Найти в Дзене
7Дней.ru

Богатые и недалекие: как в кино начали смеяться над представителями высшего общества

Оглавление

Комедии, собравшие все стереотипы о богачах.

   «Шиттс Крик», 2015 — 2020 кадр из сериала
«Шиттс Крик», 2015 — 2020 кадр из сериала

Вспомнили и пересмотрели самые яркие комедии разных лет о роскошной жизни и рассказываем, как в кинематографе создавался образ стереотипного богача, как он менялся и как выглядит в современных лентах.

«Ангел-истребитель», 1962

   «Ангел-истребитель», 1962 кадр из фильма
«Ангел-истребитель», 1962 кадр из фильма

Комичный образ представителей высшего света зародился в сатире: она была ответом на кризис в обществе, что возник из-за социального неравенства. Режиссеры стремились показать свое отношение к сложившемуся миропорядку и для этого использовали нереальные, сюрреалистические сюжеты, подчеркивающие всю абсурдность настоящего. Один из таких творцов — Луис Бунюэль, ярый ненавистник буржуазии. Именно его фильм «Ангел-истребитель» до сих пор сравнивают с современными реалити-шоу и называют лучшей картиной, действие которой происходит в замкнутом помещении.

В нем, то есть в столовой, герои ленты оказались заперты после пышного званого ужина: никто из собравшихся по таинственной причине не смог шагнуть за порог. Прошли сутки. Из-за нарастающего ужаса, а также постепенного уменьшении запасов еды и воды элитные гости сначала забыли о всех правилах этикета, затем и вовсе стали плавно опускаться до уровня первобытных людей. Это падение — чистое фантасмагорическое зрелище, щедро приправленное сарказмом, а все их реплики — открытое высмеивание классового расслоения.

«Скромное обаяние буржуазии», 1972

   «Скромное обаяние буржуазии», 1972 кадр из фильма
«Скромное обаяние буржуазии», 1972 кадр из фильма

Еще одна картина Луиса Бунюэля, только теперь уже оскароносная — режиссер получил за нее приз как за лучший фильм на иностранном языке. Здесь снова много сюрреализма, даже больше, чем в «Ангеле-истребителе», снова светская трапеза и странные герои с их непредсказуемыми, необъяснимыми поступками. Главные персонажи — богемные буржуа, чьи жизни настолько неинтересны и бессмысленны, что по ним почти невозможно создать хоть какой-нибудь сюжет.

Но он в «Скромном обаянии буржуазии» есть. Эта антология абсурдных историй начинается с великой цели светских господ: совместного обеда, на который еще нужно попасть, ведь на пути к нему постоянно появляются какие-то непредвиденные обстоятельства. Иногда героям удается оказаться за одним столом, и тогда зритель видит красноречивую картину — фальшивые улыбки, односложные фразы, полное отсутствие интереса к происходящему как в данной комнате, так и во всем мир. Такую «гармонию» каждый раз разрушает хаос, который погружает их в состояние между сном и явью. Из-за этого они перемещаются из одного места в другое, пытаясь наконец-то устроить нормальную трапезу. Только в конечном счете путешествие заводит персонажей на пустую дорогу, где нет еды и напитков. А потому они просто идут и молчат.

«За бортом», 1987

   «За бортом», 1987 кадр из фильма
«За бортом», 1987 кадр из фильма

В восьмидесятых образ «глупого богатого» стал все чаще использоваться и в поп-культуре, поэтому от артхаусного кино социальная сатира добралась до романтических комедий. Здесь одновременно царили любовные истории о бедной девушке и обеспеченном парне и выходили такие фильмы, как «За бортом». Посыл данной картины очевиден — миллиардеры за роскошью не видят настоящей жизни, относятся к простым людям с пренебрежением и бесцельно прожигают дни на яхтах. А изменить это можно радикальным способом, поставив их на место обычного работяги.

Именно так Джоанна Стэйтон (Голди Хоун) резко оказалась женой плотника Дина (Курт Рассел) и матерью его четырех сыновей. До этого девушка была хозяйкой судьбы, путешествовала на собственном судне с мужем из светского общества, а также нагло грубила подчиненным. Но в один момент после несчастного случая она потеряла память и попала в руки своего спасителя Дина, который обманом «вернул» ее в семью. В его доме, где все нужно делать самой, Джоанне пришлось учиться быть хозяйкой очага и угождать капризам нового возлюбленного. А он на самом деле знал героиню до того рокового падения. И поэтому все его выходки — это месть за плохое отношение прежней богатой Джоанны.

«Дживс и Вустер», 1990 — 1993

   «Дживс и Вустер», 1990 — 1993 кадр из сериала
«Дживс и Вустер», 1990 — 1993 кадр из сериала

Легендарная экранизация рассказов П. Г. Вудхауса популярна по сей день. Зрители любят ее за тонкий британский юмор и великолепную актерскую игру Хью Лори и

   «Великая красота», 2013 кадр из фильма
«Великая красота», 2013 кадр из фильма

Новый взгляд на жизнь аморального богача показал миру режиссер Паоло Соррентино. Его трагикомедия, удостоенная «Оскара» и премии BAFTA, описывается как «портрет утопающего в декадентской неге современного Рима». Главный герой сам оглядывается на свою жизнь, сам размышляет о собственных грехах и сам пытается понять, к чему он все это время шел — на что так бездумно тратил дни.

Джепу Гамбарделло исполнилось 65 лет. Он писатель-мультимиллиардер, славу которому принесла дебютная книга, написанная сорок лет назад. Все прошедшие годы автор провел в бесконечных вечеринках и богемных беседах о великом. Сейчас ничего не изменилось. «Я уже и забыл каково это — любить кого-то», — вдруг признается герой. Он все так же ходит к своим беспечным друзьям на светские рауты, в перерывах думая о вечности. И о прошлом. И о женщинах. Погрузиться в этот философский поток разума от человека, у которого есть очень много свободного времени, можно на платформе KION.

«Шиттс Крик», 2015 — 2020

   «Шиттс Крик», 2015 — 2020 кадр из сериала
«Шиттс Крик», 2015 — 2020 кадр из сериала

Нашумевший сериал все шесть сезонов крепко держался в статусе отличной комедии положений, за просмотром которой можно не просто приятно провести свободное после работы время, но и серьезно задуматься о семейных ценностях. На примере целого клана богатых и избалованных миллиардеров создатели показали всю важность родственных уз: герои обрели опору друг в друге именно после того, как потеряли все деньги и прежние владения.

Случилось это после обмана их бухгалтера. У Джонни Роуза, главы семейства, отняли все состояние. Он даже мог сесть в тюрьму за денежные махинации, но этой участи удалось избежать. Итог — дома нет, средств тоже, зато остался маленький заброшенный городок Шиттс Крик, который был куплен сыну смеха ради. Туда семья и направилась в надежде сделать его презентабельным и выгодно продать. Вот только жить им придется в дешевом мотеле, откуда начнется их долгое веселое приключение. Зритель увидит, как каждый персонаж будет развиваться, открывать в себе новые качества и учиться ценить по-настоящему важные вещи. Это совсем не похоже на острую социальную сатиру семидесятых годов, это современная комедия — одновременно очень простая и сложная.

«Беспринципные», 2020 — настоящее время

   «Беспринципные», 2020 — настоящее время кадр из сериала
«Беспринципные», 2020 — настоящее время кадр из сериала

Этот сериал создан по рассказам Александра Цыпкина и представляет собой большой альманах историй из жизни обитателей Патриарших Прудов — одного из самых элитных районов России. В «Беспринципных» есть все, а тем более попадание зажиточных героев в деревню, чему была посвящена не просто одна серия, а целый полный метр. По канонам комедии о буржуа, персонажи здесь предаются порокам, идут на авантюры, прожигают деньги, но при этом западают в душу как родные. Все потому, что они очень богатые, умеренно глупые и максимально свои.

Главного героя играет Павел Деревянко. Его Славик — рассказчик, а по совместительству патологический лжец и душа компании — берет зрителя с собой в бар, где делится новыми сплетнями с Патриков. Они бывают разные: то о каких-то нереальных ситуациях из жизни миллиардеров, то о чем-то весьма приземленном, например о том, как муж изменил жене (правда, уже далеко не в первый раз). Такой микс «народного» с «фешенебельным» создает особую атмосферу сериала, которую и полюбили тысячи зрителей. И то, что сейчас в разгаре новый четвертый сезон проекта — отличное тому доказательство. Он доступен к просмотру на Кинопоиске и START.