НЕКОТОРЫЕ РОЛИ
Призрак розы.
Во многих деталях эта, казалось бы, простая роль является одной из самых сложных, когда-либо исполнявшихся балериной. Сам танец достаточно прост для хорошо выученной балерины. Трудности заключаются в том, чтобы придать ему нужную драматическую интенсивность.
Мужская роль Розы - это необыкновенно яркая, виртуозная роль, кульминацией которой является могучий прыжок из окна. Балерина должна забыть, что она блестящая танцовщица, она должна довольствоваться тем, что оставляет все великолепие своему партнеру. Она - юная девушка, только что вернувшаяся домой со своего первого танца, дающая волю фантазии и мечтающая о розе и, несомненно, о ее дарителе. Это роль, требующая непревзойденного актерского мастерства. Неправильная перспектива - и весь хрупкий баланс нарушен. Виртуозность следует забыть, драматическая напряженность - её нет.. .Это вопрос вкуса и пропорций, естественной грации, чего совершенно не свойственно танцору: грация - качество, которого так часто не хватает.
Карсавина одна выполнила все необходимые условия. Я видел эту роль в интерпретации двух блестящих танцоров, моих особых фаворитов, к которым мне было больно придираться, но результат был одинаков (ровным). Они не могли бы вызвать в воображении такое романтическое видение. Несмотря на то, что Нижинский больше не был Розой и что танцовщик в каждом случае был намного ниже его уровня, я обратил внимание на молодую девушку и понял, что на самом деле ей принадлежала главная роль.
Этот балет остается одним из многих, которые обязаны своим существованием Карсавиной и которые умеет танцевать только она.
Тамара.
Эта роль сильно отличается от предыдущей. Актриса больше не чиста и девственна. Она - гордая, садистская восточная королева, нервно ожидающая новой жертвы.
Занавес поднимается, когда Тамар на своем диване машет рукой, чтобы заманить проходящего мимо незнакомца, и опускается, когда она машет еще раз. То, что произошло между ними, уход из жизни молодого человека, было для нее всего лишь эпизодом, мимолетным развлечением. Тамара больше, чем порочная женщина, она королева в поисках развлечений, и гордость, и жестокость играют свою роль. Это роль, достойная Бернар, и Карсавина сделала из нее одно из самых замечательных драматических представлений, виденных в этом столетии. Она рассказала, как краткий намек на макияж от Diaghileff подсказал ей это предложение. Взглянув на себя в зеркало, бледная, с нахмуренными бровями, она превратилась в Тамару и жила как Тамара каждую ночь на сцене. Она настолько похожа на героиню Лермонтова, что вся условность балета на мгновение забывается, и ее чудесный танец отходит на второй план. Мы присутствуем при трагедии. Никогда стихотворение, воплощенное в действие, не сохраняло свой первоначальный дух с такой силой. Здесь была лермонтовская "Тамара", воплощенная в красках Серовым, в человеческом обличье Карсавиной.
Петрушка.
И снова у нас совершенно другая роль, где больше внимания уделяется самому танцу. Снова страсть, но на этот раз страсть марионетки, человеческое сердце бьется под кукольными движениями. "Коппелия" – имеет более глубокий смысл, здесь танец помогает драматургии и не является единственным оправданием балета, "Доктор Калигари", ожидаемый за десять лет до этого и лишенный безвкусных острых ощущений кинематографа. Бакст, Стравинский и Карсавина воссоздают для нас русскую ярмарку и кукольный балаган с его гофмановской атмосферой, которая гораздо ближе Гофману, чем балетная адаптация его собственной истории об Олимпии и Коппелиусе. "Петрушка" - это простой образец любой трагедии, трагедии кукол без болезненной сентиментальности старомодного кукольного балета, такого как " Фея кукол ".
Жар-птица.
Это еще одна сложная роль, которую может исполнить только Карсавина: птица, требующая всей легкости и виртуозности примы-балерины, но гораздо больше, легендарная птица из русской народной сказки, которой нужна определенная драматическая напряженность и "атмосфера", которую трудно определить. Легкости птицы недостаточно, нужно еще почувствовать страсть женщины и все очарование легенды. Быть полностью птицей или полностью женщиной - значит потерпеть полную неудачу и превратить мечту Фокина в рождественскую пантомиму, как это было во время всех недавних возрождений, где ее равнодушно танцевали и совершенно неправильно понимали. Работу Фокина чрезвычайно легко испортить неправильной интерпретацией.
"Призрак розы" становится просто показной виртуозностью, "Шехерезада" - сценой из ревю, а "Петрушка" - сценой, имитирующей Шовинизм. Как я уже говорил в другой главе, Карсавина воплотила эти великие произведения искусства в реальность, и в ее исполнении они считаются высшими художественными достижениями балета. "Жар-птица" – самый яркий пример этого факта.
Треуголка . Добродушные дамы. Лавка чудес.
На этот раз у нас крестьянская тема из восхитительной истории Аларкона, а Карсавина исполняет испанский танец, полностью лишенный обычных шумных имитаций испанского темперамента. "Треуголка", пожалуй, шедевр Мясина , синтез всех форм испанского танца, адаптированный к балетным условностям, и огромный успех этого балета в Испании знаменателен. Танец, по сути, Испанский, но это стилизованный испанский танцевальный , увиденный глазами балетмейстера, и он требует величайших технических способностей, сочетания балета и работы над образом . Карсавина по натуре была его идеальным интерпретатором. Нужна была драматическая актриса, уникальная по своей силе и универсальности, и танцовщица, одинаково хорошо владеющая классическим танцем и характерным танцем, и только Карсавина удовлетворяла этим условиям, которые были необходимы почти во всех ранних балетах Мясина.
"Добродушные дамы" - еще одно произведение, нечто в духе "Треуголки", но с легкой ноткой озорства, навеянной венецианской обстановкой и более хрупкой музыкой итальянского композитора.
Роль танцовщицы "кан-кан" в "Лавке чудес" - это чистое озорство и приподнятое настроение в сочетании с романтикой "Сильфид", сложное сочетание. В "Петрушке" у нас была трагическая кукла, здесь у нас есть "озорная" и "сентиментальная" кукла, полная смена настроения после закрытия магазина игрушек. Хотя путь в основном ассоциируется с очаровательной Лидией Лопоковой, это также одна из самых восхитительных ролей Карсавиной, которая показывает ее в совершенно новом настроении.
Коломбина в "Карнавале".
В "Карнавале" Фокина есть еще один этюд озорства, написанный в гораздо более легкой тональности, чем в "Добродушных дамах". На этот раз это комедия дель Арте, а не Венеция Лонги. Недавнее возрождение балета Мари Рамбер выявило много интересных моментов в хореографии этого балета. Оно ясно показало, что "Карнавал" требует более тонкого артистизма, сценического чутья и опыта, чем почти любая другая работа. Балерина должна блистать и как личность, и как член команды. Она должна постоянно "кормить" и быть "накормленной" своей компанией, как в любой драматической комедии. Карсавина в полной мере продемонстрировала здесь свою замечательную способность видеть произведение искусства, в котором она является центральной фигурой, в целом. Настоящее испытание для великого художника.
Я не пытался сделать ничего большего, чем набросать несколько наиболее запоминающихся ролей, созданных Карсавиной. "Жизель", возможно, ее величайшую роль из всех, я никогда не видел. Из того, что я знаю о балете, и из того, что я слышал от знатоков, я понимаю, как много удовольствия я пропустил . Из нескольких ролей, которые я процитировал, можно понять необычайную многогранность Карсавиной: юная девушка, мечтающая о своем первом бале, жестокая восточная королева, легендарная огненная птица, трагичная, сентиментальная, озорная марионетка, жена испанского мельника. Каждая роль совершенно разная; каждый раз новая и вдохновляющая Карсавина.
Мой телеграм