Искать никогда не поздно - я убедился на собственном опыте. До сего года, лучшей кооперативной ролевой игрой для меня оставалась Neverwinter Nights. Однако, с открытием удобной сетевой игры через Steam, в авангард лучших кооперативных RPG ворвалась Divinity: Original Sin.
С игрой я познакомился практически сразу после ее выхода. Ну, может через год. Купил в Стим и даже прошел изрядный кусок сюжета. Мне очень понравились умные пошаговые битвы и свобода действий. А еще изобилие тактических маневров: твое поле боя это возможность хитро расправиться с врагами, но и они, в свою очередь, могут ответить тебе тем же. Практически ни одна битва не была похожа на другую. Уже тогда закралась мысль об отличном варианте поиграть с товарищем по сети. Но, не было возможности.
После Left 4 Dead 2, вопросов касательно кооператива не осталось (см. Лучшие кооперативные игры - Left 4 Dead 2). Другу был докуплен Divinity: Original Sin EE (Enchanced Edition) и мы погрузились в одну из самых удачных ролевых игр нынешнего века. Сейчас поделюсь своими впечатлениями от кооператива.
Впечатления
Прежде всего - это затягивает. Мы садимся играть вечером и не отлипает от экранов часов до четырех утра. Разумеется, играем мы не часто - раз-два в месяц, но с размахом! Мы докачались до 13 уровня, перебрались в локацию Сильверглена, то есть провели уже изрядное количество часов за Original Sin, но интерес не утихает: каждый раз ты с удовольствием погружаешься в приключение и ждешь новых удивлений от игры.
Мне, само собой, больше нравятся битвы. Сюжет - постольку поскольку, ведь не будешь ты сидеть и вчитываться в диалоги и описания, пока твой коллега скучает… ну ладно, грабит дома постояльцев. Да и не хочется тебе погружаться в историю, ведь экшон намного интересней! Поэтому, временами, какие-то события я выхватываю урывками и сильно не вникаю. В плане знакомства с миром - это минус. Если вы хотите размеренной и вдумчивой игры - то вам лучше в сингл.
По поводу дележа добычи и денег. У нас максимально разные герои и за шмотки мы не деремся. У друга есть навык торговли, и весь лут с деньгами у него. Можно сказать, что он ходячий банк. Если мне что-то надо купить, то беру у него беспроцентную и безвозвратную ссуду.
Персонажи
Я играю за воина/мага воды. Создавал специально, чтобы не превращаться в тупого танка. Кем я и стал в итоге: для того чтобы брать в руки самое крутое двуручное оружие и носить латы, нужна сила. От силы также зависят навыки бойца, соответственно ее я и вкачиваю (но, в самом начале, пару пунктов вложил в скорость, чтобы повысить свои очки действия), а интеллект у меня «пошел на*ер», соответсвенно, заклинания выше новичка у меня колдуются с изрядном штрафом. Хотя, мне пока хватает регенерации, которую использую постоянно, и дождя, для тушения пожаров. Может чуть позже буду повышать интеллект и раскачивать магию воды.
Орудую двуручным мечом, способность которого докачал до пяти единиц - так критический удар у меня почти тридцать процентов. А это очень и очень важно, потому что двуручное оружие наносит колоссальный урон во время крита. Если вам повезет - можете быстро «размотать» даже босса. Поскольку начали мы играть вдвоем, без спутников, вскоре пришло понимание, что два в поле тоже воины, и помощники нам не нужны. Да и заморачиваться, контролить дополнительных членов отряда необходимо, думать что качать, снаряжать… мы же не в куклы играем. В конце концов, я плюнул, и взял талант «Волк одиночка», которые запрещает нанимать себе спутников, но взамен увеличивает ваше ХП почти на +50% и дает дополнительные очки способностей с каждым уровнем. Получается, что героя можно будет заметно усилить дополнительными способностями, сделав из него, практически, мастером на все руки. Потом данный талант взял и мой друг. Да, без спутников играть сложнее, потому что врагов очень много и они не собираются драться честно, нападая всем скопом. Но так и азарт, вкупе с интересом, заметно усиливаются.
Правда вот совсем одним персонажем, играть бы ни за что не стал. Потому что на одиночку могут навесить паскудные эффекты, полностью «выключив» его из драки. Был как-то эпизод, в заснеженных землях, где мы искали пропавшую ведьму. Перехватил я покрепче, только что найденный, крутейший двуручный меч, и стал искать на ком бы его испытать. Пока друг общался с NPC, в тылу, я решил сбегать и размяться на четверке снежных волков. «Щас размотаю» - подумал я. Битва началась, они все на меня накинулись окружив. Я успел только сделать одну атаку вихрем и провести удар. К сожалению, критический не выпал и я никого не убил. Один из волков, первым же ударом меня заморозил, после чего, клыкастые "ауф" принялись грызть чуть подмороженного и парализованного воина в доспехах. Почти пельмень. Ну, и поскольку я пропустил раунд, на следующем раунде меня опять заморозили, и так пока мой воин не превратился в гробик. Миленько подрались. Такие эффекты, типа: заморозки, или шока, когда ты тоже стоишь неподвижным - жутко бесят. Именно поэтому я начал прокачивать крепость тела и волю, чтобы защищаться от подобных "приколов".
Друг играл за чистого вора. Без каких-либо скрещиваний. И я скажу, что при всей хлипкости вора, на какой-то момент, по урону, он оказался намного полезней меня. Воришка обладает великолепными навыками бесшумного убийцы, наносит огромные повреждения при атаке со спины, может ослеплять, наносить множественные удары, ускоряться и исчезать. Короче, настоящий фокусник. Но уже с середины прохождения, и до настоящего момента, начал пасовать перед моим воином с критической атакой: я могу за раунд убить любого противника, а он уже нет. Да и не может воришка бить по площади. Зато, с его навыками можно играться! Например, применив «Заводную игрушку», то есть, вызвав мелкого подрывника, вы легко спутаете противнику все планы одним хорошим взрывом. Главное вызвать его в бою, ведь в режиме путешествия, "игрушка" всегда старается бегать рядом в вызвавшим его воришкой, а таймер бомбы никто не отменял. Но, пожалуй, приз за оригинальную способность получает «Внедрение», которую воришка сначала испытал на мне. Название уже вызывает некие опасения, а эффект красноречивый: заражает существо личинками паука, после чего, в течении нескольких ходов, цель погибнет, а из нее вылупятся милые паучата, запачканные внутренностями своего «мясного дома». Конечно, эффект не сработает автоматически на любой цели - сначала нужно провалить спасбрасок на крепость тела. Фишка в том, что за все время существования данного навыка, спасбросок проваливал только я. На врагов данный навык ни разу успешно применить не получилось. И действует только на живых. Красочная, но ущербная способность, на мой взгляд. Я ее ненавижу!
Моменты
Вообще Divinity: Original Sin регулярно генерирует запоминающиеся моменты, над которыми вы смеетесь, которые обсуждаете, или о которых очень громко эмоционально спорите. Например, долгое время у нас являлось табу бросать гранаты рядом с союзником. Как-то мы дрались с матерыми волками, и друг, из светлых побуждений мне помочь, бросил ледяную гранату в волков. Разумеется он попал в меня и мой персонаж замерз. А волки нет. Гранаты вообще лучше бросать осторожно, потому что маркер попадания ни разу не является гарантией, что ваш герой туда попадет - гаранты летят куда угодно, но не в указанную цель.
Вдвоем здорово обворовывать наивных обывателей: пока один забалтывает цель, развернув его в противоположную сторону, второй собирает все что не прибито к полу. Правда один раз воришка попался на краже и его упекли в тюрячку, отобрав все вещи и деньги. По счастью, у меня в кармане нашлась тысяча для выкупа.
Навык воришки становиться невидимым, несколько раз сыграл нам добрую службу: он мог выбрать очень выгодную позицию для атаки, после чего я перемещался к нему с помощью пирамиды, и враги оказывались в скверном положении. Так мы здорово справились с Понтием Пиратом в Черной бухте. За злодеем находился корабль с требушетом, куда воришка прокрался. Я к нему переместился, мы метнули пару Коктейлей Молотова, перекрывая огнем узкий проход на корабль, и всё, враги рассыпались уже на подходе к нам. И много, много вариантов успешных тактик (и не успешных) опробовали мы в игре.
Divinity: Original Sin невероятное приключение для кооперативной игры. Ее механика настолько многогранна и современна, что, мне кажется, игра никогда не устареет. Более того, ее воплощение живет дальше: в продолжении и Baldur’s Gate 3. Я уже знаю, что наш кооператив закончится не скоро.