Найти в Дзене

Встреча с Владимиром Смеркисом - Crypto Summit 2024 (часть 2)

Правильно ли я понимаю, что для обычного человека, не включённого в крипторынок, вся крипта воспринимается как место, куда я должен прийти, положить деньги и в идеале заработать?

Думаю, что восприятие у многих людей именно такое, и оно неправильное. Потому что я лично воспринимаю криптоиндустрию прежде всего как технологию. Например, государственные CBDC (Central bank digital currency / Цифровая валюта центрального банка) – это технология приватных блокчейнов. Есть проекты и компании, которые делают факторинг, например, на блокчейне (факторинг на блокчейне – это схема финансирования, где компании могут быстро получить доступ к средствам, продавая свои непогашенные счета за счет использования технологии блокчейн для записи и подтверждения сделок между продавцами и инвесторами). Есть компании, которые ещё в каких-то областях применяют блокчейн. И конечно, финансовая и трейдинговая сферы занимают огромную долю, и здесь много быстрых результатов – и хороших, и плохих. И поэтому, конечно, восприятие в общественном мнении именно такое. А вообще, у нас супер талантливые разработчики в России и в странах СНГ, очень крутые – например, Chainlink сделан россиянами, 1inch, Zerion и много других проектов, которые делают наши соотечественники. Разработка, придумывание новых технологических концепций – тоже важная штука. Люди, которые на медвежьем рынке что-то пилили, как раз имеют шанс сейчас на бычьем цикле заработать на этих технологиях и обрести огромное количество аудитории. Поэтому крипта – это не только про трейдинг, не только про монетки, которые могут вдруг показать сумасшедший профит.

Я как фанат биткоина, озабочен тем, что ETF, выпущенные на биткоин, имеют все шансы высосать биткоин с рынка, и этот биткоин больше не вернётся.

Я тоже, если честно, обеспокоен тем, что идёт определённая централизация. У некоторых фондов, выпускающих ETF, бенефициары одни и те же, как минимум, географически (например, США). С другой стороны, если мы с их стороны подумаем, выгодно ли им – допустим, одним бенефициарам, – завладеть всей эмиссией биткоина? Каким образом двигать её цену наверх? Получается, что особо никаким. То есть, по идее, для них тоже всё-таки должен быть интерес в децентрализации.

Вот это управление эмиссией – это фактически управление сбытом и предложением.

Да, но всё равно нужен ритейл. Именно поэтому сегодня, когда мы записываем это интервью, идёт небольшая коррекция, идёт отток из ETF. Соответственно, ETF тоже должны продавать биток, на рынок его выпускать, поэтому он падает в цене, условно говоря. Поэтому я думаю, что для них эта история тоже не совсем выгодна. Надеюсь всё-таки, что не будет такого что одни руки владеют 99% монет, потому что, прежде всего, для них это не имеет большого экономического смысла.