«Сугревъ» – проект чайно-этнографический, поэтому мы очень любим рассматривать старинные фотографии с «народными одеждами» и жанровыми сценами народной же жизни. И вот некоторые из них.
Но сначала небольшое литературное вступление. «Чем же дорогого гостя мне потчевать?.. Чайком разве поба́ловаться? Недаром же нас, нижегородов, водохлебами зовут» – цитата из романа уроженца Нижнего Новгорода Павла Ивановича Мельникова-Печерского «В лесах» (1871-1874 годы). «Какой губернии, молодчик? Нижегородской? Водохлебами дразнят вас» – цитата из автобиографического романа «Мои университеты» (1923 год) Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова), который тоже родился в Нижнем Новгороде. Еще один уроженец Нижнего Новгорода Петр Дмитриевич Боборыкин в 1892 году издал роман «Василий Теркин» (совпадение имени с именем главного героя поэмы Твардовского – удивительная случайность), где центральным персонажем выступил Василий Иванович Теркин – предприниматель, бывший крестьянский подкидыш из Городца (в романе он назван Кладенцом) Нижегородской губернии. Так вот Теркин говорит про себя: «Я плохой чаепийца, даром что нас водохлебами зовут». Водохлебами» в народе называли за любовь к чаю. Были водохлебы и московские, и воронежские, и кашинские. Но принято считать, что жители Нижегородской губернии стали приверженцами этого напитка раньше всех – благодаря чайному торгу на знаменитой местной ярмарке.
В 1870-е годы работавший в России французский фотограф Жан Ксавье Рауль во время путешествий сделал более 200 фотографий этнографического жанра. На одной из них он запечатлел сцену (постановочную, конечно) чаепития крестьян-«водохлебов» Нижегородской губернии. Неизвестно, правда, в каком именно населенном пункте губернии устроил съемку Рауль.
Обратите внимание на головной убор одного из чаевничающих. Такая высокая, валяная преимущественно из молодой овечьей шерсти, шляпа-цилиндр называлась гречневик или грешневик/гречушник/гречник. Исследователи народного костюма полагают, что название было дано по хлебцу из гречневой муки, имевшему такую же форму. В европейской части России шляпы-гречневики носили крестьяне разных губерний: от Санкт-Петербургской и Московской до Симбирской. «Филофей, успевший сбегать домой и возвратившийся оттуда в длинном белом балахоне, высоком гречневике и смазных сапогах, взобрался торжественно на козла» – читаем, например, в тургеневских «Записках охотника» об уроженце Тульской губернии. В праздники гречневики украшали цветами, лентами, перьями.