В этой статье расскажу как мы прошли по реликтовой дороге, проложив "тропу в Карелию" и почему это внедорожное приключение я считаю лучшим из всех, что с нами случались. Итак, поехали помаленьку!
С чего всё началось
Началось всё с того, что я когда-то по карте искал кратчайший путь из Подольска в Карелию. И этот путь пролегал через 18-й и 19-й квадрат в Атласе Вологодской области. Примета туристов: Самое интересное на сгибе карты!
Атлас Вологодской области я купил в 2000-м году, спасибо Картографической фабрике им. В.В. Дунаева. Состояние местности 1985 - 1997 гг. Как видно - на карте дороги есть! Но с тех пор некоторыми дорогами перестали пользоваться даже рыбаки и охотники, некоторые продублированы лесовозными трассами. Вот эти бывшие дороги я называю "реликтовыми дорогами". Сейчас их можно даже не заметить в лесу. Кстати, по ним интересно прогуляться пешком - расстояния небольшие. Но в последнее время ходить по ним одному я стал опасаться.
Если посмотреть на карту тех времён, то вокруг Шимозера была кольцевая дорога. Я её называю ШКаД - Шимозёрская кольцевая автодорога.
Первая попытка в 2012-м году - выяснили, что с восточной стороны сквозной дороги нет. С западной я даже не распознал дорогу на местности! Посчитал, что дороги нет.
Вторая попытка в 2013-м году принесла опыт ночёвки в грязи посереди леса с медведями.
Третья попытка в 2014-м году - стояла слишком хорошая для офф-роуда погода.
И вот наступил 2015-й год. Мы отправились в традиционную экспедицию за морошкой. Но отправились не из Подольска, а из Карелии. В тот год мы купили прицеп к УАЗу, и нагрузив его "добром" из подольского гаража, потащили в Карелию. Плюс отпуск начался рано - морошка ещё зелёная.
Сделав все неотложные дела по хозяйству на фазенде, двенадцатого июля мы из Карелии поехали в Вологодскую область. Причём лесными дорогами.
День первый Вепсский лес и Пёлдуши
Маршрут простой из Олонца на Лодейное Поле, потом в Алёховщине повернуть на Винницы, но с этой дороги свернуть на мост и пересечь Оять. Так короче.
От моста через Оять на Пёлдуши идёт не очень накатанная, но вполне хорошая дорога. Правда перед самой деревней немножко грязноватая.
Сама деревня Пёлдуши стоит на живописном озере. Озеро называется Печевское.
После Пёлдушей дорога выходит на дорогу, которая идёт из Винниц в Казыченскую. Казыченская - это последняя деревня в Ленинградской области. Рядом есть ещё две Фёдоровская и Васильевская, но нам туда не надо.
Из Казыченской нам надо было попасть на "межобластную" лесовозную дорогу. Навигатор этой дороги не знал, но мы запомнили ориентиры.
Не смотря на середину июля и недавний день Ивана Купалы, погода стояла прохладная. УАЗовский термометр показывал всего +7. И это хорошо! Дело в том, что при холодной погоде, как тогда, не случаются шквалы и ураганы! А судя по лесным завалам, которые встречаются в этих краях - они там случаются довольно часто.
Ещё плюсы такой погды - мы не потели, а комары не проявляли большой активности.
Кстати о дороге. Заготовители леса местами укрепляют дорогу, создавая нечто похожее на гать. Естественно, используют самый некондиционный лес. Естественно, брёвна сгниют довольно быстро, но на время заготовки леса этого хватит.
Выехали на трассу "шестьдесят градусов двадцать минут", которая на Зубово. Если не поворачивать на эту трассу, то следующей деревней будет Колошма. У меня есть дурная идея, как-нибудь проехать по этому маршруту зимой. В моём понимании, дороги должны быть почищены.
На ночлег встали на знакомой стоянке на Торозере.
День второй. Пелкасска
Стоянка знакомая. Всё как обычно. Чтобы "словить горизонтальку" пришлось найти камень и наехать на него передним колесом.
Поехали в Пелкасску.
Увы, в этот год мы не встретили там никого. А ведь даже скромные продуктовые подарки приготовили.
Оставаться на ночлег в пустой деревне не было никакого настроения. Погода, как видно по фотографиям, была мрачноватая, хотя днём в некоторый момент светило солнце. Мы поехали на Яндозеро.
День третий. Яндозеро. Погода совсем испортилась
На Яндозере есть изба. Ночевать в ней мы конечно не стали - это на случай крайней необходимости. Встали рядом на стоянке. Кстати, кто-то рядом с кострищем оставил канистру с маслом. Я не стал строить из себя выживальщика - воспользовался маслом как растопкой. Негодная тряпка нашлась в УАЗике.
Вот собственно вид на нашу стоянку. Видна та самая изба.
Надо сказать, что грунт в этих местах глинистый и вокруг костра образовалось болотце.
Больше фотографий в этот день не было. Я сходил на разведку с лопатой - дорога с прошлого года лучше не стала. Где мог я понизил уровень воды, но дорога меня не вдохновила. Было очевидно, что местами УАЗик придётся тянуть вручную.
Немножко расстроившись, я решил прогуляться ещё в одном направлении. Когда мы ехали на Яндозеро, навигатор показал, что направо уходит какая-то дорога. "Дорога" - это громко сказано. В лес уходила не сильно заметная тропинка. Но, если присмотреться внимательнее, то можно было угадать, что тут была когда-то дорога. Кстати, навигатор дорогу показывал так: "Если вы проехали сто метров - вот вам ещё сто метров дороги". Тропинка эта вела в Васильевскую 1-ю. До неё было около километра. Тропинка шла через мост. Правда я не сразу понял, что это мост - думал, что это просто насыпь между двух болот. После моста я встретил следы трактора, а точнее экскаватора - нам рассказывали, что он катался по лесным дорогам в поисках пригодного для отсыпки грунта.
Ещё раз публикую фотографию карты - 1-я Васильевская в левом верхнем углу.
По сравнению с той тракторной дорогой, по которой мы собирались проехать - у дороги на Первую Васильевскую было много преимуществ. Самое главное - она была не грязная.
Но, были и недостатки:
- Мост очень сильно зарос
- На мосту были провалы грунта
- Перед мостом было топкое место, правда, если ткнуть лопатой поглубже - она упиралась во что-то деревянное.
- Экскаватор после себя оставил "бурелом"
- Ну и заканчивалась дорога совсем непролазными зарослями, с которыми не стал даже экскаватор связываться, а просто проломился через овраг на поле - нам, получается, по его следам.
- На поле иван-чай был примерно в человеческий рост. Никакой дороги или следов не угадывалось.
Кстати, в первой Васильевской стоял чей-то УАЗ Хантер, но его хозяева куда-то ушли. Я заглянул в колодец - там охлаждалась бутылка водки. Ещё была выкошена трава, причём на подъезде тоже. На всякий случай я пошёл дальше - может этот Хантер прошёл по такой грязи, которая не для нашего Патриота.
От Первой Васильевской дорога оказалась без засад, сначала она меня вывела на делянку, а оттуда на магистральную лесовозную трассу. Я не стал возвращаться обратно той же дорогой, а протопал несколько километров по лесовозной трассе, до перекрёстка с той самой тракторной дорогой и вернулся по ней. Надо сказать, что эта тракторная дорога для меня стала как родная.
Должил Лене, что есть вариант выбраться отсюда альтернативным путём.
День четвёртый. "Уезжать отсюда надо"
Утром четвёртого дня я просто трудился в лесу! Мостик я начал расчищать ещё вчера, чтобы лучше оценить "масштабы бедствия". За день был улучшен подъезд к мосту, заделаны провалы. Убрана лишняя растительнось с дороги - она заросла осинками.
А ещё мне надоел плохо горящий костёр. Недалеко от стоянки лежала поваленная ёлка, которую постепенно разбирали на дрова - я отпилил от неё чурку и нарубил "гламурных" дров. Других фотографий в этот день нет.
Днём, кстати, погода наладилась, но к вечеру с неба опять что-то начало капать.
День четвёртый прошёл в трудах.
И вот, представьте себе картину. Мы забрались в УАЗик, костёр догорел, кругом тёмный лес и тишина. Лежим. Молчим - каждый думает о своём. И тут Лена в тишине произносит: "Уезжать отсюда надо!". Сказано это было каким-то, как мне показалось, зловещим тоном. Если честно, я был готов тут же собрать вещи и не разбирая дороги ломануться на УАЗике прочь от этого места.
Но, я уточнил: "У тебя предчувствие нехорошее?" Лена ответила, что нет, просто надоело тут стоять. Решено было завтра утром сняться со стоянки и ехать, не смотря на то, что дорога была ещё не готова. Я мостик-то ещё в порядок до конца не привёл.
День пятый. Только вперёд!
Надо сказать, что даже поворот на Первую Васильевскую был засадный! Если просто повернуть, то можно было свалиться в болто. Надо было сначала развернуться на пятачке, и только потом ехать вперёд. Заехали и остановились.
Кстати, на пятый день погода наладилась. Утром светило солнце. И даже как-то и не страшно.
По этой фотографии видно, что за пару дней от УАЗика к костру мы натоптали тропу.
Яндозеро уже не такое мрачное:
Ещё одна причина почему надо было "отсюда уезжать" - перед самым Яндозером дорога грязная и разбитая, спускается в низину и поднимается наверх. Причём обратно подъём длиннее.
Выезд с Яндозера прошёл успешно. Кстати, на всякий случай я стравил давление в шинах до 1,4 атмосферы. Настоящие джиперы меня за это засмеют - они "травятся" гораздо сильнее.
К вечеру мост был почти готов.
Но, остались ещё проблемы.
Под мостом, было реально глубоко! Лопатой дна было не достать. Радовало только одно. Когда-то мост был построен из хорошего леса. Провал образовался из-за того, что сгнили брёвнышки настила. Сами балки были прочными, не смотря, что были в воде.
На самом деле, этот мостик был перекинут через протоку между Полозером и Канзозером. Если посмотреть по карте, то получается, что это речка Сюрьга.
Ближе к вечеру стало поджимать время. Штурман-фотограф заявил, что если я ещё протяну полчаса, то станет темно и заснять мой проезд не получится. Пришлось прекратить улучшения и проехать. Тем более, хотелось за день пройти хоть какой-то существенный этап.
Как УАЗик проехал через мост есть видео. Ссылка в конце статьи.
Когда я садился за руль, то подумал, что если застряну - значит я хреновый водитель, либо хреновый строитель. Не застрял.
Дальше фотографии моста после того, как по нему проехал УАЗик
То, что УАЗик раздвинет жерди колёсами было очевидно. У меня с собой, кстати, были строительные скобы, но я решил их не использовать.
А это вид на речку в обе стороны, через которую мы переехали. "Фарватер", судя по всему, чистят бобры.
Отъехав от моста метров сто УАЗик остановился. Дальше дорога ещё не была проложена.
А вот это постановочное фото:
После того, как проехали мост, пора было думать о ночлеге. Кажется мы ещё продвинулись вперёд - надо было доехать до горизонтального места.
В этот раз я нарушил правило - на ночлег мы встали прямо на проезжей части.
День шестой. Отступать некуда - впереди Первая Васильевская
Утро встретили вот так. Кашу грели на самоваре. Костёр не жгли. На второй фотографии в галерее в кадр попала бутылка с местной водой - это я набрал в речке для технических целей.
Путь вперёд выглядел вот так:
Было улучшено ещё одно топкое место:
Фотографий нет, но в одном месте пришлось убирать висящее дерево. Это самое опасное. У вальщиков леса есть инструкция, что если дерево повисло - не пытайся сам его удалить, вызывай помощь и специалистов. Доехали до оврага.
Путь того экскаватора я представляю был таким: Сначала от Первой Васильевской он проехал по полю до конца и через лес выехал на дорогу, а вот обратно он поехал по дороге и на поле проломился через лес. По карте дорога должна идти прямо, но там был уже совсем древний лес.
На фото из-за травы не видно лежащее дерево, которое экскаватор вывернул вместе с корнями. Эти корни были как противотанковый ёж. Тут пришлось копать и пилить.
Всё, что расчистил, я сложил аккуратно на дне оврага - там было сыро.
На выезде из оврага была колея, продавленная экскаватором. Есть аксиома: Если на дороге есть колея, то УАЗ в неё свалится.
С экскаваторной колеёй было всё лучше - она была широкой и получалось так, что УАЗ в неё мог свалиться только одной стороной. Перед тем как ехать через овраг, я шагами измерил расстояние до деревьев - убедился, что у меня хватит длины строп, если УАЗ придётся из оврага вытаскивать. Не пришлось.
На выезде из оврага была поставлена веха для ориентира. Езда по высокой траве чем-то напоминает езду по воде. Когда идёшь пешком, вроде всё понятно, а вто когда сидишьза рулём - можно сбиться и урулить не туда.
По полю прошёл раза три туда-обратно. Во-первых, промял хоть какой-то след, во-вторых, кто знает, что на этом поле среди травы могло лежать.
Овраг УАЗик переехал без проблем - трава к этому времени уже подсохла и на выезде было не скользко. Плюс, благодаря тому, что дно оврага я улучшил - получилось на спуске набрать ход и выехать на ровном газе.
Первая Васильевская
Когда мы приехали в Первую Васильевскую - люди из неё уже уехали. А так было бы прикольно.
Старый дом. Не знаю, сохранился он сейчас или уже нет. Тогда дом ещё использовался для ночлега. Про то, как строили вепсы, надо будет написать как-нибудь отдельно. Если в двух словах, строили капитально и из хорошего леса, который в этих краях тогда ещё был.
Ещё неподалёку от старого дома стояла замшелая баня - я к ней не подходил.
А вот это уже новодел! Кто-то решил построить себе в лесу избушку. Фотографии изнутри публиковать не буду. Скажу лишь, что в избушке была сложена печь, но не выведена труба и не настелен пол. И вероятно, эту избушку так и не достроили. Через год мы снова посетили это место (пешком), но признаков продолжения строительства не было.
А недостроена эта избушка скорее всего по простой причине. После строительства лесовозной дороги - место потеряло свою недоступность. Уже не нтересно.
После Первой Васильевской мы выбрались на новую лесовозную трассу. Кстати, в одном из отвалов грунта я встретил вот такой камень. Мне кажется, что такой след оставляет подземный поток воды. А может это окаменевший пляж.
Потом немножко прокатились "не в ту сторону" по лесовозной дороге. Куда она нас выведет узнавать не стали.
Развернувшись, доехали до перекрёстка с той самой тракторной дорогой, которую мы объехали через первую Васильевскую. Я немного по ней прошёл, чтобы запечатлеть ужас. На карте эта дорога обозначена как "тракторная".
А вот фотографии рецепта как преодолеть эту грязь:
Следы сохранились потому, что были в воде и их не размыло дождём. Потом вода в луже высохла.
Дальше была дорога на Ошту.
Встретили ещё один странный объект:
Почему на данный момент это наше лучшее внедорожное путешествие
Во-первых, мы наконец-то смогли проехать с Шимозера на Ошту.
Во-вторых, мы не пользовались лебёдкой и оставили после себя дорогу, а не грязь со следами волочения куска железа. В моём понимании, дорога, по которой нельзя проехать без лебёдки - дорогой не является. Это волок!
В-третих, я считаю, что Шимозеро и его окрестности - это объект культурного наследия, к сожалению, уходящий в небытиё.
В-четвёртых, доргу строить было просто интересно! Никто не мешал!
Сколько лет ещё простоит тот деревянный мостик - я не знаю.
На следующий год мы опять приехали на Яндозеро - было интересно посмотреть, кто проехал по нашей дороге после нас.... Но это уже другая история. Она будет! Подписывайтесь и не переключайтесь!
Прочитать про предыдущие экспедиции в Шимозёрские края можно в подборке.