Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
В. Высоцкий
В музейном комплексе «Линия Сталина» успел побывать, наверное, каждый. Здесь собрано огромное количество образцов вооружения и техники. Отреставрированные доты полностью оснащены и замаскированы. Но нам все-таки хотелось посмотреть на их естественное состояние. Узнать, какие виды дотов есть в Минском укрепрайоне. Представить, как разные типы дотов могли взаимодействовать в бою. Как осуществлялась связь, если взрывом повредило кабель. Все это мы решили посмотреть сами и показать лучшим ученикам 122-й школы г. Минска. После подготовки маршрута и закупки необходимого снаряжения мы отправились в путь.
Весенним пасмурным утром мы доехали до остановки «Казеково». Дальше только пешком. Погодка нас не радовала, как и мелкий моросящий дождик. Но школьники упорно шли вперед, невзирая на трудности. На первом привале нас ожидал небольшой перекус. Дежурные за 30 минут смогли накормить группу из 22 человек бутербродами. Это был, можно сказать, рекорд.
Первый дот с порядковым номером 168 стоял на пригорке у дороги. Перед войной почти все доты с Линии Сталина были разукомплектованы и законсервированы. Гарнизоны дотов, вооружение и боезапас были перемещены на Линию Молотова. Впоследствии доты вдоль старой границы занимали отступающие части РККА. Этому доту тоже пришлось повоевать.
Над амбразурой видны выбоины от попадания из крупнокалиберного пулемета. Внутри находятся большой каземат на два станковых пулемета и малый на один. Справа от амбразуры – небольшая ниша в стене. В нее входила коробка с пулеметной лентой, в крайнем правом положении пулемета, чтобы увеличить сектор обстрела. Боезапас каждого пулемета составлял три тысячи патронов. Охлаждение ствола осуществлялась принудительной циркуляцией воды. Внутри дота находились генератор, запас топлива, продуктов и воды. Этого должно хватить, чтобы задержать противника на трое суток, до прихода основных сил. В нашем доте сохранились выход под антенну коротковолновой рации 6ПК, остатки вентиляции и частично станок Горностаева для пулемета Максима. Осмотрев этот дот, мы двинулись к другому, самому интересному.
Дот номер 177 был двухъярусным. На верхнем этаже – стандартная двухказематная огневая точка. На нижнем ярусе осуществлялось управление батальным районом обороны №5. Сюда тянулись телефонные линии с других дотов. Внутри сохранились остатки системы водоснабжения и колонки. Класс защиты М1 – выдерживает однократное попадание снаряда 150-миллиметровой пушки с расстояния в 4 километра. Это больше главного калибра Авроры. Чтобы уничтожить дот, второй такой же снаряд должен был попасть в это же место. Чтобы гарантированно разрушить дот класса М1 из 150-миллиметровой пушки с расстояния четырех километров, было необходимо произвести более 200 выстрелов. Для примера – немецкая 150-миллиметровая пушка «15 cm sFH 18» имела скорострельность 3–4 выстрела в минуту. Масса снаряда – 51.4 кг. Заряжание раздельное. Боезапас – около 100 снарядов. И транспортировалась она раздельной возкой и на механической тяге. Живучесть ствола оценивалось в 800 выстрелов... Даже несколько укомплектованных дотов становились настоящей проблемой. Сделав несколько фото дота, мы двинулись дальше.
Небольшая тропинка в лесу вывела нас к артиллерийскому полукапониру (АПК 73). Это самая большая огневая точка за сегодня. Внутри находятся два боевых каземата. Вооружение составляли две 76.2-миллиметровые пушки, ведущие фланговый огонь. В этом АПК сохранилось основание стеллажей для снарядов. Их полагалось по 300 на каждое орудие. Подавались они через специальный проем в стене, а гильзы скатывались в гильзосбросный колодец по специальному желобу. Самая маленькая комната была у коменданта. Здесь располагались стол, телефон, рация и десятикратный перископ. Остатки переговорных трубок еще торчали из стены. Еще один артефакт ожидал нас в генераторной. Это был радиатор охлаждения, по совместительству еще и обогреватель (удивительно, как его не утянули). На входе нанесены звезды. Судя по краске, они здесь с момента строительства. Все ветшает со временем. Надписей уже почти не разобрать.
Незаметно наступило время обеда. Анна Эдуардовна, как классный руководитель, возглавила группу по поиску дров. Антон и К° отправились за водой. А дежурные принялись за подготовку: набрали хвороста, обкопали кострище и натянули костровой тросик. Еще пара минут, и рыжие языки пламени уже грели котелки. Машенька, как всегда, хозяйничала на кухне, обучая новичков поварским премудростям в походных условиях. После обеда мы залили кострище водой и закопали обратно.
Собрав снаряжение, отправились на 164-й дот, который находится у деревни Сады. По виду довольно стандартный. Но и в нем есть своя изюминка. На казематном станке осталось сидение для пулеметчика. Оно даже с небольшой спинкой. Дот не был замусорен, и нам удалось сделать несколько антуражных фотографий.
Из Садов мы отправились домой на автобусе. Дети весело щебетали, раздавали оставшиеся печенье с конфетами и делились впечатлениями.
Саше понравилось узнавать для себя в походе что-то новое, Диане – прогулка по весеннему лесу, а мальчишкам – посиделки у костра с чаем и маршмеллоу. Сами доты заинтересовали всех. Сыпались наперебой идеи следующего похода.
Где-то под Брестом есть участок Линии Молотова. Там сохранились доты с защитой амбразуры от пуль и осколков в виде броневой шаровой маски (НПС-3). Наводка пулемета осуществлялась с помощью 2-кратного оптического прицела или «вслепую» с помощью угломерной линейки по указаниям командира дота. Дети предлагали сходить на два, три или даже пять дней. Обязательно сходим, как только потеплеет.
Председатель турклуба «Странник» Константин Трусов
Пресс-служба ММЗ
Мы в соцсетях: