Найти тему

Когда мы оцениваем – мы обесцениваем

Поднимая тему самооценки, сразу возникает правило оценивания и обесценивания. Но если с обесцениванием сейчас активно борются. Из каждого СМИ мы слышим:

  • перестаньте обесценивать;
  • начните чувствовать свои эмоции, мысли, желания;
  • уважайте чужие процессы;
  • не обесценивайте все направо и налево.

То с оцениванием, по моим ощущениям, работа ведется меньше...

Я хочу вам рассказать и об этой части! Потому что оценивание и обесценивание — это две стороны одной медали.

Если с обесцениванием мы стали себя контролировать и управлять этим процессом, то с оцениванием дела обстоят не так хорошо...

Мы регулярно оцениваем - себя и других, раздаём оценки:

  • этот проект был сделан на 5, а вот здесь я выступила на 3;
  • этот мой проект был отвратительный, я поставила бы себе 2;
  • здесь я не дотянула до идеала, поэтому думаю, что это 4 из 5

...

Таким образом мы мыслим не только про работу, но и про воспитание детей, личностный рост и хобби.

С одной стороны получать 4 и 5, видеть, как ты можешь стать еще лучше - классный навык. Конструктивная критика должна помогать нам расти и развиваться. Как будто! Однако, привычка оценивать так же развивает и привычку обесценивать. Потому что, ставя себе 4, вы обесцениваете, в принципе, свою попытку:

Потому что выступить на 4 — это уже выступить! А четвёрка — это уже почти идеально. Сделать проект на 2 — это сделать проект! И 2 — это лучше, чем 0. 0 - это не сделать и лежать на диване, сожалея о том, что вы хотели реализовать свою мечту.

Таким образом мы сами подрезаем себе крылья каждый день.

Понимать и давать обратную связь, как далеко я продвинулась к своей цели - это важный и нужный процесс. Но в этом процессе оценивания мало эмоций. Я не предлагаю вам перестать оценивать. Это норма нашей психики, и, скорее всего, мы от этого не избавимся никогда. Да и не нужно.

Но добавить во всё это эмоций я точно вам предлагаю…

Попробуйте на этой неделе каждый раз, когда вы оцениваете или обесцениваете, добавлять к этому процессу чувства:

«Мне грустно, что сейчас я выполнила это на 2. Но радостно, что я начала этот процесс - реализации своего хобби, например».

«Я горда своим выступлением на 4, потому что это рост, и со следующим шагом будет моя отличная оценка».

Так вы научаетесь осознавать, что идёте большой путь, а то, что вы идёте, это уже факт уверенности в себе. Добавляя эмоции, вы понимаете, что двигаетесь.

А движение — это жизнь, об этом я и хочу вам напомнить.

Любые действия помогают вам развиваться, а это то, что необходимо нашей с вами самооценке.