Найти в Дзене
Записки артистки балета

О Тамаре Карсавиной

В 1931 году в лондонском издательстве British Continental вышла монография Тамары Карсавиной, написанная извстным британским танцевальным критиком Арнольдом Хаскеллом.

Арнольд Хаскелл
Арнольд Хаскелл

Именно ему принадлежит идея написания знаменитой книги "Театральная улица" - мемуаров Т.Карсавиной.

Предлагаю вашему вниманию вступление к этой монографии.

* * * * *

Вступление.

Написание этой монографии доставило мне огромное удовольствие. Я почти не пропустил ни одного из замечательных выступлений Карсавиной в Западной Европе, и мое восхищение возрастало с каждым творением. Карсавина научила меня, как она учила тысячи людей, любить и понимать русское искусство в его чистом виде. Бакст, Сомов, Бенуа, Добужинский, Ларионов и Гончарова - все эти бесчисленные мечты о сияющих красках пришли ко мне через Карсавину. Она была настоящим послом артистической России, и ее имя будет жить не только в истории танцев, но и в истории декоративно-прикладного искусства, и музыки.

Она одна из немногих среди великих артисток танца, чья виртуозность не обсуждается. Это принимается за истину, несмотря на ее огромный артистизм, ее техника стоит почти особняком по своей силе и чистоте. Там, где многие другие танцовщицы сделали особенностью свою технику, ее мастерство полностью подчинено ее гению драматической интерпретации. Я видел, как она принимала позу в повседневной одежде, без каких-либо благотворительных иллюзий сцены. Никакими словами нельзя описать красоту этих движений. Они представляют собой настоящую коллекцию фигурок из танагры.

Тамара Карсавина
Тамара Карсавина

Зная Карсавину, нелегко сохранять личную непредвзятость этого исследования. Я пытался это сделать, но в данном введении в этом нет необходимости. Карсавина вне сцены - это то же самое, что Карсавина на сцене. Этим я не хочу сказать, что она такая же жестокая, как Тамар, озорная, как танцовщица Кан-Кан, или сентиментальная, как молодая девушка в "Призраке розы", но что она сохраняет ту гибкость ума, которая позволяет ей интерпретировать эти роли. Карсавина - не чисто инстинктивный художник. В то время как инстинкт может подсказать ей определенную интерпретацию, именно разум подсказывает ее окончательную форму.

Карсавина разбирается в своем искусстве и смежных искусствах. В ней есть качества, которые делают ее продюсером, а также художником-интерпретатором. Она хорошо разбирается в своей собственной работе и в тоже время она добрый, но искренний критик работ других. Хотя по характеру она не дидактична, именно эти качества делают ее идеальным учителем. Она обладает редким пониманием проблем других людей; тем же пониманием, которое позволяет ей чувствовать себя в данный момент так, как чувствовала бы Тамар.

На недавней Мемориальной выставке, которую Карсавина открыла в галерее Claridge Galleries, было интересно посмотреть, сколько самых вдохновляющих дизайнов обязаны своим появлением Карсавиной.

Я могу только закончить это вступление, повторив то, что я сказал во время церемонии открытия.

"Для многих из нас балет Дягилева - это Карсавина, без нее не было бы такой выставки".

Арнольд Л. Хаскелл.

Лондон, март 1930 года.

Продолжение: