Найти в Дзене

Для чего даны родословные в Священном Писании? (Бытие 10-13)

Приветствуем вас, уважаемые читатели! Мы продолжаем изучение Священного Писания сквозь призму темы «Благая весть в Библии». Отрывок для исследования на сегодня: книга Бытие, главы 10-13.

Старинное дерево, символизирующее генеалогическое древо
Старинное дерево, символизирующее генеалогическое древо

В прочитанных нами главах книги Бытие встречается несколько родословных. Когда читатель Священного Писания находит их в Библии, большинство стремятся к тому, чтобы поскорее перелистнуть страницу. Чтение родословных многих утомляет. Для чего они даны в Священном Писании? Мы посмотрим на несколько родословных в книге Бытие.

Во-первых, очень важно отметить тот факт, что перед нами две генеалогические ветви. Уже с самого начала, как только произошло грехопадение, четвёртая глава книги Бытие описывает нам генеалогию потомков Каина. Это те, кого в богословии принято называть «каинитами».

Но далее конец четвёртой главы упоминает о рождении Сифа и затем о том, что начали призывать имя Господне. И пятая глава представляет собой описание генеалогии тех, кого в богословии принято называть «сифитами». Потомки Сифа - 10 поколений до потопа.

На две линии, на две генеалогии разделился человеческий род. Те, кто упражняется в грехе, в беззаконии. И те, кто стремится служить Богу и жить по Его воле.

Далее уже после потопа мы находим, что у Ноя три сына: Сим, Хам и Иафет. Однако, к сожалению, и среди потомков этих трёх сыновей происходит разделение на две группы. Отдельно идут «иафетиты» и «хамиты», и отдельной группой стоят и выделены «симиты» - потомки Сима.

Вот как об этом говорится в:

Бытие 9:25-27: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».

Перед нами пророчество о потомках этих троих человек. И мы видим, что только лишь одно имя связано с благословениями: «благословен Господь Бог Симов». Вот эта линия, линия «симитов», она стоит особняком, потому что в ней сохраняется познание о Боге и есть стремление служить Богу.

Сравнивая вот эти две линии и до потопа и после потопа, мы находим между ними очень разительное различие. В родословии нечестивых упоминаются их достижения. Например, в:

Бытие 4:17: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Идёт строительство городов. Далее в:

Бытие 4:20: «Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами».

Упоминается животноводство. Далее в:

Бытие 4:21: «Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели».

Развивается музыка.

Бытие 4:22: «Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа».

Перед нами описание развития металлургии.

В десятой главе книги Бытие, когда предлагается родословная потомков Ноя, рассказывается об их достижениях так же.

Бытие 10:9: «Он был сильный зверолов пред Господом, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом».

Упоминается охота и способность Нимрода справляться с дикими животными.

Далее упоминаются территории владения, где, до каких границ они распространялись:

Бытие 10:10, 19: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар... И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши».

Упоминается также строительство городов в:

Бытие 10:11-12: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий».

В родословии нечестивых помимо рассказа, кто от кого произошёл, упоминаются их достижения. Что они представляли собою в плане архитектуры, животноводства, музыки, металлургии, охоты, территории владения, строительства городов и т.д.

А вот в родословии праведных нет упоминаний об их достижениях. Нет рассказа о том, какими они были специалистами или каких высот им удалось достичь в каких-либо сферах человеческой жизни, что касается материального и иного обустройства бытового.

Но вот, что есть в родословии праведных. Во-первых, это факт служения Богу.

Бытие 4:25-26: «И познал Адам ещё жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа».

«Тогда началось служение Господу». Это упоминается в генеалогии праведных.

Бытие 5:21-24: «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».

Фраза «ходить пред Богом» означает «служить Богу, жить по Его воле». Так, что Енох был переселён не видя смерти.

Таким образом, в родословии праведных упоминается факт служения Богу. И главным здесь является простой факт деторождения. Простой, обычный, банальный факт деторождения. Но в генеалогии праведных он очень важен, потому что они помнили обещание, данное Богом в самый день грехопадения.

Бытие 3:15 говорит о том, что появится семя жены, которое поразит змия в голову. Родится Избавитель, родится Спаситель. И потому, для тех, кто служит Господу, очень важно было проследить генеалогию и проследить путешествие вот этого семени жены, через которое земля будет спасена.

После потопа эта генеалогия прослеживается через Сима и его потомков. И вот проходит время и мы читаем в:

Бытие 12:2-3: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные».

Бог через откровение Аврааму уточняет, что «благословятся в семени твоём все народы земли». Он уточняет, что вот это семя, это обетованное семя жены, этот Избавитель родится именно через Авраама. Того, который является представителем потомков «симитов». Все племена земные, вся земля получит благословение благодаря потомку, который родится от семени Авраама.

И очень важно подчеркнуть, что здесь в оригинале используется тот же самый термин, слово «зэра» (זֶרַע), которое используется в оригинальном, изначальном обетовании, записанном в Бытие 3:15: «Семя жены поразит змея в голову».

Таким образом, Авраам, история которого начинается вот здесь, в конце одиннадцатой главы книги Бытие, это не случайный человек в этой генеалогии. Он есть продолжатель благочестивой генеалогической линии. Он не случайно появляется в библейском повествовании.

Неемия 9:7-8: «Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама, и нашёл сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет...»

Причина, по которой Бог говорит, что именно через Авраама родится обетованное семя, тот вот самый Избавитель, который принесёт благословение всей земле, заключается в том, что сердце его было верно пред Господом. Главное в жизни, это не достижения, не важные дела, а нравственный вопрос.

Благая весть, которая звучит в этих главах, выглядит так. Благочестивая генеалогическая линия сохраняется. Бог подтверждает обетование о семени, через которое благословятся все народы земли. И через которое древний змий будет побеждён.

Виталий Олийник