Приветствую всех заглянувших на огонек любителей всевозможных историй, обрядов и традиций наших древних предков!
Продолжая тему семейных и брачных отношений на Руси, которую я не раз поднимала ранее
Нельзя обойти вниманием старинную нелицеприятную для некоторых регионов России традицию снохачества.
Сноха́чество — практика, распространённая в Российской Империи, при которой мужчина — глава большой крестьянсеой семьи, жившей под одной крышей, так называемый большак, состоял в интимных отношених с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (в отдельных случаях сыновей) снохой.
Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX
веках сперва в связи с призывом молодых крестьян на военную службу в рекруты, продолжавшуюся 25 лет, а затем и в связи с практиками отходничесива, когда молодёжь массово уходила работать (сезонно и круглогодично) в города, оставляя жён дома в деревне.
Эта мерзкая, на мой взгляд, традиция была так широко распространена в практике судебных дел Архангельский, Тамбовской, Орловской, Ярославской, Калужской, Псковской, Вятской, Пермской, Полтавской, Харьковской и других губерний, что получила даже в народе название «бабья повинность», подчеркивая тем самым широту распространения явления.
Отечественный историк В. И. Семевский называл эту практику «отвратительной чертой семейных нравов русского крестьянства». Ученые же, разбирая истоки этого дикого, на взгляд современного человека , обычая, распространенного на Руси в XVIII—XIX веках, сходились на том, что это своеобразный пережиток группового брака, который, в свою очередь, был промежуточным этапом от беспорядочных половых связей к традиционному моногамному браку.
Стоит однако отметить, что Традиции групповых браков, когда половые партнеры в большой группе (семье, роде) были общими или же все вместе «принадлежали» старшему (главе племени/ рода или вождю) широко сохранялись вплоть до начала XX века у ряда коренных народов Севера таких как алеуты, чукчи, эвенки, и др. Другое дело, что в своем социальном развитии они стояли на порядок ниже крестьян центральной части России и Сибири.
Поэтому, в принципе, такое греховное сожительство не было на Руси чем-то необычным и оригинальным. Другое дело, почему оно столь широко распространилось именно в XVII-XIX веках.
Причину существования этой формы удовлетворения низменных природных потребностей следует видеть в особенностях крестьянского быта тех лет . Одна из причин — это ранние браки. В середине XIX века во многих российских губерниях было принято женить 12—13-летних мальчиков на невестах 16—17 лет, а то и старше. Тогде как у тринадцатилетнего жениха отцу было лет 30 с копейками - самый расцвет мужской силы и здоровья.
Ради такого дела большаки, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми для того, чтобы пользоваться их неопытностью. Жена, бывшая на 5-7 лет старше мужа изначально не воспринималась сексуальным объектом, а скорее второй матерью. Свекр, вступавший с ней в интимную связь и часто приживавший от нее детей, пользовался этим положением доколе мог. Поскольку его собственная жена, подступившая к 40 летнему возрасту, а то и перешагнувшая его (ведь она изначально была старше своего мужа) была уже измучена многочисленными родами и тяжелой работой, и напрочь утрачивала интимную привлекательность для второй половинки.
В свою очередь обманутый сын по мере своего взросления выдавал своих детей, которые по сути являлись ему часто сводными братьями, так же за невест старше их с целью наладить свою интимную жизнь. Порочный круг замыкался, повторяюсь от поколения к поколению.
Другой причиной, создающей условия для распространения этого порока в деревенской среде, как я уже упоминала выше, были отхожие промыслы крестьян. При этом часто глава семейства - большак - умышленно отправлял сыновей на заработки на отхожий промысел вскоре после свадьбы, предполагая вступить в связь с их женой/ женами.
Обычно, Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), а иногда и в его присутствии, свёкор принуждал сноху к половой близости. На дальних промыслах или военной службе женщина становилась фактически соломенной вдовой, причём одновременно она должна была подчиняться традиционному крестьянскому уставу, где беспрекословно должна была слушать волю главы большого семейства.
В ход шли все средства: и уговоры, и подарки, и посулы лёгкой работы. Как правило, такая целенаправленная осада давала свой результат. В ином случае уделом молодухи становилась непосильная работа, сопровождаемая придирками, ругательствами, а нередко и побоями. Жизнь женщин, отказавших своим свёкрам в удовлетворении их плотских желаний, становилась невыносимо мучительной. В случае отказа свёкру тот мстил снохе, наговаривая на неё сыну всякие гадости о том, что та имела в его отсутствие связь с посторонними мужчинами. Доведенные до отчаяния несговорчивые молодухи иногда накладывали на себя руки или уходили в монастырь.
Обычно дореволюционное общество смотрело на снохачество сквозь пальцы, хотя в Российской империи официально оно и считалось преступлением. Сыновья привычно подчинялись отцу, жены «большаков» рассуждали просто: «Пусть в своей конюшне кобыл топчет, а не по грязным девкам гуляет, дурные болезни в дом приносит».
Как правило, верили всегда главе семейства, и ничем хорошим для молодой женщины это не оборачивалось.
В тех случаях, когда преступная связь свёкра со снохой открывалась, виновной, как правило, признавалась женщина, которую ожидала жестокая расправа со стороны мужа. Как правило, итогом расправы были жестокие побои в припадке ревности:
- Жена была избита до полусмерти; волосы наполовину были вырваны, лицо превращено в один сплошной синяк, тело исщипано, одежда изорвана в мелкие клочки, так что женщина очутилась на улице совсем нагая.
Приводит справку из записей полицейского протокола отечественный историк В.Б. Брезгин в своей статье «Преступления на сексуальной почве в российской провинции второй половины XIX – начала XX века».
Иногда накал страстей в такой драме доходил до предела, то есть убийства одного из участников связи.
Так в Калужском уезде в судебном порядке рассматривалось дело девушки Матрены и ее свекра Дмитрия. От снохача у Матрены, пока её муж был в армии, родился сын, но сразу после рождения мужчина забрал мальчика и зарыл его живьем в сарае.
Иногда протестовали и «рогатые» мужья: как-то парень, вернувшийся с заработков в Петербурге, обнаружил, что у его жены родился сын от его отца. Молодой человек в припадке ревности и в состоянии аффекта зарубил родителя топором, за что был в итоге приговорен к каторге.
На нет традиции снохачества сошли только в ХХ веке, когда у молодых возникла возможность жить отдельно, выросла роль женщины в семье, заговорили о равноправии. Только после этого девушки перестали бояться замужества: теперь они знали, что «глава семьи» — отец мужа — не станет для них тем самым страшным зверем, живущим за стенкой.
О других жутких на взгляд современного человека традициях русского общества прошлых веков можно прочитать в статьях ниже 👇
На этом у меня все ! Не забудьте Подписаться, чтобы не пропустить самое интересное!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте