Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА
ДОМ КУЛЬТУРЫ
Игра в «настоящий» балет
Дом культуры для меня начался с балета! Когда в качестве фигуристки я не состоялась в Манеже, родители решили попробовать мои способности в другом жанре и отдали меня в балетный кружок при Доме культуры. Ведь, по их мнению, девочка, которая с полутора лет, услышав музыку бежала к зеркалу и изображала «балет», явно подавала надежды!
Я не помню своего первого занятия и, честно говоря, не помню, сколько мне было лет, когда меня привели в просторный светлый класс и поставили у станка! Это я потом узнала, что так называется «палка», укрепленная по периметру класса вдоль стены. И именно с неё начинается балет! А в зеркалах напротив отражаются все детали становления и совершенствования тех, кто решил приобщиться к этому красивому виду искусства!
Балет оказался новым миром, в котором двигаются иначе и даже разговаривают на другом языке! Батман-тондю, плие, гранд батман, соте! Это названия движений, из которых складывается танец в балете! А ноги, чтобы не выделывали в танце, обязательно должны остановиться в одной из пяти позиций! (Их отлично помню до сих пор!)
Маленькие несмышленые девочки, пришедшие стать балеринами, начали постигать эту непростую науку танца всерьёз и по-взрослому! Я переходила из класса в класс. У нас были тетрадки, куда записывались названия всех движений и домашнее задание. Честно говоря, имя руководителя я позабыла! Хорошо, что воспоминаниями занимаюсь не я одна. Читатели подсказали, что с 1968 года балетную студию при Доме культуры возглавляла Людмила Петровна Бережная. Она была настоящая балетная фея, которая устроила для ломоносовских девочек игру в «настоящий» балет и творила настоящие чудеса в провинциальном Доме культуры!
Прошло, вероятно, немало времени, прежде чем мы начали готовиться к выступлению! Смутно всплывают в памяти «полька» и «тарантелла». Костюмы готовили сами. Запомнился необычный головной убор для «Тарантелы»: картонка размером с альбомный лист, обшитая тканью и украшенная яркой тесьмой. Эту картонку горизонтально клали на голову и привязывали лентами!
Но это было лишь начало! Вскоре мы встали на пуанты – настоящие балетные туфли. А потом... Потом начался настоящий балет: «Танец маленьких лебедей» и партия из балета «Дон Кихот»! Конечно, это были лишь «вариации на тему», а «настоящие» балетные пачки шили наши мамы из обычной марли! Но в детской душе поселились счастье приобщения к настоящему балету! Это было начало мечты и любовь на всю жизнь!
Как первая в жизни мечта разбилась вдребезги
В Вагановское училище я не поступила. Думаю, это было очевидно и для преподавателя, и для моих родителей! Да и я сама, как заворожённая смотрела, как танцует девочка Оля из нашего балетного кружка – легко и красиво! Руки совершают плавные движения, ножки выделывают в воздухе пируэты и невероятные взмахи, а сама она движется грациозно и величественно! И исполняет фуэтэ, кружась вокруг себя много-много раз! И не было во всём коллективе ей равной! Куда мне до неё!
И всё же, мне дали шанс. Испытания желающих посвятить себя балету детей проходили в одном из особняков на набережной Красного Флота в Ленинграде (нынешней Английской набережной). Мы приехали пораньше, и долго стояли в очереди. Запускали в здание детей вместе с родителями партиями. Помню трепет и волнение перед заветной дверью, куда я вошла всего на несколько минут. Статная пожилая дама, встретившая меня, поставила у станка и велела встать в первую позицию. Затем постучала палочкой по коленкам и сухо произнесла:
– Всё! Спасибо!
И больше не глядя на меня, дама открыла дверь и выкрикнула в коридор:
– Следующий!
На вопрос заглянувшей в дверь мамы сухо ответила:
– Выворотности не хватает.
Можно было уходить! Но мы ещё долго стояли у двери, дожидались официальных результатов. Всё это время я ещё надеялась на чудо, или хотя бы на какое-нибудь участие или объяснение. Мне хотелось понять, как эта «выворотность», которой мне не хватает, отразится на моей дальнейшей жизни. Но я так и не поняла.
Детские слезы размазывались по щекам. Первая в жизни мечта разбилась вдребезги. И как жить дальше в этих колючих осколках, я не представляла! Мама жалела меня и успокаивала. Мне тут же были куплены какие-то милые вещицы, которые должны были смягчить детскую печаль. Среди них был оригинальный флакон духов «Ландыш серебристый» в виде доброго гномика. Этот флакон долго ещё напоминал о том, как я не стала балериной.
Можно было бы продолжать танцевать «для души»! Но с балетом я распрощалась. Кажется, новый балетный сезон в ДК не наступил в связи с уходом из него танцевальной феи. А я, оправившись от первого в жизни неудачного экзамена, начала творческие поиски себя.
Возвращение в театральное закулисье и удивительные встречи
И очень скоро мне пришлось вернуться на сцену Дома культуры. Мы выступали со спектаклями драмкружка, в котором я занималась в городском Доме пионеров. Во время этих выступлений, а ещё больше, во время репетиций, мне довелось приобщиться к театральному закулисью, ощутить его неповторимую ауру и на долгие годы впитать эту атмосферу и полюбить!
Когда много лет спустя мне вновь пришлось оказаться за кулисами, я вдруг отчётливо поняла, как же я скучала по этому миру! А случилось это, когда в Дом культуры я привела заниматься балетом свою 4-летнюю дочь Юлю, которая, как и я в детстве, «подавала надежды». К этому времени здесь работала ещё одна удивительная фея танца с волшебным именем, Исмаилова Земфира Александровна. Она восстанавливала исторические танцы – минуэты, полонезы, мазурки. Главной фишкой сделанных ею проектов были роскошные исторические костюмы, которые брались в аренду. А одной из удачных находок – сопровождавшие танцы ангелочки, среди которых и порхала моя маленькая дочка.
Вместе с разновозрастным детским коллективом Земфиры мы ездили в Москву: принимали участие в детском музыкальном фестивале под руководством Микаэла Таривердиева. Это оказалось необыкновенное путешествие! Мы ехали в одном купе с капитаном Лариным из Ментов (артист Нилов из сериала «Улицы разбитых фонарей»). Он молча смотрел в окно и явно не собирался быть весёлым попутчиком! Но гвалт и озорство малышей, бегавших друг к другу в гости и не обращающих никакого внимания на «звезду», сделали свое дело! В конце концов, ему пришлось чинить Кена, друга Барби, и включиться в «беспардонный» диалог с моей Юлькой, вручившей ему части сломанной игрушки. Артист всё ещё напускал на себя серьёзность, но уже реагировал на возню детей невольной улыбкой. Потом мы застряли в московских пробках и чуть не опоздали к просмотру, весь вечер репетировали в холле гостиницы и, наконец, испытали несколько волнительных минут на сцене Большого театра!
Другим незабываемым событием стало выступление в парке Петергофа на его открытии после реконструкции. Причём в один из дней, посвящённых этому событию, в Петергофе проходили закрытые мероприятия. Гостями парка стали члены дома Романовых, съехавшиеся в императорскую резиденцию со всего мира. На аллеях парка для них были устроены милые пасторали из 18 века. Их участниками стали ученики Земфиры. Вернувшись с мероприятия, Юля, «мой ангелочек», с гордостью сообщила, что вела за руку во дворец настоящую маленькую принцессу! А ведь эта гостья была, в самом деле, царских кровей!
Это были лихие 90-е, ставшие непростым для ДК временем. Учебные классы не отапливались, в коридорах было тихо и гулко. Но пронзительные постановки, которые делала на сцене ДК Земфира к тематическим праздникам, буквально взрывали атмосферу и потрясали душу! Незабываемым для меня стал спектакль-концерт, посвящённый снятию блокады. В полной темноте на сцену в белых одеждах выплывали фигуры со свечами, летали ангелы, звучал метроном, и девочка пронзительным голосом пела «Ave Maria»...
Но я не только наблюдала жизнь в ДК «изнутри». Как и все жители города, я была ещё и его гостем.
«Культурные» чудеса
В СССР дома культуры имели своей целью организовать досуг населения, охватывая и будни, и праздники. А потому огромное значение имели не только кружки, но и массовые мероприятия. И, как всякий горожанин, в свое время, я не могла пройти мимо!
Детскими ёлками, на которых приходилось бывать регулярно, Дом культуры запомнился смутно. Наверное, потому что я их не любила. Зато помню, как мы с классом ходили сюда на детские кукольные спектакли, а потом на лекции по географии с просмотром слайдов на большом экране. Они демонстрировали богатство природы мира и манили в путешествия. Здесь же мы приобщались к экранизации литературных произведений в рамках школьной программы.
Проходили на сцене ДК и серьёзные мероприятия! Мы, пионеры, приветствовали их участников со сцены! Вряд ли я понимала значение происходящего, а смысл некоторых названий вообще ещё был не понятен, но это было неважно! Мы в белоснежных блузках, в алых отутюженных галстуках, чувствуя значимость происходящего в зале, торжественно шагали между рядами, выходили на сцену и задорными звонкими голосами читали стихи о нашем счастливом детстве! Зал «взрывался шквалом аплодисментов» и, не переставая аплодировать, солидные дяди и тёти в строгих костюмах с умильными улыбками провожали нас, покидающих сцену. О значении пленумов, сессий и заседаний я узнала чуть позже, когда в них принимала участие моя мама, ставшая депутатом городского Совета.
Но обычно на сцене ДК выступали артисты. Частыми гостями были цирковые актёры. Фокусники выпускали в зал настоящих голубей, жонглеры кидали и ловили бесконечное количество предметов, факиры с помощью дудочки манипулировали удавами, собачки забавно танцевали и лаяли нужное количество раз, выполняя арифметические вычисления, а гуттаперчевые девушки в ярких трико закручивали своё тело в узел!
Но самое неизгладимое впечатление оставили модные в те времена гипнотизёры. Их приезд становился городской сенсацией! В зале рядом со мной сидели друзья. Гипнотизеры со сцены предлагали соединить всем зрителям пальцы рук в замОк и с помощью «волшебных» фраз убеждали, что их пальцы склеены. А потом вдруг предлагали разнять руки. Тех, у кого пальцы «склеились» по-настоящему, приглашали на сцену.
Я ужасно боялась, что пальцы «склеятся», а потому всегда была «начеку» (всегда интуитивно опасалась вмешательств в свое сознание)! Но как же было удивительно, когда на сцену поднимались хорошо знакомые ребята! Их рассаживали на стульях и усыпляли. И вот тут начинались настоящие чудеса! Они бегали по сцене и собирали цветы, решали в уме немыслимые математические задачи, танцевали и пели. Кто-то изображал известных императоров, а кто-то оказывался на Северном полюсе среди льдов и пингвинов! Но самым невероятным оказывался номер, когда кого-нибудь клали на доску с гвоздями, или заставляли держать руку над открытым огнём. Можно ли представить подобное сегодня, когда не умолкают разговоры о защите прав ребенка! Тогда, то ли прав не было, то ли защиты!
Ошарашенные увиденным, по окончании сеанса мы бежали к «героям дня» и приставали с расспросами! Но, к удивлению и разочарованию, они ничего не помнили! Наоборот, удивлялись, узнав, что вытворяли на сцене и отказывались верить!
Дом, где поселился праздник
Фестивали и отчётные концерты творческих коллективов, проходившие регулярно на сцене ДК, превращались в настоящий городской праздник. С окрестных деревень съезжались на автобусах самодеятельные артисты. Звучала музыка. Оживление царило уже у входа в здание ДК. «Болельщики», приехавшие вместе с коллективами, собирались группами, пели песни, смеялись и шутили. Бегали и суетились люди в костюмах! Их глаза горели творческим огнём. Неспешно шли на концерт горожане. В их глазах отражалось царившее вокруг оживление, и настроение взлетало вверх!
Внутри работал буфет, были выставлены сувениры, сделанные руками тех, чьё творчество не может демонстрироваться на сцене. А главное, там происходили радостные встречи со знакомыми. И даже если вчера виделись в будничной обстановке: на работе, в школе, во дворе, встреча в ДК оказывалась радостным событием. Все невероятно удивлялись и возбужденно делились впечатлениями.
А потом начинался концерт – искрометный и красочный! И своей энергетикой он был не сравним с будничным выступлением заезжих гастролеров Ленконцерта, которые в те времена работали во всех районных Домах культуры.
Тяжелые времена 90-х ДК преодолел. Поменялся директор. Красивую утончённо-мечтательную Бэллу Леонидовну Смирнову сменила красивая эффектно-шикарная Наталья Ивановна Марухина. Интерьер оживился, в фойе регулярными стали выставки картин местных художников. Возрождались фестивали, появлялись новые идеи.
Популярными у горожан стали конкурсы, на которых выбирались персоны года, типа «лучший голос», «лучшая бабушка», «лучшая малышка» и т.д. Однажды моя маленькая Юлька стала лауреатом конкурса «Очаровашка». А потом она неоднократно выступала на сцене ДК со своими творческими коллективами: танцевальной группой «Вояж» и театральной студией. Их создали очередные феи – танцевальная, по имени Вера Георгиевна Матвеев, и театральная, по имени Светлана Анатольевна Алексеева.
А я стала постоянным зрителем. К этому времени я уже пребывала в самом прекрасном возрасте, когда много достигнуто, много обдуманно, много увидено, и когда знаешь себе цену! И всё, что творили на сцене самодеятельные коллективы я могла оценить не только как восхищённая мамочка! И каждый раз я удивлялась, понимая, что всё происходящее переросло уровень самодеятельности благодаря талантливым руководителям, которые находились в постоянных творческих поисках, а от своих подопечных добивались профессиональной работы! Да и концерты к этому времени превратились в современные красочные шоу и мне доставляли истинное эстетическое удовольствие! Долго ещё сохранялось праздничное послевкусие!
Ну а потом два региона начали делить ДК. Ломоносовский район в полной уверенности считал свой районный Дом культуры своим. Санкт-Петербург, принявший Ломоносов, брал «курочку вместе с золотыми яйцами». Пока регионы доказывали друг другу, кто прав, жизнь в стенах городского центра культуры замерла на несколько лет. А после возвращения, когда он снова распахнул двери для горожан, вернуть их в свои стены оказалось не так-то просто!
Изменилась жизнь! Изменились мы! Общение между разными людьми, объединенными общими интересами, перешло в соцсети. Популярным стало онлайн обучение. Всеобщая коммерциализация заставляет население делать тщательный выбор, вкладывая деньги, чтобы получить любую услугу, даже если она касается досуга! Огромное количество современных креативных кластеров и культурных пространств, заставляет искать новые формы, которые помогут старым Домам культуры вернуться к жизни. Справится ли наш ДК с этими непростыми задачами, покажет время!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать