Найти тему

Льюис Кэрролл в России: прогулки по городу великанов

Через два года после выхода книги об Алисы в стране чудес Льюис Кэрролл, как он говорил, совершил смелый поступок. Прежде не бывая за границей, он направился в 1867 году в загадочную страну Россию. Какой он нашёл нашу страну, какие чудеса в ней увидел? Об этом читайте в наших пяти публикациях.

Анхель Домингез (род. 1953) Портрет Льиюса Кэрролла, 1996.  30х38 см, бумага, акварель  books-illustrated-ltd.myshopify.com
Анхель Домингез (род. 1953) Портрет Льиюса Кэрролла, 1996. 30х38 см, бумага, акварель books-illustrated-ltd.myshopify.com

В Санкт-Петербург два англичанина, не знающие русского языка, прибыли поездом из Кёнигсберга. В купе ехало 6 человек, среди них две дамы, при четырех спальных местах, так что Кэрролл запросто спал на полу, подложив под себя пальто, а под голову баул. Русская столица встречала их вполне приличной для неё июльской погодой и остатками белых ночей, что способствовало длительным прогулкам.

И.И. Шарлемань (1824-1870) Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, 1852-1862 литография по рисунку акварелью
И.И. Шарлемань (1824-1870) Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, 1852-1862 литография по рисунку акварелью

Но скажем честно, не экскурсии были главной целью - цель их поездки лежала в окрестностях Москвы. Дело в том, что профессор математики, взявший себе псевдоним Льюис Кэрролл, был ещё и лицом духовного звания. Это удивительно, но так требовал устав его колледжа с характерным названием Christ Church, «Церковь Христова».

Крайс-Чёрч колледж, Оксфорд,  середина XIX века www.meisterdrucke.ie
Крайс-Чёрч колледж, Оксфорд, середина XIX века www.meisterdrucke.ie

В этом, самом внушительном, красивом, аристократическом колледже Оксфорда все преподаватели ещё со времён Средневековья непременно имели духовное звание. Кэрролл, однако, не стал принимать сан священника, ограничившись диаконом. Дело в том, что он слишком любил театр и общество актёров, а это бы противоречило сану священника.

Василий Семёнович Садовников (1800-1879) Михайловский театр в Петербурге 1857 акварель
Василий Семёнович Садовников (1800-1879) Михайловский театр в Петербурге 1857 акварель

В этой поездке писатель, он же профессор и диакон, сопровождал не менее известного английского теолога и проповедника Генри Парри Лиддона. Лиддон был сторонником межцерковных контактов, что было характерной чертой того времени. На следующее утро спутники направились в «великий Исаакиевский собор» и отдали должное его красоте.

Вид Исаакиевского собора, 1858 год, литография по рисунку архитектора О. Монферрана  www.spbmuzei.ru
Вид Исаакиевского собора, 1858 год, литография по рисунку архитектора О. Монферрана www.spbmuzei.ru

Кэрролла восхитило, среди прочего, искусство певчих, могущих создать «чудесное впечатление» с помощью одних только голосов, без помощи музыкальных инструментов.

Внутри Исаакиевского собора,  литография изд. Дациаро 1858-1860 гг. по акварели И.И.Шарлеманя www.spbmuzei.ru
Внутри Исаакиевского собора, литография изд. Дациаро 1858-1860 гг. по акварели И.И.Шарлеманя www.spbmuzei.ru

После чего англичане «просто гуляли по этому чудесному городу»:

«Он настолько совершенно не похож на все виденное мною раньше, что я, наверное, был бы счастлив уже тем, что в течение многих дней просто бродил по нему, ничего больше не делая. Мы прошли от начала до конца Невский, длина которого около трех миль; вдоль него множество прекрасных зданий, и, должно быть, это одна из самых прекрасных улиц в мире...»
В.С. Садовников(1800-1879) «Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)» 1859 акварель
В.С. Садовников(1800-1879) «Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)» 1859 акварель
В.С. Садовников (1800-1879) Вид Аничкова моста,  акварель
В.С. Садовников (1800-1879) Вид Аничкова моста, акварель

Англичане оказались неплохими ходоками:

«Мы совершили длительную прогулку по городу, пройдя в общей сложности, наверное, миль пятнадцать-шестнадцать,— расстояния здесь огромны, это все равно что гулять по городу великанов.»
Невский проспект и Гостиный двор,  литография изд. Дациаро 1858-1860 гг. по акварели И.И.Шарлеманя (1824-1870)
Невский проспект и Гостиный двор, литография изд. Дациаро 1858-1860 гг. по акварели И.И.Шарлеманя (1824-1870)
В.С. Садовников. Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади 25 июля 1859. Бумага, карандаш, акварель, белила. Музей истории Санкт-Петербурга
В.С. Садовников. Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади 25 июля 1859. Бумага, карандаш, акварель, белила. Музей истории Санкт-Петербурга
В.С. Садовников Конногвардейский бульвар и Благовещенский собор
В.С. Садовников Конногвардейский бульвар и Благовещенский собор

Они ознакомились с главными храмами города, отмечая роскошь их интерьеров и богатство ризниц, обилие золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней. Их попутчик по поезду в Петербург, имевший здесь собственных лошадей, устроил им экскурсию на Финский залив и в экипаже по Петергофу.

В.С. Садовников Елагин остров со стороны Малой Невки 1847 акварель
В.С. Садовников Елагин остров со стороны Малой Невки 1847 акварель
В.С. Садовников «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе» 1852 Бумага, акварель Государственный музей-заповедник "Петергоф"
В.С. Садовников «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе» 1852 Бумага, акварель Государственный музей-заповедник "Петергоф"
«Своим великолепием – разнообразной красотой и совершенным сочетанием природы и искусства, я думаю, эти сады затмевают сады «Сан-Суси», – записал Кэррол в дневнике.
Подробно описав в дневнике дворцы и сады Петергофа, он считал, что едва ли смог оставить «хоть какое-то представление о том, что мы видели».
В.С. Садовников. Зимний дворец ночью 1857 бумага, акварель 27,6 х 38,9 см
В.С. Садовников. Зимний дворец ночью 1857 бумага, акварель 27,6 х 38,9 см

Один день путешественники провели в Эрмитаже. В правление императора Александра II Эрмитаж стал общедоступным музеем: теперь для входа больше не требовалось быть во фраке, а быть лишь опрятно одетым. Посещаемость постепенно выросла в 12 раз и в иные дни здесь бывало по 500 человек. Сотрудников в музее было не так много, менее 70, так что музейный день был ограничен и длился всего 4 часа.

Новый Эрмитаж,  литография изд. Дациаро 1858-1860 гг. по акварели И.И.Шарлеманя  (1824-1870) wikimedia.org
Новый Эрмитаж, литография изд. Дациаро 1858-1860 гг. по акварели И.И.Шарлеманя (1824-1870) wikimedia.org
Э.П. Гау (1807-1888) Новый Эрмитаж. Зал фламандской и голландской живописи. 1857 акварель 31х41 см wikimedia.org
Э.П. Гау (1807-1888) Новый Эрмитаж. Зал фламандской и голландской живописи. 1857 акварель 31х41 см wikimedia.org
Э.П. Гау (1807-1888) Новый Эрмитаж. Зал русской живописи. 1854 акварель 30х37 см wikimedia.org
Э.П. Гау (1807-1888) Новый Эрмитаж. Зал русской живописи. 1854 акварель 30х37 см wikimedia.org
Э.П. Гау (1807-1888) Новый Эрмитаж. Зал итальянских школ. 1860 акварель 29х34 см wikimedia.org
Э.П. Гау (1807-1888) Новый Эрмитаж. Зал итальянских школ. 1860 акварель 29х34 см wikimedia.org
«Картина, которую я главным образом запомнил, это круглое полотно «Святое семейство» Рафаэля, весьма изысканная», – пишет Кэрролл.

Вероятно, это «Мадонна Альба», которую мы видим в центре акварели Э.П. Гау. В 1930-е годы эта картина, спасённая от разрушения нашими реставраторами в XIX веке, была продана в США в ходе распродаж музейных ценностей.

Рафаэль Санти (1483-1520) Мадонна Альба, 1511 Масло, 94х94 см wikipedia.org
Рафаэль Санти (1483-1520) Мадонна Альба, 1511 Масло, 94х94 см wikipedia.org

Неделя пронеслась совершенно незаметно, после чего путешественники выехали поездом в Москву.

Вы наверное, знаете, что Белый Кролик, за которым Алиса увязалась и попала в чудесную страну, был автопортретом Льюиса Кэрролла. А мы же в одной из наших следующих публикаций последуем за самим Кэрроллом - в Москву!

https://xmas-toys.ru/product/whiterabbit/
https://xmas-toys.ru/product/whiterabbit/

О второй части путешествия можно узнать здесь.

Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!

Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.

Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.