53,9K подписчиков

Россия, которую мы "потеряли" в описании писателя Александра Куприна

2,2K прочитали

Я, подобно чукче из анекдота, решил побыть читателем, а не писателем. Попытка оказалась очень удачной, т.к. мне попалась повесть замечательного русского писателя Александра Куприна под названием "Молох".

Я, подобно чукче из анекдота, решил побыть читателем, а не писателем. Попытка оказалась очень удачной, т.к.

Во-первых, я открыл для себя Куприна, который в школьные годы как-то прошел мимо меня. Оказывается, что я много потерял, т.к. после ознакомления с его творчеством я считаю его одним из лучших русских писателей с потрясающе точным и сочным языком.

Во-вторых, тема "Молоха" показалась мне крайне актуальной для нашего времени.

Сюжет книги строится вокруг молодого инженера Боброва, который работает на огромном металлургическом предприятии где-то на Юге России.

Я, подобно чукче из анекдота, решил побыть читателем, а не писателем. Попытка оказалась очень удачной, т.к.-2

Должность для дореволюционной России весьма достойная и высоко оплачиваемая. Казалось, получай свои три тысячи рублей в год и радуйся жизни, но главного героя, как думающего человека гложет несправедливость раннего капиталистического устройства тогдашней России и жизнь простых рабочих:

Глядя на их упорный труд в то время, когда их тела обжигал жар раскаленных железных масс, а из широких дверей дул пронзительный осенний ветер, он сам как будто бы испытывал часть их физических страданий. Ему тогда становилось стыдно и за свой выхоленный вид, и за свое тонкое белье, и за три тысячи своего годового жалованья...

Меня этот аспект и заинтересовал главным образом в книге. Именно через это понимание главным героем того факта, что они все стали жертвами этого страшного Молоха капитализма и происходит его трансформация:

Давно известно, что работа в рудниках, шахтах, на металлических заводах и на больших фабриках сокращает жизнь рабочего приблизительно на целую четверть. Я не говорю уже о несчастных случаях или непосильном труде. Вам, как врачу, гораздо лучше моего известно, какой процент приходится на долю сифилиса, пьянства и чудовищных условий прозябания в этих проклятых бараках и землянках...
Постойте, доктор, прежде чем возражать, вспомните, много ли вы видели на фабриках рабочих старее сорока - сорока пяти лет? Я положительно не встречал.
Я, подобно чукче из анекдота, решил побыть читателем, а не писателем. Попытка оказалась очень удачной, т.к.-3
Иными словами, это значит, что рабочий отдает предпринимателю три месяца своей жизни в год, неделю - в месяц или, короче, шесть часов в день. Теперь слушайте дальше... У нас, при шести домнах, будет занято до тридцати тысяч человек, - царю Борису, верно, и не снились такие цифры! Тридцать тысяч человек, которые все вместе, так сказать, сжигают в сутки сто восемьдесят тысяч часов своей собственной жизни, то есть семь с половиной тысяч дней, то есть, наконец, сколько же это будет лет?
- Около двадцати лет, - подсказал после небольшого молчания доктор.  
- Около двадцати лет в сутки! - закричал Бобров. - Двое суток работы пожирают целого человека. Черт возьми! Вы помните из Библии, что какие-то там ассирияне или моавитяне приносили своим богам человеческие жертвы? Но ведь эти медные господа. Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, что я сейчас привел...

По сюжету главного героя от этих мыслей охватывает как-бы безумие, которым он заражает в том числе и своего друга доктора Гольдберга, который описывает ситуацию через свою профессию врача:

А вот рабочие бараки из щепок выстроены. Больных не оберешься... дети, как мухи, мрут. Вот тебе и семена просвещения! То-то они запоют, когда брюшной тиф разгуляется в Иванкове.  
- Да что вы, доктор? Разве уже есть больные? Это совсем ужасно было бы при такой тесноте.  
Я, подобно чукче из анекдота, решил побыть читателем, а не писателем. Попытка оказалась очень удачной, т.к.-4
Доктор остановился, тяжело переводя дух.  
- Да как же не быть? - сказал он с горечью.
- Вчера двух человек привезли. Один сегодня утром скончался, а другой если еще не умер, то вечером умрет непременно... А у нас ни медикаментов, ни помещения, ни фельдшеров опытных... Подождите, доиграются они!.. - прибавил Гольдберг сердито и погрозил кому-то в пространство кулаком.

Мне еще понравилась сцена, как высокое начальство обманывает жен рабочих, которые пришли жаловаться на невыносимые условия жизни в бараках:

- Видите ли, дорогой мой, - говорил он директору, тяжело подымаясь вместе с ним на ступеньки станции, - нужно уметь объясняться с этим народом. Вы можете обещать им все что угодно - алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, - но делайте это очень уверенно. Клянусь вам: я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену...
Я, подобно чукче из анекдота, решил побыть читателем, а не писателем. Попытка оказалась очень удачной, т.к.-5

Ну прям, как будто с нашего нынешнего высокого начальства списано, которое страсть как любит обещать народу всяческих благ.

Такие вот дела. Оказывается, всё давно украдено, написано до нас. И происходящее в нынешней России словно вернуло нас всех на сто с лишним лет назад во времена самого дикого капитализма, пожирающего страну и будущее.
-------------------------
Лайкни, если согласен с автором в данном вопросе.
Подписывайтесь на ТГ "
Советский патриот", где больше материалов.