Давненько я сюда не заглядывала. Вы, наверно, подумали, что я бросила или читать-смотреть, или всё это фиксировать. А вот и нет. Я просто институтом занималась. Но сегодня я сдала последний зачёт, и впереди лишь госы да защита. Самое время поделиться впечатлением от нового прочитанного.
Итак, это «Мёртвые души» Гоголя. На этом месте можно удивляться, каким чудом я не читала сего ранее. Удивляйтесь — не читала. И правильно делала, потому что именно сейчас, в осознанном возрасте, смогла проникнуться как следует.
Все, кто учился в школе, сюжет знают, но я всё равно расскажу. Берётся некромант… Нет, извините, я не могла не шуткануть. Ну а как ещё назвать человека, который со всего города скупает трупы?! Меня в то время не жило, я не понимаю того менталитета. В общем, чел сдружился со всеми богатыми жителями города N и начал массово скупать у них мёртвых крестьян. Им от этого польза — пошлину за них платить не надо. А для чего это ему… Знаете, я так и не поняла. Ясно, что там какой-то хитроумный план, но зачем и нафига — автор объяснил, а до меня не дошло всё равно. Наверное, надо в то время жить, чтобы это понять. Ну или просто быть умнее меня.
Ну и всё, больше сюжета нет. Бегает чел и скупает трупы. Зарисовка такая. Замечательная зарисовка, скажу я вам. Автор сатирически и остро показывает, какие на свете люди бывают. Помимо некроманта Чичикова там был ещё няшенька Манилов, жулик Ноздрёв, бабка Коробочка, Собакевич (не могу его описать одним словом) и незабвенный Плюшкин, коим меня когда-то обзывали. Тогда я не читала, поэтому как-то пофиг было, что я Плюшкин. А сейчас даже обидно как-то стало. Ну да, я складирую в отдельно взятом углу всякий хлам, в том числе и подобранный на улице — авось пригодиццо. Но скряжничества такого нет ведь! Да и вообще при описании Плюшкина мне даже как-то плакать захотелось. Это патология, это несчастная судьба.
По стилю данная поэма похожа на «Обломова». Видимо, потому что написано в одно время и про один социальный слой. Можно было бы подумать, что автор тоже один. И я затрудняюсь сказать, что мне понравилось больше. Обломов лично мне ближе, чем хитропопый Чичиков. В «Обломове» более глубоко персонажи раскрываются, а здесь просто картинка оных. И «Обломов» — учит. Показывает, как жить не надо. Рождает споры. Знакомая рассказывала, как ей в школе оценку занизили из-за того, что взгляды на Обломова с учительскими не совпали. А здесь нас не учат и спорить не заставляют, а просто картину человеческого общества показывают. Смешную. Как люди способны додумывать и верить в хрень, что за ересь творится в бюрократических инстанциях, о какой фигне болтают дамы. Между прочим, с тех пор изменилось мало что. А когда Гоголя начинает нести, и он разворачивает на две страницы пространных размышлений про Русь — это вообще заслушаться не встать, такая красотища. Так что в целом «Мёртвые души» я рекомендую читать не для того, чтобы чему-то научиться (ну, разве что писать красиво). А чисто удовольствие получить. Проникнуться тем временем.
И да. Там прекрасно описан хавчик из обедов. Такие вещи я ценю безмерно.
Хотела на этом закруглиться, но забыла сказать ещё кой-чего. Поэма кончается загадочно.Чичиков трупов накупил и слился, а что дальше — непонятно. Ибо дальше второй том, про который в интернете шутейки ходят. В общем, инфа для тех, кто в танке: первоначально это задумывалось как трилогия, второй том Гоголь писал лет десять и случайно сжёг. Но давайте на этом месте я скопирую сюда статью из АиФ, она гораздо лучше меня об этом расскажет.
24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет. Сама повесть изначально была задумана Гоголем как трилогия. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать наконец на путь нравственного очищения.
АиФ.ru рассказывает, почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» и какие приключения в продолжении повести должны были произойти с Чичиковым.
История одной книги: «Мёртвые души».Подробнее
Почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ»?
Вероятнее всего, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» случайно. В последние годы жизни писатель ощущал постоянную слабость в теле, но вместо того, чтобы лечиться, продолжал изматывать свой организм строгим соблюдением религиозных постов и изнурительным трудом. В одном из писем к поэту Николаю Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всём теле пугают меня самого». Возможно, что это «расклеение» и подтолкнуло писателя в ночь на 24 февраля бросить рукописи в камин и затем собственноручно их поджечь. Свидетелем этой сцены стал слуга Семён, который уговаривал барина пощадить бумаги. Но тот лишь грубо ответил: «Не твоё дело! Молись!».
Утром следующего дня Гоголь, поражённый своим поступком, сокрушался своему другу графу Александру Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжёг всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».
Гоголь утверждал, что хотел сжечь лишь черновики и ненужные бумаги, а второй том «Мёртвых душ» в камин был отправлен по его недосмотру. Через девять дней после этой роковой ошибки писатель скончался.
О чём второй том «Мёртвых душ»?
Письма Гоголя и оставшиеся черновики позволяют восстановить примерное содержание некоторых частей сожжённой рукописи. Начинается второй том «Мёртвых душ» с описания поместья Андрея Ивановича Тентетникова, которого автор называет «коптителем неба». Человек образованный и справедливый из-за лени и отсутствия силы воли влачит бессмысленное существование в деревне. Невеста Тентетникова Улинька приходится дочерью соседскому генералу Бетрищева. Именно она становится «лучом света в тёмном царстве» повести: «Если бы в тёмной комнате вдруг вспыхнула прозрачная картина, освещённая сзади лампою, она бы не поразила так, как эта сиявшая жизнью фигурка, которая точно предстала затем, чтобы осветить комнату... Трудно было сказать, какой земли она была уроженка. Такого чистого, благородного очертанья лица нельзя было отыскать нигде, кроме разве только на одних древних камейках*», — так описывает её Гоголь. Тентетникова, по замыслу Гоголя, должны были осудить за участие в антиправительственной организации, а его возлюбленная последовала бы за ним на каторгу. Затем, в третьем томе трилогии, эти герои должны были пройти через ссылку в Сибири вместе с Чичиковым.
Далее по сюжету второго тома Чичиков знакомится со скучающим помещиком Платоновым и, подбив его на совместное путешествие по России, отправляется к барину Костанжогло, женатому на платоновской сестре. Тот рассказывает о способах хозяйствования, которыми он в десятки раз увеличил доход с имения, чем Чичиков страшно воодушевляется. Вскоре после этого Чичиков, заняв денег у Платонова и Костанжогло, пытается выкупить имение у разорившегося помещика Хлобуева.
На «пограничной линии» между добром и злом во втором томе повести неожиданно возникает финансист Афанасий Муразов. Заработанные им не самым честным путём 40 миллионов рублей он хочет потратить на «спасение России», но его идеи больше напоминают сектантские.
В сохранившихся черновиках конца рукописи Чичиков обнаруживается в городе на ярмарке, где покупает ткань столь милого ему брусничного цвета с искрой. Он сталкивается с Хлобуевым, которому, как видно, «подгадил», то ли лишив, то ли почти лишив имения путём подлога. От продолжения неприятного разговора Чичикова спасает Муразов, который убеждает разорившегося помещика в необходимости работать и определяет его собирать средства на церковь. Меж тем обнаруживаются доносы на Чичикова и по поводу подлога, и по поводу мёртвых душ. Однако помощь продажного чиновника Самосвистова и заступничество Муразова позволяют герою избежать тюрьмы.
*Камея — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях.
(Взято отсюда)
20.05.2017