Многие люди, живушие продолжительное время, наверное замечали, как увеличивается продолжительность жизни в нашей стране, параллельно сдвигая рамки детства, отрочества и юности.
Если раньше в 16 лет, окончив 8 летнюю школу, подростки сразу шли на завод, в поле, при желании продолжая образование в вечерней школе (как моя прабабушка) или техникуме, то сегодня 15-16 летние воспринимаются абсолютными детьми, разве что с паспортом: кружки, репетиторы, секции, легкая помощь по дому в лучшем случае. Но так было далеко не всегда и в период до начала ХХ века все было гораздо жестче .
Как же взрослели дети на Руси?
Воспитание детей на Руси исторически было плотно окутано поверьями и обрядами. Первое и главное – это была дисциплина. Детям во главу угла ставилась обязанность уважения к старшим и беспрекословное подчинение их родительской воле. С ранних лет малыши знали, что мальчикам предстоит всю жизнь выполнять роль добытчика, а девочкам - хозяйки и мамы
Возраст ребенка измерялся семилетиями. Первые 7 лет – младенчество, с 7 до 14 лет – отрочество, с 14 до 21 года – юность.
Фактически, по окончанию младенчества, человек уже переставал считаться ребенком. Мальчик получал свои первые штаны, массу обязательств по ведению хозяйства и рассматривался потенциальным женихом.
Надежными источниками дохода в старину были охота, собирательство и рыболовство. К 8-9 годам мальчуган обычно умел ставить силки, стрелять из лука и ловить рыбу. Отрок мог дать фору современным детям в знании и собирании съедобных грибов, ягод и орехов.
К девочкам подход был не менее жесткий. «Хозяйство вести — не сумой трясти», - гласила известная русская пословица.
Девочек приучали к труду примерно с 5-летнего возраста (так в сказке Бажова «Серебряное копытце» 6 летняя девочка Даренка абсолютно спокойно управляется по всем хозяйством по дому). Благодаря примеру мам и бабушек, девочки постепенно переходили с одного уровня ответственности на следующий. А к десяти они уже являлись полноценной «хозяйственной единицей» с множеством ответственных обязанностей.
Начиная с 5 лет, в обязанности девочке вменялись следующая помощь по дому:
✅присмотр за младшими детьми,
✅работа по дому и в поле,
✅готовка пищи,
✅помощь в хлеву и уход за скотиной.
В 5-6 лет малышка, в нашем сегодняшнем понимании, осваивала уже науку прядение, вышивки и рукоделия, помогала в поле и в огороде, ухаживала за младшими братьями и сестрами, убиралась у скотины.
Ткачество имело для наших предков одно из важнейшиз значений, ибо практически вся одежда домочадцев создавалась руками женщин семьи.
Первым делом девочек учили наматывать нитки на цевки, после - трепать лен и только потом уже прясть из него. К 5 годам отец мастерил для дочки свою персональную прялку, передавать которую в другие руки считалось дурным делом. Согласно народному поверью, прикоснувшись к прялке, подружка могла ее сглазить и разладить.
Мать знала, что от качества привитых навыков будет зависеть, вырастет ли дочь хорошей женой и насколько счастливо сложится семейная жизнь дочери.
В случае тяжелой финансовой ситуациии семьи девочка 10 лет могла пойти в "пестуньи" или няньки. Девочки этого возраста часто уходила в наем на несколько месяцев или даже лет, сумма в этом случае выходила для такой семьи вполне существенная. Иногда с пестуньей по договоренности расплачивались едой – мукой, картошкой, яблоками.
Мальчика могли отправить на завод или в подмастерье и того раньше. Истории известно множество фактов эксплуатации детского труда в капиталистическом обществе. Тогда у ребенка рабочий день был наравне со взрослым и длился 12-14 часов, причём без перерыва на обед, без больничных и отпускных. Причем заработную плату дети получали на порядок меньше взрослых.
К 14 годам, то есть к юности, подросток уже считался полноценным мужчиной, способным вести хозяйство и знающим все тонкости жизни. Не удивительно, что к этому моменту парней уже вовсю женили. В старину девушки взрослели и того раньше.
Не зря раньше бытовала пословица «дочери 10 лет - матери дела нет!»
Впрочем, ранняя женитьба имела и практический умысел. Таким образом, сын приводил в дом новую работницу. Начиная с XI века возраст вступления в брак для мальчика составлял 14-15 лет, Девочек выдавали замуж ещё раньше с 12-13 лет.
О брачных традициях наших предков я уже подробно рассказывала в статье доступной по ссылке ниже👇
Учитывая низкое положение женщин в старину на Руси, такая невеста мало отличалась по правам от рабыни, а истязать её мог по праву отец мальчика, насилуя не только морально, но и физически, о чем так же уже рассказывала 👇
Нужно сказать, что дети из знатных сословий в развитии крестьянам не уступали. К 14 годам сын Ивана Грозного уже участвовал в военных походах, владел оружием, был обучен грамоте и знал несколько иностранных языков. Конечно, личное участие в сражениях царевич не принимал, но уже руководил людьми и знал основы военного дела.
Девочки должны были знать языки, хорошо музицировать, танцевать, уметь рукодельничать (отсюда всевозможные сказки о принцессах и пряже).
Замужества и женитьбы отпрысков знатных семейств могла быть проведена и того раньше, в 8-9 летнем возрасте в средневековье не редко заключались выгодные брачные союзы между отпрысками знатных семейств и коронованных особ.
Подводя итоги данной статье, можно отметить, что номинальной границей детства и сознательной взрослой жизни у детей в старину был возраст 6-8 лет. В 12-14 подростки уже могли создавать свои семьи, становясь молодыми родителями и обрастая потихоньку собственным хозяйством.
Спасибо, что были со мной 🙏 Всем добра и до новых встреч!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте