Найти в Дзене

Льюис Кэрролл в Москве

Продолжаем наш рассказ о путешествии Кэрролла по России. Если вы пропустили начало, то пройдите по ссылке. "Поезд отбывал из столицы в третьем часу дня", - пишет Кэрролл. В этот раз они спали на весьма удобных полках с диванными подушками. «На полу разместилось бы еще трое спящих, но, к счастью, таковые не появились, – шутит Кэрролл. – Я не ложился спать примерно до часу ночи, и большую часть времени был … на открытой площадке в конце вагона: она была снабжена поручнями и крышей, и с нее открывался великолепный обзор той местности, по которой мы проезжали...» В те годы обзору не мешала вереница столбов с бесконечной волной проводов между ними. Кэрролл мог полюбоваться видами с больших мостов, в том числе Веребьинского – гигантской деревянной конструкции длиной 500 и высотой 50 метров. В 10 утра проезд прибыл на Николаевский вокзал, где англичан ожидал экипаж из отеля. «Мы уделили пять или шесть часов прогулке по этому чудесному городу, городу белых и зеленых крыш, конических башен, кот

Продолжаем наш рассказ о путешествии Кэрролла по России. Если вы пропустили начало, то пройдите по ссылке.

"Поезд отбывал из столицы в третьем часу дня", - пишет Кэрролл. В этот раз они спали на весьма удобных полках с диванными подушками.
«На полу разместилось бы еще трое спящих, но, к счастью, таковые не появились, – шутит Кэрролл. – Я не ложился спать примерно до часу ночи, и большую часть времени был … на открытой площадке в конце вагона: она была снабжена поручнями и крышей, и с нее открывался великолепный обзор той местности, по которой мы проезжали...»
Август-Вильгельм Петцольд (1823-1891) Мстинский мост 1851 ватман, акварель 47х20 см
Август-Вильгельм Петцольд (1823-1891) Мстинский мост 1851 ватман, акварель 47х20 см

В те годы обзору не мешала вереница столбов с бесконечной волной проводов между ними. Кэрролл мог полюбоваться видами с больших мостов, в том числе Веребьинского – гигантской деревянной конструкции длиной 500 и высотой 50 метров.

Август-Вильгельм Петцольд (1823-1891) Веребьинский мост 1851 ватман, акварель 47х20 см
Август-Вильгельм Петцольд (1823-1891) Веребьинский мост 1851 ватман, акварель 47х20 см
Рудольф Андреевич Желязевич (1811-1874)  Паровозное депо с поворотным кругом на Николаевской железной дороге, иллюстрация к проекту; wikipedia.org
Рудольф Андреевич Желязевич (1811-1874) Паровозное депо с поворотным кругом на Николаевской железной дороге, иллюстрация к проекту; wikipedia.org

В 10 утра проезд прибыл на Николаевский вокзал, где англичан ожидал экипаж из отеля.

"Станция железной дороги" Литография Жакотта, Обрэна по рисунку Дюруа и Шарлеманя. Москва, 1850-е годы. www.pastvu.com
"Станция железной дороги" Литография Жакотта, Обрэна по рисунку Дюруа и Шарлеманя. Москва, 1850-е годы. www.pastvu.com
Фрагмент монохромного оттиска
Фрагмент монохромного оттиска
«Мы уделили пять или шесть часов прогулке по этому чудесному городу, городу белых и зеленых крыш, конических башен, которые вырастают друг из друга словно сложенный телескоп; выпуклых золоченых куполов, в которых отражаются, как в зеркале, искаженные картинки города; церквей, похожих снаружи на гроздья разноцветных кактусов... и, наконец, город мостовой, которая напоминает перепаханное поле...»
П. П. Верещагин (1834-1886) «Вид на Московский Кремль». 1879. Холст, масло. 53 × 107. Ярославский художественный музей.
П. П. Верещагин (1834-1886) «Вид на Московский Кремль». 1879. Холст, масло. 53 × 107. Ярославский художественный музей.
Л.П.А. Бишбуа и В.В. Адам Церковь Св. Василия Блаженного.  1840-х - 1850-е. Рисунок из акварельного альбома "Виды Москвы", изд. Дациаро 1846 Цветная литография, акварель, лак. galik-123.livejournal.com/158905.html
Л.П.А. Бишбуа и В.В. Адам Церковь Св. Василия Блаженного. 1840-х - 1850-е. Рисунок из акварельного альбома "Виды Москвы", изд. Дациаро 1846 Цветная литография, акварель, лак. galik-123.livejournal.com/158905.html
Л.П.А. Бишбуа, М.Ш. Фишо, А.Ж.Б. Байо Дворянский институт, бывший дом Пашкова.  Рисунок из акварельного альбома "Виды Москвы", изд. Дациаро 1846 Цветная литография, акварель, лак. galik-123.livejournal.com/158905.html
Л.П.А. Бишбуа, М.Ш. Фишо, А.Ж.Б. Байо Дворянский институт, бывший дом Пашкова. Рисунок из акварельного альбома "Виды Москвы", изд. Дациаро 1846 Цветная литография, акварель, лак. galik-123.livejournal.com/158905.html
 А.Ф. Кондырев Дом Апраксиных-Трубецких на Покровке (4-я мужская гимназия)1866 г. Бумага, акварель 21 х 29 см www.liveinternet.ru/users/bo4kameda
А.Ф. Кондырев Дом Апраксиных-Трубецких на Покровке (4-я мужская гимназия)1866 г. Бумага, акварель 21 х 29 см www.liveinternet.ru/users/bo4kameda

Уютная атмосфера Москвы увлекла Кэрролла после готического холодного Лондона. Неутомимые спутники побывали аж в трёх местах, откуда Москва видна как на ладони: на Воробьёвых горах, колокольне Ивана Великого и более высокой колокольне Симонова монастыря (380 ступеней, как сосчитал Кэрролл). Он пишет о прекрасных панорамах шпилей и куполов, «вспыхивающих на солнце».

Владимир Фёдорович Аммон (1826-1879) Вид Москвы с Воробьёвых гор 1856 масло, холст
Владимир Фёдорович Аммон (1826-1879) Вид Москвы с Воробьёвых гор 1856 масло, холст
Карл-Фридрих Бодри Вид в Кремле на Архангельский и Благовещенский соборы и Большой Кремлевский дворец 1853 акварель, гуашь, белила 26х35 см www.liveinternet.ru/users/bo4kameda
Карл-Фридрих Бодри Вид в Кремле на Архангельский и Благовещенский соборы и Большой Кремлевский дворец 1853 акварель, гуашь, белила 26х35 см www.liveinternet.ru/users/bo4kameda

Англичане в силу специфики своей поездки живо интересовались церковным укладом, в чём им помогал епископ Леонид. К нему у них были письма от оксфордского епископа, делегатами которого они, собственно, и являлись. Первое утро в Москве начали с того, что:

«...встали в пять утра и отправились на шестичасовую службу в Петровский монастырь, поскольку было ежегодное освящение и, соответственно, служба должна была отличаться особым великолепием. Она была чрезвычайно прекрасной в том, что касается музыки и сценического эффекта...»
Николай Егорович Маковский (1841-1886) Вид на храм Христа Спасителя, Каменный мост и Кремль от набережной Москвы-реки. 1860-е гг. из коллекции ГИМ
Николай Егорович Маковский (1841-1886) Вид на храм Христа Спасителя, Каменный мост и Кремль от набережной Москвы-реки. 1860-е гг. из коллекции ГИМ

Кэрролл искренне восхищался высокой культурой пения. Он пишет о хоре женского Сретенского монастыря:

«...впечатление от женских голосов... было поистине изумительным».
Его поразил мощный бас дьякона Успенского собора: «...последняя нота (его баса) разнеслась по всему зданию как многоголосый хор. Я и представить себе не мог, что одним только голосом можно добиться такого эффекта», – пишет Кэрролл.
Л.П.А. Бишбуа (1801—1850) Симонов монастырь в Москве. Рисунок из акварельного альбома "Виды Москвы", изд. Дациаро 1846; wikipedia.org
Л.П.А. Бишбуа (1801—1850) Симонов монастырь в Москве. Рисунок из акварельного альбома "Виды Москвы", изд. Дациаро 1846; wikipedia.org

Им удалось осмотреть несколько храмов и монастырей,

«о которых совершенно невозможно дать какое-либо адекватное представление просто словами»

К сожалению, многих, в том числе и этого, в городе уже нет.

Симонов монастырь в Москве. Вид из под арки ворот на Успенский собор и Трапезную. Михайлов А. 1852 г. Акварель: 27,4 х 35,7 см; www.liveinternet.ru/users/bo4kameda
Симонов монастырь в Москве. Вид из под арки ворот на Успенский собор и Трапезную. Михайлов А. 1852 г. Акварель: 27,4 х 35,7 см; www.liveinternet.ru/users/bo4kameda

Проведя в Москве насыщенные четыре дня, они отправились в Нижний Новгород, на знаменитую ярмарку. Они рассчитывали обернуться одним днем, но вышло иначе... Так последуем за ними!

А пока хотим напомнить вам, что Шляпник был списан (и даже зарисован) Кэрроллом с бывшего студента университета в Оксфорде, державшего в городе магазин мебели. Он имел привычку в ожидании покупателя стоять в дверях, надев свою шляпу, за что получил прозвище Безумный Шляпник (Mad Hatter).

https://xmas-toys.ru/product/bezumny_shlyapnik/
https://xmas-toys.ru/product/bezumny_shlyapnik/

Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!

Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.

Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.