Рмейш – один из посёлков Южного Ливана, где сохранилось христианское население. С 8 октября 2023 г., когда началась война «Хезболлы» с Израилем, жители посёлка соблюдают нейтралитет, не пуская на свою территорию боевиков.
На прошедшей неделе в Рмейш въехали боевики «Хезболлы», и попытались запустить ПТУРы по территории Израиля. Вооружённые жители прогнали их.
Но этим дело не закончилось. 30 марта вблизи посёлка ракета попала в машину, на которой ехали миротворцы Временных сил ООН. Трое военных наблюдателей и переводчик получили ранения. «Хезболла» заявила, что обстрел был произведён израильтянами, но те категорически это отрицают.
Жители Рмейша уверены, что обстрел произведён боевиками «Хезболлы». «Мы не имеем никакого отношения к этой войне. «Хезболла» хочет нас вытеснить», - говорят они иностранным корреспондентам.
Конфликт в Рмейше – маленький эпизод, демонстрирующий рост напряжённости между шиитской «Хезболлой» и христианскими общинами. Представитель христианской партии «Ливанские силы» Гада Аюб говорит, что «Хезболла» посягает на христианское присутствие в Ливане. Маронитский патриарх Бутрос аль-Рахи с начала войны в Газе призывает Ливан оставаться в стороне, и призывает «Хезболлу» объявить о немедленном прекращении войны.
Православный митрополит Бейрута Элиас Ауди задаёт риторический вопрос, справедливо ли, чтобы «одна фракция ливанцев [имеются в виду шииты «Хезболлы»] принимала решения от имени всех и принимала односторонние решения, с которыми согласны не все ливанцы». Даже Свободное патриотическое движение, традиционный союзник «Хезболлы» в христианском лагере, заявляет, что его союз с «Хезболлой» «зашатался».
Ситуация, когда только одна из конфессиональных общин (шииты) и политических организаций («Хезболла») имеют право на собственные вооружённые силы, остальным общинам не нравится. Христиане и сунниты сложили оружие в 1990-м, но «Хезболла» не только сохранила его: сегодня её вооружённые силы многочисленнее ливанской армии, они лучше вооружены и обучены. А правительство Ливана не способно предпринимать ничего без согласования с «Хезболлой», хотя её опора, шииты, составляют всего 27% населения страны.
Жестокий кризис, разрушающий экономику Ливана, многие христиане также связывают с чрезмерным влиянием «Хезболлы» на власть. По их мнению, группировка преследует собственные интересы, принося в жертву интересы остальных общин.
Христиане, проигравшие левым и исламистским группировкам войну 1975-90 гг., не хотят становиться «людьми второго сорта» в своей стране. И если давление на них усилится, возможно возобновление конфликта в Ливане.