивается нечистой силой, подлая игра переводчика и что он ни в чем не виноват в отношении найденных долларов в вентиляционной системе. Он признается: "Да, брал, но брал только советскими!" Затем его передают психиатрам. Но когда полицейский отряд прибывает в квартиру №50, чтобы проверить утверждения Босого о переводчике, они обнаруживают ее пустой, а печати на дверях остаются нетронутыми.
В лечебнице Никанор Иванович видит сон: его снова допрашивают по поводу долларов, но это происходит в помещении какого-то странного театра, где, параллельно с концертной программой, зрители призывают сдавать валюту. Он кричит во сне, и его успокаивает фельдшерица.
Крики Босого разбудили соседей по лечебнице. Когда Иван Бездомный засыпает снова, он начинает видеть сон о продолжении истории с Пилатом.
Глава 16. Казнь
К Лысой горе направляются приговоренные к смерти, включая Иешуа. Место распятия охраняется, чтобы предотвратить попытки спасения осужденных.
После распятия зрители уходят из-за сильной жары, но солдаты остаются страдать от жары. На горе скрывается Левий Матвей, ученик Иешуа, бывший сборщик податей. Он намеревался спасти Иешуа, но не успел. Теперь он мучается чувством вины и просит Бога дать смерть Га-Ноцри. Однако молитва остается не услышанной, и Левий Матвей начинает роптать на Бога. Солдаты уходят, приближаясь гроза, а командир приказывает убить осужденных. Начинается гроза, и холм опустел. Левий Матвей снимает тела с крестов и уносит Иешуа.
Глава 17. Беспокойный день
Бухгалтер Варьете Ласточкин, оставшись в театре один, не знает, как реагировать на слухи, которые заполонили Москву, и не представляет, что делать с постоянными звонками и прибытием следователей с собакой, которые ищут исчезнувшего Римского. Собака ведет себя странно, проявляя признаки злобы, страха и вой, но никак не помогает в поисках. Оказывается, все документы о Воланде в Варьете пропали, включая афиши. Ласточкин направляется в комиссию зрелищ и увеселений, чтобы представить отчет. Там он обнаруживает, что в кабинете председателя сидит пустой костюм, который подписывает бумаги. Секретарь рассказывает, что у начальника был странный посетитель, напоминающий толстого кота. Ласточкин решает проверить другой филиал комиссии, но там находит только клетчатого человека, который организовал кружок хорового пения и затем исчез. В финзрелищном секторе Ласточкин пытается сдать выручку от вчерашнего спектакля, но вместо рублей обнаруживает валюту в своем портфеле. Его арестовывают.
Глава 18. Неудачливые визитеры
Из Киева в Москву прибывает Максим Поплавский, дядя покойного Берлиоза, после того как получил странную телеграмму о смерти родственника, подписанную именем самого Берлиоза. Поплавский заинтересован в наследстве, включая жилье в столице.
В квартире племянника Поплавский встречает Коровьева, который плачет и описывает гибель Берлиоза. Кот начинает разговор с Поплавским, признаваясь, что послал телеграмму, и требует паспорт гостя, чтобы затем сообщить ему об отмене его присутствия на похоронах. Азазелло выгоняет Поплавского, сказав ему забыть о квартире в Москве.
Сразу после ухода Поплавского в "плохую" квартиру приходит буфетчик Варьете Соков. Воланд высказывает ему ряд жалоб на его работу: зеленая брынза, осетрина второго сорта, чай, напоминающий помои. Соков жалуется, что деньги в кассе превратились в резаную бумагу. Воланд и его свита выражают сочувствие и предсказывают ему смерть от рака печени через девять месяцев. Когда Соков хочет показать им бывшие деньги, бумага снова превращается в червонцы.
Буфетчик обращается к врачу и умоляет его излечить его болезнь, оплачивая визит теми же червонцами, которые после его ухода превращаются в винные этикетки.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.
Спасибо, что дочитали до конца! Подпишитесь на канал - это очень важно на данном этапе его развития!
(Также подписывайтесь на канал с полезной информацией о деятельности правоохранительной системы "Человек в штатском" - dzen.ru/chelovekv)