В Москве есть улица, где жили родичи цариц XVI —XVII веков. Мне кажется, на этот факт никто не обращал внимания! Пишут отдельно про дворы Романовых, Собакиных, Стрешневых, Милославских, но не отмечают, что они были соседями. Поделюсь собственными наблюдениями!
Маленькая преамбула: объясним, почему это важно. В допетровской Руси царские браки — это мощный «рычаг» социальной мобильности. Других православных монархий оставалось немного, да и те — под сюзеренитетом Турции или Персии, так что невест, как правило, искали среди своих подданных. После очередной царской женитьбы весь род царицы (включая каких-нибудь пятироюродных братьев) занимал видное место в придворной иерархии. Так целые фамилии попадали «из грязи в князи», точнее — в бояре.
Царицы почти никогда не происходили из перворазрядный аристократии. Есть одно исключение — Романовы… в конце концов взошедшие на трон. Об этом помнили, потому среди жен царей-Романовых мы не найдем и без того влиятельных Голицыных, Шереметевых, Воротынских и т. п.: это как минимум серьезно изменило бы баланс сил в боярской верхушке и в будущем могло создать угрозу правящей династии. На роль царского тестя нужен кто-то поскромнее…
Теперь — к «гнезду» царицыных родов: это Большая Дмитровка.
Домовладение «Большая Дмитровка, №5» — это и бывший Георгиевский монастырь, и древний двор бояр Романовых. Отсюда они переехали на Варварку через несколько лет после свадьбы Ивана Грозного с Анастасией Романовной.
Соседнее владение №7 принадлежало в XVII веке боярину Родиону Матвеевичу Стрешневу. Евдокия Лукьяновна Стрешнева была супругой царя Михаила Федоровича и прародительницей всех последующих царей-Романовых. Это владение осталось в руках Стрешневых до 1860 года, и их древние палаты — естественно, в перестроенном виде — дошли до наших дней.
Этот дом документально известен с 1734 года, но скорее всего появился еще в XVII веке, при боярине Родионе Стрешневе или его детях.
Соседнее владение, №9-11, в XVII — XVIII веках принадлежало Собакиным, родственникам одной из жен Ивана Грозного. Вы ее помните по всенародно любимой комедии
— Марфа Васильевна я!
В реальности комического было мало, среди русских цариц Марфа Собакина поставила своеобразный «антирекорд»: скончалась через две недели после замужества.
И, наконец, дом №15а — изуродованный в 1920-х особняк XVIII — XIX веков. Есть сведения, что в 1660-х на этом месте был один из дворов Милославских — родичей первой жены Алексея Михайловича.
Вряд ли это просто совпадение. Скорее всего, дворы на Дмитровке рядом с Георгиевским монастырем и древним родовым гнездом Романовых были специально пожалованы родственникам цариц.