Найти тему

10 МОИХ ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВ

Оглавление
Шедеврум: эксклюзивно для заставки
Шедеврум: эксклюзивно для заставки

Уважаемые книголюбы! Можете немного отдохнуть от меня и обратить свои взоры на книги или статьи библиоблогеров. Поверьте, и там, и там до сих пор встречаются настоящие шедевры. Кто ищет, тот всегда найдёт! А мы пока, если вы не против, поговорим о кино.

На мои кинопристрастия повлияло несколько факторов. Во-первых, любовь к сатире и юмору. Я уже как-то признавался в том, что сказки Салтыкова-Щедрина предпочитал детской литературе и в то время, когда мои одноклассники мучили букварь, наслаждался едким сатирическим словом.

Во-вторых, в старших классах мы с приятелями организовали что-то вроде кружка киноманов и несколько раз в месяц совместно посещали сельский ДК. Смотрели новинки отечественного кинопроката. Не обходили стороной любую «иностранщину». Даже болливудского происхождения. Некоторые из увиденных тогда фильмов мне больше нигде не попадались, а городские друзья удивлённо лупили глаза, когда я им пересказывал какого-нибудь канадского «Охотника», о котором они, как говорится, ни сном ни духом. Если что, герой этого фильма работал на страховые компании, предпочитавшие платить не клиентам, а ему. Наверное, речь шла о значительно меньших суммах. Он уничтожал недозастрахованное имущество или инсценировал какой-нибудь нестраховой случай, в результате которого страховая оставалась при деньгах, а её клиенты – ни с чем. В советское время все эти перипетии были страшно от нас далеки и непонятны.

Третий фактор – субботний информационно-развлекательный канал на рязанском ТВ, появившийся в мои студенческие годы. Самое в нём интересное – Киноклуб. Кинокритик С.Донской открыл для меня и тысяч телезрителей в Рязани, Туле, Тамбове и Липецке мир Большого Кино. Благодаря ему я узнал много нового о мировом кинематографе (про отечественный и так знал предостаточно: выписывал «Советский экран» не один год, брал в библиотеке различные книги о кино и т.д.). В частности, два из моих самых любимых фильмов я посмотрел впервые именно там. От «Терминатора» и «Человека дождя» до «Бена Гура» и Jesus Christ Superstar. Или наоборот. Классика и современность – всему было время. И, каюсь, часто в субботу вместо поездки домой я оставался в общежитии, чтобы посмотреть какой-нибудь шедевр. Было здорово! Спасибо Сергею Донскому и его коллегам с рязанского телевидения, подарившим нам немало приятных минут!

Гадюка (1965)

Когда я в первый раз посмотрел этот фильм с восхитительной Н.Мышковой, я едва не устроил пожар в доме. Пришёл с работы, включил вначале чайник, а потом телевизор и… Застыл, гадая: что это? Какого года фильм? Дозвуковой, что ли? Неужели это сняли в советское время? С такими акцентами на физиологии?!

Здесь и далее постеры и обложки DVD к фильмам. Кто-то скажет, что для "полковой" дамочка слишком накрашена... Однако рекомендую начать с первоисточника. Напомню: кисейная барышня падает под колёса эпохи...
Здесь и далее постеры и обложки DVD к фильмам. Кто-то скажет, что для "полковой" дамочка слишком накрашена... Однако рекомендую начать с первоисточника. Напомню: кисейная барышня падает под колёса эпохи...

А ведь А.Н.Толстого я много читал. И «Аэлиту» с «Гиперболоидом…», и «Хождение по мукам», и «Петра», который Первый. В институте литературу первой половины двадцатого века нам читал по замусоленным бумажкам Товарищ. Весьма пожилой Товарищ. Скучный донельзя. Слегка оживлённый только во время анализа «Двенадцати» и обожаемого Горького. «Сладкий ты мой! И кто ж тебя Горьким назвал?» – вспоминали мы на скучных лекциях то и дело пошлый анекдот. Про рассказы и повести А.Н.Толстого было сказано всего несколько слов. Опять-таки с упором на поднадоевший, мягко говоря, «Русский характер». Про «Гадюку» я тогда и не слыхал».

Что ж, экранизация удалась. Ольга Зотова была столь харизматична, трогательно прекрасна, одновременно опасна и беззащитна, что лучше не бывает. Пожалуй, благодаря сыгравшей её Н.Мышковой фильм получился. Честно говоря, архаичная манера, можно сказать, стилизация под немое кино здесь очень даже уместна. Конечно, мой телевизор, у которого звук куда-то пропадал порой не на один день (ушёл и в тот раз) мог меня обмануть. Но я был рад этой позже утраченной иллюзии.

А чайник всё-таки выкипел… Но пожар предотвратили. Вовремя пришла мама. Её в таких случаях, как она утверждает, несёт какая-то неведомая спасительная сила. Она выдернула вилку из розетки, а я плеснул на огонь из ведра. Такое, естественно, не забудешь!

Маленький Большой Человек (1970)

Этот фильм Артура Пенна с Дастином Хоффманом в главной роли удивительным образом сочетает трагедию и комедию. Эпичнейшее полотно из истории США в какой-то степени напоминает нашего «Доктора Живаго». Правда, у Пастернака всё слишком серьёзно. Не значит, что хуже, но вот такое существенное отличие.

Если смотреть исключительно на кадры и постеры - это вестерн. Ан нет. Не всё так просто.
Если смотреть исключительно на кадры и постеры - это вестерн. Ан нет. Не всё так просто.

Фильм замечательный. И, конечно же, я, как и многие, не мог пройти мимо Вождя. Мы ведь с друзьями в детстве книжками про индейцев зачитывались. И играли в индейцев довольно долго на полном серьёзе. А тут Вождь, играющий вождя! Да какой юморной! Не зря Дэну Джорджу пресловутого ныне «Оскара» дали! Хорош! И молодой Дастин Хоффман хорош! Очень убедителен. Очень старателен. На мой взгляд, это его лучшая роль. Не в «Тутси», не в «Человеке дождя», не в «Крамере против Крамера» и уж тем более не в «Плутовстве». В этом фильме Дастин Хоффман играет, выкладываясь ан полную катушку. Не кривляется, не гримасничает, не притворяется – живёт. Как и всё в этом фильме.

Очень странно, что в постоянно пополняющемся списке «250 лучших фильмов всех времён» нет «Маленького Большого Человека». 200+ шлака в этом списке, кстати. Как-нибудь о первой десятке надо хотя бы написать. Пока туда какой-нибудь современный «шедевр» под названием «Без слёз не взглянешь» не попал».

Парень и его пёс (1974)

Помню своё первое знакомство с Доном Джонсоном по его роли Санни Крокета в сериале «Полиция Майами. Отдел нравов». Харизматичный, мужественный красавец с… таким смешным голосом. На его месте волк из сказки «Волк и семеро козлят» мчался к кузнецу на перековку, не раздумывая. Кстати, мой друг таким голосом под гитару пел. Я умирал со смеху, а девчонки умилялись и проявляли склонность к сожительству уже на первом куплете. Вот так и бывает. Один делает головокружительную карьеру с помощью внешности и редкого тембра, а другой… Впрочем, вернёмся к Ди Джи (он же ковбой Мальборо, а также Бен из «Рая» и отец той самой любительницы БДСМ из «50 оттенков непоймичего»).

На обложке нельзя не заметить подозрительно знакомую, актуальнейшую дату апокалипсиса. А вы уже обзавелись своим псом на всякий случай?
На обложке нельзя не заметить подозрительно знакомую, актуальнейшую дату апокалипсиса. А вы уже обзавелись своим псом на всякий случай?

Наверное, шедевром это постапокалиптическое драмеди вряд ли кто рискнёт назвать. Нет тут выдающейся актёрской игры (разве что у пса), умопомрачительных спецэффектов, острой социальной проблематики и душераздирающей истории о великой потере. Можно ли считать великой потерю человеческого облика? Представляете? Человечество одичало! Удивительно? Нет, конечно! Видели картинку в школьном учебнике истории, как первобытные люди (Такие дикие! Как прыгнут!) охотятся на мамонта всем племенем? Мамонт вам теперь никого не напоминает? Ах да! Было бы понятнее, если бы вместо мамонта был пещерный медведь? Русский медведь?

В общем, за что я люблю историю приключений двух постапокалиптических друзей – так это за финал. Ведь как тонко! Ради спасения верного друга, оказывается, можно принести в жертву любовь. Гениально! Я до сих пор не знаю, плакать мне или смеяться в конце. Хотя четыре раза смотрел и ещё планирую. А вдруг в следующий раз будет по-другому?

В моей смерти прошу винить Клаву К. (1979)

На первый просмотр подтолкнула афиша с популярнейшим Шевельковым. Ну и «клуб любителей кино» счёл этот фильм достойным просмотра и обсуждения. Нам было по 14-15 лет, а следовательно, начиналась Перестройка. Думаю, в повторный прокат фильм пошёл на волне так любимой мной «чернухи» восьмидесятых. «Соблазн» и «Куколка», «Дорогая Елена Сергеевна» и «Курьер» (о нём ниже), «Маленькая Вера» и «Шут» – это условная «чернуха». На самом деле это глубокие жизненные истории, индивидуализированные и типизированные одновременно. Да, социальной проблематики многовато. Но куда без неё?

Ныне афиши этого фильма смотрятся странновато. Что, кроме ужаса, может внушить нарисованная Клава? А на обложке DVD всего лишь кадры - и уже ничего. Многовато Л.Полищук, но в фильме у неё хоть и эпизодическая, но важная роль. Всё дело в маме. Или как говорила надутая Гарри Поттером Марджери Дурсль: "Если сука попалась с изъяном..."
Ныне афиши этого фильма смотрятся странновато. Что, кроме ужаса, может внушить нарисованная Клава? А на обложке DVD всего лишь кадры - и уже ничего. Многовато Л.Полищук, но в фильме у неё хоть и эпизодическая, но важная роль. Всё дело в маме. Или как говорила надутая Гарри Поттером Марджери Дурсль: "Если сука попалась с изъяном..."

Посмотрели. А обсуждать особо не хотелось. Как так? ГГ – отличный парень. Умный, красивый, сильный – всем хорош. Всем, но не Клаве. Эта Фифа выбрала какого-то мерзотного типа с грязными волосами. Добрая, работящая девушка с упругими формами (что в 14-15 лет особо ценилось) сама напрашивается на любовь. Но он любит Клаву. И совершает глупый, не красящий его поступок. Чудо-героя сделали слабаком. Это ж неправильно! В общем, мы посмеялись над танцевальной дуэлью с задиранием ног, и всё.

А спустя лет 15-20 я вновь как-то посмотрел этот фильм. Один. «Клуба ЛК» давно нет. Виделись мы последний раз не помню когда. Разные судьбы…

И любовь со второго взгляда, как пел ранний К.Кинчев, «меня накрыла с головой». И обсудить захотелось. К счастью, было с кем. Моя старшая подруга, коллега, разделила со мной любовь к этому фильму. Было приятно пообщаться с единомышленником. Нечасто такое удаётся в последнее время.

Перекрёсток (1986)

Если б не было «Киноклуба» Сергея Донского, ни за что бы этот фильм не посмотрел. И название уж слишком часто используется, и нет ничего выдающегося, в принципе, в этой незатейливой истории о пути Мастера с привлечением кое-каких мистических сил… Опа! Мастер, Дьявол, даже какая-то девчонка (кажется, не Маргарита)… Что-то это мне напоминает…

А мы вместо слайдера (их не было тогда в продаже) использовали отпиленный кусок швабры. Говорят, первыми слайдерами были отколотые бутылочные горлышки. Опасно? Разве что для невежливых слушателей. Порезать пальцы гитаристу, конечно, технически возможно, но непросто. Помню, одна настойчивая медсестра минут 15 отрабатывала на моей левой руке технику пальцепрокалывания для забора крови. Даю правую, а она упрямо тычет и тычет в левую. А крови нет. К гитаристам же вампиры ходят исключительно для высасывания из пальцев самых вожделенных капель... Откуда такие подробности знать лаборантке?
А мы вместо слайдера (их не было тогда в продаже) использовали отпиленный кусок швабры. Говорят, первыми слайдерами были отколотые бутылочные горлышки. Опасно? Разве что для невежливых слушателей. Порезать пальцы гитаристу, конечно, технически возможно, но непросто. Помню, одна настойчивая медсестра минут 15 отрабатывала на моей левой руке технику пальцепрокалывания для забора крови. Даю правую, а она упрямо тычет и тычет в левую. А крови нет. К гитаристам же вампиры ходят исключительно для высасывания из пальцев самых вожделенных капель... Откуда такие подробности знать лаборантке?

Это фильм не о противостоянии (хотя гитарный баттл двух ипостасей Стива Вая запоминающийся). Не о первой любви. Это гимн блюзу. Люди, диалоги – всё вторично. Главное – блюз. Это образ мыслей и образ жизни, философия и религия. Способ взаимодействия со звуком, с сердцем, миром…

Посмотрел, взял гитару и пропал на несколько часов. Что у нас с ней было в тот момент, соседи по палате №6 рассказывали друг другу и мне потом ещё не раз. Пожалуй, такого слияния с инструментом… Нет, не с инструментом – с блюзом! Больше такого не было. И не будет. А раз нет – ну и ладно. Кому-то моя гитара пригодилась больше, чем мне…

Интересный факт: у кого бы я ни спрашивал мнение о «Перекрёстке», все не находили в нём ничего особенного. Наверное, они правы. Ничего особенного в том, что человек любит блюз и живёт в нём, нет. Всяк по-своему с ума сходит.

Курьер (1986)

Некогда К.Шахназаров снимал только великолепные фильмы. Уверен, это не только его заслуга, но и музыки. «Курьер» музыкальным фильмом не назовёшь, но музыки в нём много. И какой! Один дуэт мамы и сына (в роли мамы незабвенная Инна Чурикова), исполняющий «Траву у дома» под гитару, чего стоит! А брейк! А «Соловей» Алябьева!

Постер исключительно для не смотревших фильм. Копьё судьбы? Курьер в Преисподнюю? Или в цифровой мир? А уж что вытворяют гоблины на заднем плане, даже страшно представить. Хоррор! Не иначе
Постер исключительно для не смотревших фильм. Копьё судьбы? Курьер в Преисподнюю? Или в цифровой мир? А уж что вытворяют гоблины на заднем плане, даже страшно представить. Хоррор! Не иначе

Да, не тот нынче звуковой ряд пошёл! Нет тот….

Мимо «Курьера» я не мог пройти спокойно. Ни тогда, почти сорок лет назад. Ни сейчас. Многое изменилось. «Культурная» элита рванула с корабля прямиком в иллюминатор. Папы-дипломаты покупают детишкам не плащи-пальто, а что-то подороже.

Но как актуальны последние кадры «Курьера»! Представляете человека, вернувшегося домой и видящего происходящее вокруг теми же изумлёнными глазами, что и «афганец»?

Да, многое поменялось… И что с того? Разве люди стали другими? Дети с отцами лучше друг друга понимают? «Кем быть?» - вопрос, утративший актуальность? По-моему, всё на том же месте. «Речка движется и не движется», – как пелось в советской песне. А куда двигаться? Зачем?

Отсчёт утопленников (1988)

Совсем уж забыл про творчество П.Гринуэя. А ведь его стиль теперь в тренде. Вон как «Бедные-несчастные» (по-моему, жалкая копия произведений Гринуэя и Бунюэля) поднялись! До «оскаровских» высот! Какая глубина! Какая высота! Так высота или глубина?

Великолепная обложка: всё, что необходимо, сразу предъявлено. И красиво, и необычно, и интригующе
Великолепная обложка: всё, что необходимо, сразу предъявлено. И красиво, и необычно, и интригующе

Ладно, вернёмся к одному из величайших творений гениального киноэспериментатора. Смотрели? Готовы сравнить с опусом Лантимоса? Где более оправдан натурализм? Где более абсурдистская пародия на ужасную действительность? В чью пользу счёт на табло?

В начале девяностых после переворачивания мира вверх тормашками я был ко многому готов. Удивить было так же сложно, как спутника Незнайки в Солнечном городе Пачкуале Пестрини. Что, не знаете, кто такой Незнайка? Это тот, кто без Пересильд на Луну летал! Ах да, ещё стишки на злободневные темы сочинял: «Торопыжка был голодный – проглотил утюг холодный!» Ну, конечно, автор гениальной реплики: «Ты что прёшься, Осёл!» Впрочем, достоверность этой фразы оставим на совести мультипликаторов. Во время прочтения я её как-то не заметил.

Итак, утопленники Гринуэя. Шикарные, кстати. Сюрреалистичные, но не фантастические. Безумные, но вполне себе жизненные. Тут, конечно, яблок себе никто никуда не засовывает, как это гениально сделала двукратная обладательница «Оскара». Но ножницы и борьба со страстями в детском теле не менее яркие. А какая горячая сцена с мёртвой коровой! Главное, жизненная. Напомнила историю с одним моим знакомым, который зашёл к подруге в гости под Новый год. Поздравили друг друга. И ещё разок. Но тут неожиданно вернулся муж, достал из кармана ручку, стреляющую мелкокалиберными пулями, и попал в глаз моему знакомому. А потом третий лишний был отправлен под кровать. И праздник продолжился без его участия. Через неделю пришла милиция…

Это не спойлер. В фильме Гринуэя и поинтереснее истории есть. И погорячее. И более философские, что ли. В общем, смотрите на здоровье. Если здоровье позволяет. Если не всё в порядке, лучше не стоит. Некоторые сцены весьма специфичны.

Осень в Нью-Йорке (2000)

Как же хороша в этом фильме Вайнона Райдер! Без преувеличения и иронии – мечта поэта. Трогательно нежна, хрупка, трагична. Мелодраматична…

"Ах, лето красное, любил бы я тебя..." - писал наш классик, никогда не бывший в Нью-Йорке. Я тоже там не был, а фильм, кстати, и не про осень, и не про Нью-Йорк
"Ах, лето красное, любил бы я тебя..." - писал наш классик, никогда не бывший в Нью-Йорке. Я тоже там не был, а фильм, кстати, и не про осень, и не про Нью-Йорк

Ричард Гир, как всегда, играет твердолобого Ричарда Гира, которого не смутит ни тот факт, что он влюблён в собственную дочь, ни ядерный взрыв, ни необходимость сыграть хоть что-то не по-гировски. Вот интересно: его для контрастности в такие истории брали на главную роль? Убедительно внутренне переживает? Как, например, потерю Хатико или той, ради встречи с которой создан человек…

Осень не в Нью-Йорке. Она в сердце ГГ. Скоро конец. Как дальше жить после такой потери? Зачем?

Но ведь будет жить. И делать вид, что вспоминает. А что вспоминает? Самое прекрасное в своей жизни – Её? Или, наоборот, самую страшную потерю – тоже Её?..

Это одна из самых сильных историй об обретении и потере. Пожалуй, слишком много слёз при полном отсутствии даже намёков на улыбку. Ну и не надо. Здесь катарсис накрывает с головой. А что ещё надо? Чего мы ждём от встречи с настоящим искусством? Настоящей любовью…

Больно видеть, во что превратилась мисс совершенство Вайнона Райдер. Не она первая, не она последняя. Богемная жизнь – жизнь на грани, за гранью… Не сдюжила. Не каждый может противостоять соблазнам.

В любом случае спасибо создателям фильма и актёрам за незабываемые чувства и эмоции, которые вызывает этот великолепный фильм!

Остров (2006)

Наверное, этот фильм должен был быть первым в моём списке. Очень его люблю. За глубину и простоту. За трагизм и юмор. За гуманизм.

Человек - остров. Вот как-то так
Человек - остров. Вот как-то так

Нет с нами Петра Николаевича Мамонова. Величайшего лицедея эпохи. Когда я впервые увидел его на сцене, на «Музыкальном ринге», это было что-то с чем-то. Ничего подобного ни до, ни после. Как он впускал в себя и выпускал наружу беса! Это не камлание Шклярского, не вдыхание чёрно-красного воздуха времени Кинчевым. Это что-то не поддающееся определению. Жертвоприношение? Самоистязание?

Четыре самых сумасшедших актёра последнего времени снялись в этом фильме. Мамонов, Сухоруков, Кузнецов и Исакова. Бомбическое сочетание. Меня изнутри разрывает при каждом просмотре. Каждый нокаутирует по-своему. Мамонов, конечно, особенно.

Мне кажется, невозможно снять лучше. Фильм для любого человека. Для взрослых и детей. Каждый может найти что-то своё. Своё понимание. Свой смысл.

Это история о вере и прощении, но без нравоучений и навязывания идей. Думаю, даже не стоит ничего говорить. Надо посмотреть. Может, и не раз ещё.

Мистер Черч (2015)

Очень сложно выйти из роли. Это я по себе знаю. А уж более известных всему миру примеров можно привести немало. Взять хоть Э.Мерфи. Можете его представить в какой-то другой роли? А если глаза закрыть? Что, опять ослепительно улыбающийся комик?

Хорошему пианисту рукава не мешают, а плохого танцора в фильме не было, так что можете смотреть спокойно.
Хорошему пианисту рукава не мешают, а плохого танцора в фильме не было, так что можете смотреть спокойно.

В фильме «Мистер Черч» мистер Мерфи удивил. Это, наверное, самая драматичная из его ролей. Таким его вряд ли где ещё можно было увидеть. Надо признать, удивил с приятной стороны. Артист! Многогранный!

Конечно, я не мог пройти мимо очаровательной Бриттани Робертсон – партнёрши Эдди Мерфи по фильму. Если Вайнону Райдер жалко за утраченный талант, то Б.Робертсон – за нераскрытый. Явно участие в недолго просуществовавших сериалах и паре-тройке довольно проходных фильмов нельзя считать успешной карьерой. Но вот так. Годы идут. Красота и востребованность стремятся туда же. Похоже, всё… Дай Бог ей счастья в личной жизни! Может, ей лучше распорядится.

А ведь на роль Генри Джозефа Черча изначально планировался Самюэль Л.Джексон! Отлично представляю, как он сыграл бы нервного, пьющего мизантропа, решившего помогать малознакомой женщине. Но сыграл Э.Мерфи. По мнению многих критиков, не слишком удачно. Наверное, они смогли бы лучше. Но, по-моему, у него получилось весьма убедительно. Так же, как с неизменной убедительностью получилось у Б.Робертсон.

Отрицательная критика в основном основывается на том, что «чёрный» взял под опеку «белых», а «красотка» приняла помощь, как могла бы принять помощь более естественным для такой «красотки» способом. Ну, что тут скажешь! Добрые люди всегда всё знают, всегда дают объективную оценку происходящему. Всегда голосуют за тех, а не за этих. Понимают в кино и литературе, знают историю. Например, патриотический пафос Прутского похода Петра Первого. «Вот и славно! Трам-пам-па!» – как пелось в советском фильме.

Хватит на сегодня? Утомил? Достаточно?

Приятного просмотра!