Чем привлекает экшен с открытым миром, в котором игрок пройдет путь от бродяги в обносках до короля
В марте 2024 исполнилось четыре года с момента, как Mount & Blade 2: Bannerlord вышла в раннем доступе. За прошедшее время игра получила множество обновлений и стала одним из лучших за последнее время ролевых экшенов в средневековом сеттинге.
Но мы в этом и не сомневались — за плечами у студии Taleworlds уже была первая Mount & Blade, которая полюбилась геймерам за боевую систему, возможность командовать войсками и шанс стать настоящим средневековым лордом. Или даже королем. Но стоит ли играть в сиквел сегодня? Давайте разберемся.
По стопам первой части
Взявшись за продолжение, Taleworlds сохранила основы геймплея первой части. В Bannerlord игрок тоже начинает карьеру с нуля и проходит путь из грязи в князи в вымышленном мире Кальрадии. В эпоху распада огромной империи, в которой еще недавно жившие в относительном мире народы перессорились и развязали бесконечную войну.
В этом альтернативном Средневековье наш герой — или героиня — имеет все шансы возглавить собственную страну. Или даже объединить под своими знаменами весь мир, хотя это и непросто. А заодно привести к богатству и славе свой клан.
В начале пути у будущего правителя есть простое снаряжение, немного денег и конь. Дальше извольте справляться сами при помощи этого небольшого стартового капитала. Впереди сражения с разбойниками, сбор армий, участие в войнах, служение королям и собственное превращение в монарха. В Bannerlord возможно все.
Разработчики по сути ухитрились включить сразу несколько игр в одну. Поначалу это экшен — герой будет лично гонять небольшие шайки разбойников, надеясь разжиться оружием, доспехами и золотом. Затем превратится в предводителя сотни закаленных бойцов, и придется мыслить тактически. С этим отрядом уже можно стать наемником, а потом вассалом какой-нибудь фракции.
А когда игрок наконец-то станет монархом, все предыдущие виртуальные месяцы и годы покажутся легкой прогулкой. Придется водить в бой огромные армии, превышающие тысячи бойцов, и тренировать навыки стратега. Командовать штурмами городов. Искать новых вассалов и награждать за верную службу старых. Принимать разнообразные законы и лавировать в бурном море международной политики. И хотя управление государством намного проще, чем в Crusader Kings 3, своих нюансов здесь хватает.
Ролевая система
Ролевая система в Bannerlord сложнее, чем в первой части, но прокачка не отпугивает новичков чрезмерно ветвящимися деревьями умений и заумными описаниями. Есть базовые характеристики, от которых зависит, насколько сильно можно развить те или иные навыки.
Но самих навыков немного – по три на каждую из шести характеристик. Всего 18. Зато в каждом из них по мере развития открываются дополнительные перки. Большинство бонусов связано со сражениями. Повышение точности стрельбы, возможность пробивать щиты двуручным оружием, увеличение скорости кавалерии – подобных вариантов множество.
Есть варианты и для мирной жизни. Например, торговля увеличит прибыль от караванов и мастерских, снизит стоимость найма спутников и солдат, а порой снабдит свежими сплетнями, из которых можно извлечь выгоду. Но сражения в Bannerlord все равно в приоритете.
Прокачивается не только главный герой, но и его спутники, в том числе члены семьи. Персонажу, который займет пост губернатора в подконтрольном игроку городе, лучше назначить бонусы для развития и обороны поселения. А вот чисто боевые умения градоначальнику не очень нужны.
Несмотря на небольшое количество навыков, вариантов прокачки героев более чем достаточно. Можно сделать наместника, быстро добивающегося лояльности жителей в захваченных городах. Инженера, осадные орудия которого строятся быстрее и бьют сильнее. Лекаря, способного за считанные часы вернуть в строй раненых. Не говоря уже о бойцах, без труда выигрывающих турниры, и лордах, способных вести людей за собой на верную смерть.
Если же играть достаточно долго, то каждый из спутников, не говоря уже о персонаже игрока, станет мастером сразу в нескольких областях. И когда что-то пойдет не так — например, инженер временно выйдет из строя или отправится выполнять важное задание, — ему быстро найдется замена.
Тяжело в учении — легко в бою
Опытные реконструкторы могут найти изъяны в боевой системе и счесть ее недостаточно реалистичной. Впрочем, авторы Mount & Blade 2 ставили целью сделать не симулятор исторического фехтования, а ролевой экшен. Однако определенная достоверность в игре все же присутствует.
Каждое оружие предназначено для конкретных целей и ощущается по-своему. Например, с одноручным мечом и щитом проще отражать удары, но длина такого клинка вынуждает подходить почти вплотную к противнику, чтобы нанести урон.
Двуручное оружие бьет сильнее и при развитии нужного навыка пробивает щиты. Однако блокировать удары двуручником сложнее — особенно в тесном кольце врагов. Поэтому лучше не подпускать противников слишком близко.
Колющий удар пробивает защиту противника, а боковой – нет (в некоторых условиях — наоборот). Стрелки-пехотинцы бьют точнее, чем всадники, которым даже недоступны некоторые виды луков и арбалетов. Особенностей множество, но после десятка-другого сражений начинаешь интуитивно понимать, как вести себя в конкретных ситуациях.
Это лишь верхушка айсберга. По мере прохождения открывается больше нюансов. Так, рельеф поля боя зависит от глобальной карты. Напав на врага в холмистом лесу, не удивляйтесь сражению среди деревьев. А если на стратегической карте есть мост через реку, то и на тактической он тоже появится.
Кавалерия теряет скорость и маневренность в горах — старайтесь использовать бронированные рыцарские клинья на открытой равнине. Кавалерист может застрять в толпе вражеских солдат, взбираясь на холм, и его просто затыкают копьями до смерти.
Геймплей кардинально меняется во время осад. Одно дело — защищать город, отталкивая штурмовые лестницы, обстреливая атакующих катапультой и обороняя пролом в стене. Другое — командовать штурмом, направлять тараны и осадные башни, прорываться через пробитые ворота и зачищать стены. К несчастью, осадам не хватает разнообразия. После взятия стен не будет боя за каждый дом. В лучшем случае удастся поучаствовать в мини-схватке за цитадель.
Зато разработчики дали возможность делить войско на отряды, перестраивать их и отдавать приказы всей армии или отдельным подразделениям. Никто не запрещает поставить в центре копейщиков, за ними стрелков, а на флангах — кавалерию. И посмотреть, как вражеская конница гибнет в бессмысленных лобовых атаках, а пехоту противника, уже понесшую потери от стрел, добивают зашедшие с тыла кавалеристы.
К сожалению, управление войсками – не самая сильная сторона Bannerlord. Все-таки это не стратегия, и полководец сам находится на поле боя. Зачастую не успеваешь следить за всеми отрядами, особенно когда под началом армия из сотен бойцов. Да и искусственный интеллект порой чудит, особенно во время штурма.
Не боем единым
Наверняка некоторые игроки всю карьеру в Mount & Blade 2 провели исключительно в боях. Но гораздо интереснее не только командовать армией, а в полной мере почувствовать себя настоящим лордом.
Принеся вассальную присягу монарху и получив во владение замок или город, придется осваивать управление собственными землями. При правильном подходе это сделает героя сильнее и в экономическом, и в военном плане. Но поначалу будет тяжеловато.
Горожане нуждаются в еде, поставки которой могут заблокировать враги. Еще они нуждаются в охране, и придется увеличивать гарнизон. При неумелом правлении население может взбунтоваться — нужно заранее найти губернатора подходящей нации и желательно с бонусами к верности.
А еще в поселениях есть здания. Постройки расширят гарнизон и сделают его сильнее, спасут от голода, увеличат налоги и верность. И хотя даже в городах их всего 12 типов, сходу возвести все не выйдет. Развитие – дело небыстрое.
Одно из зданий также поднимает влияние – важный для внутренней политики показатель. Влияние поможет убедить другого лорда заключить военный союз. Влияние же может переломить ситуацию, если лорду не хватает голосов для установления контроля над замком или принятия нового закона.
К слову, законов в игре десятки, и их действие порой серьезно меняет королевство. Например, крепостное право сделает города безопаснее, но уменьшит количество ополченцев, так как крестьянам запретят покидать деревни. А закон о народных советах повысит верность, но снизит прибыль от налогов. Думайте сами, решайте сами, выгодно или нет.
Король умер, да здравствует король!
Пост лорда – лишь ступенька к на пути к престолу. Есть несколько способов стать полновластным монархом.
Во-первых — пойти по сюжетной линии. К сожалению, проработка истории не дотягивает даже до Starfield, не говоря уже о более качественных RPG. Достаточно просто собрать древнее знамя и либо восстановить Кальрадийскую империю, либо окончательно отправить ее в небытие.
Во-вторых, можно добиться власти деньгами и словом. Поступить на службу к королю и плести интриги. Убеждать лордов встать на сторону претендента. Уговаривать принимать нужные законы. Выкупать или обменивать владения. Лишить короля наследников и помочь старому монарху умереть.
После чего останется «пустячок» – выиграть выборы нового правителя.
Для тех, кто не ищет легких путей, есть третий. Объединить под своим флагом несколько городов, замков и деревень, набить казну золотом и собрать хотя бы три сотни закаленных бойцов. И провозгласить независимость.
Не помешают и спутники, которых можно сделать лордами. И добрые отношения с другими кланами, готовыми вас поддержать.
Само собой, на такого наглеца сразу же набросятся соседи, рассчитывая откусить приграничные поселения. Вести долгую войну либо откупаться – решать игроку. Второе быстрее, но не исключено, что врагам понравится. И они придут еще не раз — в расчете просто разжиться деньжатами.
При должном упорстве и умении новоиспеченный король все равно победит и в итоге завоюет всю Кальрадию.
Тысяча мелочей
В Mount & Blade 2 есть множество других механик, которые придают дополнительный объем основному процессу. Например, героя регулярно приглашают на турниры. За победу в них можно получить качественное оружие, доспехи, боевых коней и верблюдов.
Можно торговать и зарабатывать на разнице цен на конкретные товары в разных городах Правда, с доходами от войны купеческое дело не сравнится. Зато выгодная продажа поможет прокачать соответствующий навык и открыть полезные возможности вроде покупки новых владений.
Есть в Bannerlord и криминальный мир, но стать всесильным доном мафии не выйдет. Можно подмять под себя банды, но не стоит ждать запредельной прибыли и от такого бизнеса. Зато плохие поступки прокачивают мошенничество, которое позволит получать больше добычи от других видов деятельности.
Кроме того, NPC в поселениях выдают квесты на доставку товаров, убийство врагов и сопровождение. А персонажи в тавернах всегда готовы сыграть в настольные игры. Причем у каждого народа игра своя и каждая основана на реально существующих правилах.
Наконец, можно казнить пленных лордов. Это ослабит вражескую страну, но вызовет ненависть со стороны многих других предводителей.
Моды, моды, моды…
У Mount & Blade 2 хватает и недостатков, но тут на помощь придут модификации. Фанаты создали уже сотни улучшений самого разного калибра.
Предположим, вам не нравится, как устроено кузнечное дело. На крафт тратится выносливость, восстановления которой еще надо дождаться. За это время вполне можно найти оружие куда лучше, чем можно создать на текущем уровне прокачки, что несколько обесценивает ремесло. А собственную броню и вовсе ковать нельзя.
Все это поправимо модами. Relentless Smith позволит ковать почти бесконечно, были бы ресурсы. А Otto Craft позволит создавать доспехи и другие полезные предметы.
Есть и более масштабные модификации. Adventurer приблизит Bannerlord к классическим RPG, делая упор на одиночные приключения. А Europe 1100 заменит виртуальный мир Кальрадии на Европу 1100 года – с реальными городами и нациями.
История серии Mount & Blade явно не закончена. Для второй части продолжают выходить патчи, но ждать сиквела в ближайшие несколько лет точно не стоит. Bannerlord была анонсирована в 2012 году, а до раннего доступа добралась лишь спустя 8 лет. А до релиза — и вовсе через 10 после анонса.
Про Mount & Blade 3 разработчики до сих пор не говорят. Возможно, у них есть планы по развитию уже вышедшей второй части, которые сделают и без того необычный ролевой экшен еще интереснее.