"Непростое решение" - третья часть рассказа "Братишка" (часть 2 здесь)
Мать долго пыталась прийти в себя. Коля сидел напротив, рассматривая её и не понимая, как можно так сильно измениться.
Когда отец сбежал от них, она изо всех сил старалась показать, что её этот факт никак не трогает и не выбивает из колеи. Колька психовал, убегал из дома, плакал тайком, а она ходила с гордо поднятой головой.
С появлением Алексея вдруг перестала демонстрировать всем свою независимость. Сократила встречи с подругами, торопилась домой с работы, превратившись практически в домоседку. Периодически успокаивала Кольку, надеясь примирить его с присутствием отчима на их общей территории, что-то тихо говорила Алексею, пытаясь, видимо, убедить и его, что он, Колька, не такой уж плохой. Потом смущаясь, сообщила сыну, что вновь ждёт ребёнка, и на все его вспышки и истерики только улыбалась.
- Вот родится, полюбишь ещё.
- Не полюблю. - Упрямо говорил Колька и снова уходил. Теперь уже к Лизе, которая всегда умела понять и успокоить его.
Мать так любила своего Бореньку, просто надышаться на него не могла. И вот, нате вам, дожила до того, что даже из детского сада забрать не соизволила.
Он был зол на неё теперь уже даже не за себя.
- Коля... - Александра с трудом подняла голову. - Ты как здесь?
- Проездом. - Грубо бросил он. - Ты почему Борьку из сада не забрала? Почему пьёшь? Вещи его почему не стираешь? Мне Нина Ивановна рассказала.
- Почему? - Она встала с трудом. Дошла до раковины налила в кружку холодной воды из-под крана. - Тебе, сынок, не понять. Ты в отца своего пошёл. Никогда никого не любил, кроме себя. И не любишь.
- А ты, мама, всё про меня знаешь? - Коля зло прищурился. - Когда человека никто не любит, то он вынужден любить себя сам. Больше ведь некому. Ты любишь меня, мама? Любила? А отца? Может быть, поэтому он ушёл? А Борьку? Ах да, прости, ты любила своего Алексея! Я рад за тебя! Да, я не такой вырос, как ты мечтала. А что, кто-то из вас, родителей, научил меня любить? Ты? Папа? Я с кого пример должен был брать? Видишь, сколько вопросов и ни одного ответа.
Александра Валерьевна снова опустилась на кровать.
- Ты упрекаешь меня, мама. - Коля уже не мог остановиться. - У тебя своя правда. Ты родила ребёнка себе и своему...
Он запнулся, наткнувшись на взгляд матери, но всё же продолжил.
- А теперь вешаешь его на нас с Лизой. Борька мне брат, а не сын. А Лизе он вообще никто. Вот только она его в сад водит и буквы с ним учит, пока его мать пьёт с какими-то алкашами. Ты хоть знаешь, что из опеки в садик приходили?
Женщина покачала головой.
- Про детский сад не знала. Они сюда, домой, приходили тоже. Сказали, от соседей сигнал был.
- И что?
- Спасибо, что вечером пришли после работы. Мы с Борей только вернулись. Прошли, посмотрели комнату его, одежду, спросили, не наказываю ли я сына, есть ли в доме еда. Сказали, будут держать на контроле.
- И всё? Ты успокоилась и снова потащила в дом кого попало? Борька сказал.
- Почему, кого попало? Павел, он здесь недалеко живёт. Мы с ним в магазине познакомились.
"Видимо, покупали одно и то же". - С неприязнью подумал Коля.
- И его друг с женой. Просто посидели вместе.
- Сегодня тоже?
- Сегодня устала очень. Прилегла и задремала.
- Устала...
Коля развернулся и вышел. Домой вернулся без настроения. Боря уже спал.
- Поужинаешь?
- Не хочу. К ней, оказывается, тоже приходили из опеки. Соседи пожаловались. На шум, скорее всего.
- Коля, а что делать? Может быть, твою маму пора лечить от этой зависимости?
- Нет у неё пока никакой зависимости. Это болезнь можно вылечить, а она сама придумала себе, что ей так будет хорошо, что она так меньше скучает по Алексею. Ты мне не верила никогда. Вот и посмотри теперь. Только меня она променяла на другую семью, а Борьку на выпивку.
- Я не вправе осуждать твою маму. - Уклончиво ответила Лиза. - И никогда не задумывалась, правду ты говоришь или нет. Просто поступала, как чувствовала. А с Борей теперь что?
- Ну, что с ним может быть, Лиза? Погостит немного у нас и вернётся домой. Пусть мать заботится о нём, как и должна.
- Давай, тогда Боря поедет домой после твоего дня рождения?
- Я думал, мы отметим с тобой вдвоём.
- Ну, твоя тёща всё равно приедет тебя поздравлять. Александра Валерьевна, скорее всего, тоже. Так что вдвоём вряд ли получится.
- Александра Валерьевна теперь под большим вопросом. Она и раньше не слишком заморачивалась по этому поводу, а сейчас ей и вовсе не до моих праздников.
Лиза вздохнула. Она надеялась, что Коля когда-нибудь отпустит свои воспоминания и перестанет злиться на родителей, но он был пропитан детской обидой, как коржи сиропом в самом лучшем именинном торте, а обстоятельства, увы, складывались так, что не позволяли её упрямцу-мужу отпустить ситуацию.
Боря остался у них. Положа руку на сердце, он не слишком мешал Коле, но всё же присутствие в доме ребёнка напрягало молодого человека и он с нетерпением ждал момента, когда братишку можно будет отправить обратно домой.
Накануне праздника Лиза всячески старалась, чтобы день рождения мужа прошёл как можно лучше. Продумывала меню, хотя Коля и сказал, чтобы она не волновалась, и он всё приготовит сам, несколько раз позвонила маме и Александре Валерьевне, старательно упаковывала свой подарок - красивое кожаное портмоне. Боря суетился рядом.
- Лиза, а сегодня уже можно дарить?
- Нет, Боренька, сегодня рано ещё.
- А почему?
- Ну, потому что с днём рождения раньше не поздравляют.
- Почему?
- Традиция такая или примета, я не знаю, Боря. Просто как поздравлять того, кто ещё не родился?
- Ну да. - Боря задумался. - Тогда нельзя.
В тот день они с Колей засиделись за полночь. Сначала готовили, а потом досматривали заключительные серии одного очень интересного фильма. Вдруг на пороге комнаты возник сонный и встревоженный Борька.
- Лиза. - Прошептал он. - Лиза...
- Ты что, Борь? - Лиза вскочила. - Заболел? Испугался? Идём, мой хороший.
- Лиза, а теперь уже завтра? Уже можно поздравить Колю?
- Боря, малыш, потерпи до утра. Думаю, сейчас Коля не будет так рад. Он устал и почти спит. И ты спи.
- Ну, ладно. - Разочарованно вздохнул мальчик.
- Ну вот, ты пропустила самое интересное. - С досадой сказал Коля, когда она вернулась. - Что там, страшный сон приснился?
- Борька так хочет тебя поздравить, что даже спать не может спокойно. Он любит тебя, Коль.
- О, Боже. Надеюсь, он не поднимет нас завтра ни свет, ни заря, чтобы воплотить в жизнь свой грандиозный план. Лиза, обещай мне, что мы не будем торопиться со своими детьми. Ну, пожалуйста!
- Конечно, не будем. Надо хотя бы закончить учёбу. Нам с тобой ещё дипломы защищать. Я тоже не хочу, чтобы наши дети страдали от недостатка внимания. Зачем им бедные, задёрганные родители-студенты?
- Ну, не такие мы бедные. Но задёрганные - точно. - Коля поцеловал жену. - Давай фильм досматривать, студентка!
Утром, когда Коля открыл глаза, Лизы рядом уже не было. Он потянулся. Из кухни доносился запах кофе и блинчиков. Жена встала раньше, чтобы порадовать его горячим завтраком.
- Проснулся? - Она заглянула в комнату. - С Днём рождения, любимый! Там Борька часов с семи под дверью сидит. Можно ему?
Коля только головой покачал.
- Да пусть уж идёт.
Братишка ворвался в комнату. Обхватил Колю за шею.
- Поздравляю с Днём рождения! Пусть у тебя будет счастье!
Торопливо принялся вытаскивать из кармана самодельный, неумело склеенный цветной конвертик. Потянул неловко, испуганно ойкнул, услышав звук рвущейся бумаги, протянул торжественно.
- Это тебе!
Коля взял надорвавшийся конвертик. Вытащил немного мятые, но тщательно разглаженные пятидесяти и сторублёвые купюры, на одеяло упало несколько металлических монеток.
- Ты что, копилку свою опустошил что ли?
Борька радостно кивнул.
- Много получилось, правда? Помнишь, ты тоже давал?
Деньги Борьке, как и ему в детстве, перепадали нечасто. Их мама считала, что подарки должны быть практичными и необходимыми, а деньгами детей баловать и вовсе нечего. От этого бывают разные неприятности.
- Подожди, Борь, ты же на робота какого-то собирал. - Растерялся Коля.
- А. Это, как у Вани был. - Махнул рукой Борька. - Да, ладно. Пусть тебе будет!
- Ну, так нельзя. Это же тебе дарили. А дарёное не дарят.
Борька испуганно захлопал ресницами. В уголках глаз набухли дрожащие прозрачные капли.
- А как тогда? - Тонкий голосок дрогнул. - У меня больше ничего нет...
- Борь, да ты что? - Теперь уже испугался и Колька. - Я же просто... Спасибо, конечно.
- Боря, это очень хороший и дорогой подарок! - Лиза из-за Борькиной спины сердито глянула на мужа. - Мы пойдём и купим на эти деньги что-нибудь крутое и здоровское. Да?
- Конечно. - Выдавил Коля.
- А когда пойдём? - Слёзы Борьки высохли.
- Да сразу после завтрака и пойдём. - С нажимом сказала Лиза.
- Ура! - Боря выскочил из комнаты.
- Коль, ну что ты толстокожий такой? - Лиза огорченно собрала с одеяла монетки. - Он же тебе самое дорогое отдал. Всё, что у него было. Два часа эту копилку ковырял, пока мы с твоей мамой разговаривали.
- Да я... Просто подумал. Он же собирал... Поедем сейчас и купим ему этого робота.
- А вот так нельзя! - Строго отрезала Лиза. - Ты и так обидел его. А этим обидишь ещё больше. Тебе купим. Хоть что. А ему потом, не в этот раз. Понимаешь?
Коля кивнул. И, собираясь, положил Борькины деньги в подаренное Лизой портмоне. Братишка расплылся в такой счастливой улыбке, что Коле вновь стало неловко...
* * * * *
В один из дней он был на работе, когда позвонила Лиза.
- Коль, Борю забрали!
- Как забрали? Куда?
- Мама твоя звонила. Я мало, что поняла. Кажется, вчера у неё опять эти гости были. И соседи снова вызвали полицию. Они приехали, а у Бори синяк на лице почему-то. Связались с опекой, и они Борю забрали. Я спрашиваю, а она толком ни на один вопрос ответить не может.
- Не может. Потому что опять чуть теплее, сама знаешь, чего, была. - Коля выругался.
- Но она не пила в последнее время. Боря говорил, что хорошо всё.
- Борьке она мать. Он что угодно скажет. Лиз, теперь что?
- Надо ехать, узнавать, куда его увезли. Ты отпроситься можешь?
- Попробую.
В отделе опеки строгая женщина в очках, посмотрела на них недружелюбно и даже несколько враждебно.
- Вот одно заявление от соседей, вот другое, третье. Протоколы из полиции, акт обследования жилищных условий, заключение из детского сада... Вы раньше где были? Вы что, не знали, что ваша мать пьёт?
- Она не алкоголик. У неё нервный срыв после смерти мужа.
- Вы серьёзно? У нас таких нервных половина района. При срывах, молодой человек, люди обращаются к врачам, к психологам, а не в магазин за водкой бегут. Мы вашу мать предупреждали, чем это может закончиться. Она не прислушалась. До рукоприкладства дело дошло.
- Не может быть. Мама никогда Борю не била.
- Возможно. Может быть, и в этот раз не она это делала. Может быть, сожитель её.
- Да какой сожитель? А Боря что говорит?
- Ребёнок говорит, что упал. Они все так говорят. А сожитель Пронин Павел Константинович, безработный. Неоднократные контакты с полицией. Не самое лучшее общество для ребёнка.
- Ладно, всё это понятно. А Боря сейчас где?
- Мальчик в больнице на обследовании. Потом поедет в центр временного содержания.
- Постойте! Какая больница? Он полностью здоров! - Возмутилась Лиза. - Мы справки к школе собирали! Давайте мы его заберём к себе. Если дома ему нельзя.
- Никто никуда до решения суда ребёнка не заберёт.
- Какого суда?
- Опека подаёт заявление на лишение матери родительских прав.
- А потом? Куда вы отправите Борю?
- В соответствующее учреждение. - Жёстко сказала женщина. - А как вы думали?
- Но он не один! - Лиза вскочила. - У него, кроме мамы, брат есть.
- Есть. - Женщина стукнула ручкой по столу. - Только можно ли ему ребёнка доверить. И что-то он, кажется, не горит желанием брать на себя такую ответственность. И, знаете, девушка, правильно делает. Он кто? Студент? Вот сначала на ноги надо встать, постоянное место работы найти, жильём обзавестись.
- Есть у нас жильё. Нормальное. И условия там для ребёнка есть! Коля, ну, что ты молчишь?!
Из опеки они вышли впервые серьёзно поссорившись.
- Лиз, ты что, обиделась? Ну, что я сделал такого?
- Вот именно, Коля, что ничего. Ты ничего не сделал, чтобы как-то помочь Борьке. Всю жизнь говоришь, что родители тебя предали, а сам сейчас делаешь тоже самое!
- Но Боря мне не сын!
- Он твой брат! Братишка! Ему семь. И он один в этом мире!
- Не один. Мы будем его на выходные забирать. На каникулы.
- Коль, ты наивный? Это так не работает! А если его отдадут под опеку в другую семью? Чужим людям? Если его там обижать будут? Ты как, спокойно будешь после этого жить?
- Да никому его не отдадут. У него же родственники есть.
- Правда, наивный. Или равнодушный? Коля, возьми деньги и сходи на консультацию к юристу, если мне не веришь. Или интернет открой, почитай, как это бывает.
- И что ты предлагаешь?
- То же, что и раньше. Мы сами возьмём опеку над Борей.
- А нам дадут?
- Пусть попробуют не дать. У нас квартира, работа. Мы... Мы адвоката наймём.
- Боец ты, Лиза. Всегда такой была.
- А ты - нытик. - Уже остывая, ответила она. - И зачем я с тобой связалась...
- Любишь, наверное.
- Люблю.
* * * * *
- Вот и всё, Борька. Теперь мы с Лизой за тебя отвечаем.
- А мама?
- А мама полечится. И потом, может быть, опять будешь жить с ней. - Лиза погладила его по голове. - Правда ведь, Игорь Николаевич?
- Возможно. - Улыбнулся адвокат. - Ограничение в родительских правах, это ещё не лишение. Что-то вроде испытательного срока.
- Чтобы исправиться? - Боря поднял на него глаза.
- Да, малыш, чтобы исправиться. Людям надо давать такую возможность.
- Всем?
- Можно я не буду отвечать тебе на этот вопрос? - Смущённо хмыкнул Игорь Николаевич. - Я сам ещё не до конца уверен в ответе. Но твоя мама, надеюсь, исправится.
- И я надеюсь. - Боря заторопился, догоняя ушедшего вперёд старшего брата и крепко взял его за руку.
Продолжение следует... часть 4
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)