Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 142. Что лучше в школе: дисциплина или приятная обстановка?

Какие всё-таки разные школы! По идее, они должны быть одинаковые - у них же одинаковый статус, аналогичные программы, одна организация, которая контролирует их, одни учебники. Но насколько же они отличаются! Отличаются по обстановке, по отношению к людям, по честности и лживости.

Аня просматривала свою страничку в социальной сети. Подписчиков у неё было много, ведь она тогда вела популярный канал. Подписчиками становились, как правило, девочки-школьницы в возрасте около 12 лет. Аня всех брала в "друзья", чтобы никому не было обидно. Она устраивала им конкурсы, организовывала голосование, придумывала призы.

И вот, просматривая список своих почитателей, Аня увидела необычный портрет. Это был портрет Аллы Викторовны, учительницы математики из предыдущей, голубой школы. Появилась Алла Викторовна среди "друзей" Ани ещё в сентябре, когда завуч Раиса Ивановна храбро взяла классное руководство над десятым классом, а потом вдруг поняла, что она не справится: сочетать работу завуча и классного руководителя оказалось слишком сложно. И, недолго думая, она вызвала к себе на подмогу Аллу Викторовну, у которой, между прочим, был свой пятый класс. Но Раисе Ивановне не было до этого никакого дела, и она нагрузила Аллу Викторовну вдобавок к пятому классу ещё и десятым классом. Десятиклассникам она сказала, что Алла Викторовна - это второй классный руководитель, и по всем вопросам надо обращаться к ней. А сама углубилась в свои начальственные бумаги, которых было очень много. Что оставалось Алле Викторовне? Только создать в своём аккаунте новую беседу и начать разбираться с проблемами десятиклассников.

Аня с удивлением заметила, что, хотя она уже давно ушла из голубой школы, её всё равно не исключили из беседы класса. Странная Алла Викторовна! Когда Аня там училась, она всячески её игнорировала. Делала вид, что её нет. Когда проходил конкурс стихов и Алла Викторовна была единственным членом жюри (так распорядилась Раиса Ивановна), на второй уровень перешли абсолютно все участники, кроме Ани. Разве такое может быть? Оказалось - может! На конкурсе победителями стали все, кроме Ани. Зато теперь Аня продолжала находиться в классной беседе десятого класса, хотя она уже давно в их школе не училась. Странные эти учителя!

Аня решила посмотреть, как поживают её бывшие одноклассники. Какие события там происходят, о чём идёт речь в беседе. Алла Викторовна написала, что скоро будет "переводное" сочинение. Эту информацию Раиса Ивановна велела всем передать. Сочинение будет иметь очень важное значение. Можно сказать, что это экзамен. На его основании переводят учеников во второе полугодие.

Ученики, конечно, были испуганны. Слишком пафосно Алла Викторовна всё это преподнесла.

"А если кто-то напишет сочинение на "два", то что будет? - спросила одна из девочек. - Он не будет переведён во второе полугодие?"

Читая это, Аня улыбнулась:

- Мама, смотри! В голубой школе снова пугают! Где это видано, что учеников, нормальных, старательных, отчисляют из школы прямо среди учебного года! А ведь ученики верят! Интересно, зачем учителя это делают? Просто поиздеваться? "Чтобы все дрожали, чтобы уважали?" И ведь это не какие-нибудь двоечники, которые давно забросили учёбу. Это, по их понятиях, элитный класс! Зачем его-то пугать? Почему у них всё так торжественно до ужаса? Нам, кстати, тоже говорили об этом сочинении. Классная руководительница сказала между прочим, что будет какая-то работа по русскому языку. Вот и всё!

Аня заметила, что и с индивидуальными проектами ситуация была приблизительно такая же. Когда в голубой школе готовили учеников к созданию проекта, это тоже представлялось как страшное испытание. "Будет комиссия, все будут оценивать качество проекта, задавать каверзные вопросы. Ученики должны прийти на это мероприятие в определённой одежде: белый верх, чёрный низ..."

"Дисциплина у них однако! - подумала я. - А в школе, где теперь учится Аня, всё по-домашнему. Ученики одеваются как хотят. При сдаче проекта никакой комиссии не было".

Ещё я подумала о том, что в чём-то голубая школа была права. Там всё проходило более официально и, возможно, даже правильно. Но учиться там не особо хотелось. Холодом било от голубой школы! А в новой школе, где училась Аня, было теплее и уютнее, хотя парты оставались старыми и ремонтом уже давно не пахло. И всё равно обстановка там была лучше, приятнее.

Странно получается! Чем больше в школе дисциплины, строгости, официальности, тем больше доносов, агрессии, лжи. Для сухих результатов, возможно, это лучше, но для обстановки и детского счастья хуже. Да и учителя там нервные - их так же мордуют, как и учеников. А когда обстановка в школе приятная, когда учителя понимающие, готовые помочь, то и взаимоотношения у детей хорошие. Больше дружбы, больше радости от общения. В таких условиях дети охотно ходят в школу!

Возможно, кто-то скажет, что дисциплина - это лучше: ведь надо думать о будущем, а не о настоящем. Ребята должны жертвовать детством ради баллов ЕГЭ! Но я с этим не согласна. Жизнь идёт сейчас, прямо сейчас, а что будет в будущем - мы пока не знаем. Сколько раз уже родители и учителя ошибались, когда готовили своих детей к одним условиям, а дети, когда они вырастали, попадали совсем в другие условия, где нужны были совершенно другие навыки и способности.

Никто не знает, что будет дальше и в какие условия попадёт ребёнок в будущем, когда он станет взрослым. Главное, чтобы он был самостоятельным, здоровым и положительно настроенным. Чтобы был хорошим человеком! Чтобы он не растерял свою детскую энергию и оптимизм. Важно, чтобы он умел правильно оценить ситуацию и принимать решение самостоятельно, без помощи родителей и других авторитетов. При всём этом он должен быть добрым и понимающим, умеющим любить. Тогда всё получится!

Продолжение: