Найти тему
Русский наблюдатель

Лавочка прикрылась, люди бегут: лидер диаспоры проговорился, как легализовали тысячи мигрантов до "Крокуса"

Мигранты стали покидать Екатеринбург и другие города Урала. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Мигранты стали покидать Екатеринбург и другие города Урала. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

После теракта в "Крокус Сити Холле" дела у мигрантов в России резко стали плохи. Судебные приставы отчитываются: с начала 2024 года только из Свердловской области выдворено по решению судов 635 гастарбайтеров. Все они жили на Урале нелегально или по фальшивым документам.

Алла Баранова

Рейды по местам скопления мигрантов после теракта усилили. Например, только 10 апреля на Сортировке в Екатеринбурге за день проверили 370 иностранцев. Примерно 10 процентов от всех проверенных оказались нарушителями. При этом, полиция уже не знает, куда девать задержанных.

Рейды по местам скопления мигрантов усилились после событий в Подмосковье. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Рейды по местам скопления мигрантов усилились после событий в Подмосковье. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

По неофициальным данным, все спецприёмники в городе после участившихся рейдов забиты под завязку. Полицейские стали частыми гостями в Цыганском посёлке, на старой Сортировке и на "Таганском ряду".

Тактика: бежать туда, где спокойнее

Ситуация изменилась, и невиданная прежде строгость со стороны силовиков заставляет приезжих нет, не соблюдать законы страны пребывания, а покидать Екатеринбург. Здесь стало неспокойно.

Эксперты рассказывают: мигранты или возвращаются на родину, или бегут в другие города России. Выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии пытаются обосноваться там, где легче будет затеряться или подзаработать. Приоритеты - Москва, Сибирь, северные города и города малые.

Мигранты хотят работать в Москве и Санкт-Петербурге, потому что здесь легче затеряться. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Мигранты хотят работать в Москве и Санкт-Петербурге, потому что здесь легче затеряться. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

В диаспорах с ноткой неприкрытого шантажа говорят, что отток южан на Среднем Урале оборачивается тем, что тяжёлую и неквалифицированную работу делать скоро будет некому. На стройках уже возник дефицит рабочих.

События в "Крокусе" привели к тому, что легализоваться в России в целом и в Екатеринбурге в частности стало намного труднее. Об этом проговорился лидер одной из диаспор Фарух Мирзоев - представитель "Дома дружбы народов Урала". И прежде всего, уезжают те, кто не смог легализоваться. По его мнению, три месяца - это максимальный срок. Не смог решить свои проблемы за это время - уезжай из города. Легализоваться позднее навряд ли получится.

Мирзоев раскрыл, что в Екатеринбурге для легализации действовала определенная схема. Но эта лавочка прикрылась.

— Это сложная система. Надо было найти адрес, где прописаться человеку. А сейчас люди, которые были задействованы в этих схемах, пропали, - цитирует лидера диаспоры портал E1.ru.

"Серая" прописка, фиктивные браки, "резиновые квартиры" - вот методы, которые много лет работали безотказно. И сегодня эти методы начали пробуксовывать.

На Урале мигрантам стало неинтересно

Тот ж Мирзоев отмечает: рабочие на стройках нужны. Им и зарплату приличную предлагают, а людей просто нет.

Приезжие сегодня - это порядка 10 процентов от населения России. Быстро восполнить отток такого количества рабочих рук будет непросто.

Представитель Дома дружбы уверяет, что за границу иностранцы отправляют не больше 30 процентов от заработанного. Остальные деньги они тратят в России.

В диаспорах говорят, что приезжие сегодня - это порядка 10 процентов от населения России. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
В диаспорах говорят, что приезжие сегодня - это порядка 10 процентов от населения России. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

Директор общества дружбы "Урал — Узбекистан" Абид Туратов говорит, что гастарбайтеры пытаются перебраться в столицы, потому что на Урале зарплаты ниже и работать здесь иностранцам уже неинтересно, особенно если учесть падение курса рубля по отношению к доллару.

Страшноватая получается диспропорция - дефицит кадров против безопасности в стране. Никто не знает, на что способны хорошо организованные диаспоры, на что готовы мигранты ради небольших, сравнительно денег. Но очевидно, что взрывы угрожают каждому из нас до тех пор, пока в деле трудовой миграции не удастся навести порядок. Пока же на одной чаше весов лежит отток неквалифицированной рабочей, а на второй - безопасность каждого из нас.