- Ира, Лина совсем другая. Она не должна жить чужую жизнь. Дай ей свободу.
- Если ты не ослабишь давление, ты ее потеряешь. У девочки есть характер, есть способности. И рано или поздно она начнет жить своей жизнью, а не той, которую ты ей навязываешь. Тебе придется с этим смириться.
- Она бы меня не оставила по доброй воле, и Виталина не оставит.
Звякнули ключи, выглянула мама:
- Пришла, дочка? А что так быстро?
- Маша уехала к бабушке, поздравлять и Рождество встречать. Я пойду в комнате почитаю.
- Почитай, родная. Мы с тётей Таней посидим, поговорим.
Виталине очень хотелось узнать, на кого она похожа, но дверь на кухню была крепко закрыта, разговаривали мама с крестной тихо. И Лина легла на свой диванчик, погрузилась в чтение романа на французском языке.
Тетя Таня зашла в ее комнату часа через два:
- Маму твою в магазин отправила. Как ты?
- Нормально.
- Слушай меня, у нас буквально пять минут. Вот на листочке адрес. Вызубри наизусть, и выкини, сожги, смой в туалете, но чтобы дома этого адреса не было. Если наступит момент, когда будет невыносимо – езжай по этому адресу, скажешь от меня. Дальше разберешься.
- Там кто?
- Мои друзья. При маме ни слова. Поняла?
- Да. Тетя Таня, а на кого я похожа?
- Услышала? Нет времени, потом расскажу. Маму не спрашивай – хуже будет.
- Мне кажется, я живу какой-то чужой жизнью, словно понарошку. Все, что мге нравится мамой отвергается. Я не хочу быть великим математиком или физиком. Мне нравятся иностранные языки.
- А кто тебе мешает их учить и в техническом ВУЗе? Будешь переводить техническую литературу со знанием дела. И заработок хороший, и совместишь мамины и свои желания.
- Правда, это интересно, - задумалась Виталина. - И сложно.
- Вот и совершенствуйся.
Вернулась Ирина, и тетя Таня ушла на кухню. Виталина, пока мама была занята, вызубрила адрес, повторив его тысячу раз, а потом просто уничтожила бумажку. Порвала ее мелко, и смыла в туалете.
Адрес крепко закрепился в ее памяти.
- Раз надо запомнить, значит, пригодится. Хотя странно это.
Праздники пролетели быстро, начались будни, Виталина погрузилась в учебу, к подготовке ЕГЭ. ВУЗ она выбирала по другому принципу:
- Зачем мне этот физмат? Нет, пойду- ка туда, где максимально дают азы, в технический ВУЗ. Или на технического специалист, или на фундаментальные науки. Что-то из этого. Надо сходить, посмотреть, чтобы определиться.
Она посмотрела, когда будут дни открытых дверей в интересные ей ВУЗы.
- Поздно, конечно, спохватилась, но сама виновата, могла раньше голову включить.
Ирина спросила:
- Дочка, чем занимаешься?
- Выбираю перечень ВУЗов и факультеты, куда хочу поступать.
- Так на физмат, будешь изучать дальше математические науки.
- Мама, а дальше куда? В школе преподавать?
- А что ты хочешь?
-Я хочу получить азы технической специальности, с уклонов в международные знания. Что зря языкам пропадать. Смотрю, где я максимально могу реализоваться.
- Со ставь перечень, посмотрим.
Наступила весна, Виталина готовилась к ЕГЭ. Вуз был выбран, цель поставлена, и она с упорно готовилась.
Ира время от времени заводила разговор:
- Может, ан физмат? На кафедру пойдешь.
- Мама, для меня это тупиковый путь. Мне неинтересно это. Надо такую профессию, чтобы давала возможность и реализоваться, и прокормиться.
Ирина отступала. Вроде, все верно ее Лина говорила, но она-то ждала иного.
Время пролетело быстро. Экзамены были сданы блестяще, Лина отправила документы, и была принята на бюджетное место. О разговоре мамы с тетей Таней она даже не вспоминала, не до того было.
- Вот и поступила, моя девочка, - радовалась Ирина. -На до бы нам съездить отдохнуть. Я на турбазе домик сняла, на неделю.
Отдохнули они славно, погуляли, покатались на велосипедах. И уже в последний день пошли кататься на лошадках. Виталина посидела и прокатилась на очень спокойной кобылке. Маме подвели такую же, но тут случилось непредвиденное. Спокойная лошадь, медленно идущая по кругу, вдруг словно взбесилась, и пока не сбросила Ирину, не успокоилась. Скорая увезла женщину:
- Переломы, внутренние повреждения. В больнице пробудет, при самом благоприятном прогнозе – не менее двух месяцев,- сказал врач Виталине. – И да, ездить не надо, у нас карантин, не пропустят. Вещи передают на первом этаже, продукты – пока нельзя ей. Позднее если только.
Виталина поплакала, написала тете Тане, та сразу перезвонила:
- Лина, я приехать не могу, мы в другой стране, по контракту, на работе. Деньги есть?
- Есть немного.
- Я переведу.
Виталина перебирала фотографии, и на одной из них увидела маму с девочкой на руках. Такой же, как Виталина. Та даже подумала, что это она, но девочка была темная, почти черненькая, а Виталина светлая. С обратной стороны фотографии маминой рукой было написано: Алина, три года.