Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

К юбилею Татьяны Дорониной

Сегодня, 12 сентября, отмечает юбилей Татьяна Васильевна Доронина, народная артистка СССР, президент МХАТа имени М. Горького на Тверском бульваре.

Татьяна Васильевна Доронина
Татьяна Васильевна Доронина

С Художественным театром ее жизнь связана с юности. С того самого момента, когда ученица 8 класса Татьяна Доронина записалась в родном Ленинграде на прослушивания, которые устраивали на выезде мхатовцы, ищущие талантливых ребят для поступления в Школу-студию. Она тогда прошла три тура, а на четвертый нужно было ехать в Москву. Требовался и аттестат о среднем образовании – а вот этого-то у Татьяны не было. Ректор Школы-студии Вениамин Захарович Радомысленский велел ей приходить через два года. И она пришла. И поступила. Это было в 1952 году.

Курс, на котором она училась, выдался на редкость звездным: Олег Басилашвили, Виктор Сергачев, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев... Руководителем курса был Павел Массальский. Но главным своим учителем Татьяна Васильевна всегда называла режиссера Бориса Ильича Вершилова, который вел у них мастерство актера.

Курс Школы-студии МХАТ, выпуск 1956 года, с педагогом по сценической речи Елизаветой Федоровной Саричевой. Татьяна Доронина сидит справа, за ней стоит Олег Басилашвили
Курс Школы-студии МХАТ, выпуск 1956 года, с педагогом по сценической речи Елизаветой Федоровной Саричевой. Татьяна Доронина сидит справа, за ней стоит Олег Басилашвили

Конечно же, студенты пропадали во МХАТе. Художественный театр переживал тяжелые времена, и молодые люди очень отличали спектакли, поставленные отцами-основателями, от тех, что появились в афише театра уже после смерти Станиславского и Немировича-Данченко.

Первые завораживали, казались чудом. Татьяна Васильевна рассказывает об этом в своей книге «Дневник актрисы»:

«Мы поднимаемся на второй ярус и ждем – когда станут меркнуть фонари в зале. Подстилаем газету и садимся на ступеньки. Тяжелый занавес медленно раздвигается, и мягкий солнечный свет наполняет тебя теплом и надеждой. “Три сестры”. Чехов.
Мне было все равно, что этим троим – было вместе более ста пятидесяти лет. И всем было “все равно”. Я первый раз в жизни видела идеально прекрасный спектакль. В нем было все – красота жизни и обреченность этой красоты в жизни. Сияющая вера в то, что лучшие мечты и надежды когда-нибудь, а может быть, завтра – станут реальностью. И крах этих надежд».

После института вместе с мужем Олегом Басилашвили ее распределили в Сталинградский областной театр имени Горького. А вскоре супружеская пара отправилась в Ленинград, в Театр имени Ленинского комсомола (сегодня он называется «Балтийский дом»).

Но особое чувство, которое посещало Доронину в стенах МХАТа, оставалось с ней.

«Старое здание МХАТа согрето для меня дыханием, жизнью тех, кого я никогда не видела, но мне кажется, что я их не только видела, но пребывала вместе с ними и любила их. Когда я открывала тяжелую железную дверь, ведущую на сцену, я старалась делать это осторожно и бережно. Эту дверь открывали Станиславский, Хмелев, Булгаков и еще, и еще многие неповторимые, прекрасные, с живой душой и пониманием своего «человеческого, гражданского и профессионального» долга. Они волновались, трепетали, боялись и радовались. Овации зрительного зала были для них привычны и каждый раз “внове”.
У этой двери, с трудом дойдя до нее, как смертельно раненный, упал Добронравов. Этот порог – за которым начиналась подлинная жизнь каждого из этого отряда гениев и борцов и у которого она кончалась, иногда стремительно и страшно….
Длинные мхатовские коридоры и красивые фойе хранили звуки шагов победительного Василия Ивановича Качалова и необыкновенно одаренного Ивана Михайловича Москвина. В этих стенах раздавался глуховатый голос Антона Павловича Чехова и чарующий бас Федора Ивановича Шаляпина. Для меня старое здание – было не зданием “вообще”, а единственным и единственно возможным местом, где всегда будет тот МХАТ, который “лучше всех театров в мире”».

Она вернулась в это здание в проезде Художественного театра в 1966 году, знаменитой актрисой. Семь лет до этого она блистала в спектаклях великого Георгия Товстоногова на сцене ленинградского БДТ. Сыграла Софью в «Горе от ума», Машу в «Трех сестрах», Надю в «Старшей сестре», Вальку в «Иркутской истории», Настасью Филипповну в «Идиоте». Во МХАТе поначалу ее ждали вводы – Грушенька в «Братьях Карамазовых», Настя в «На дне», снова Маша – в тех самых «Трех сестрах» Немировича-Данченко, которые она смотрела, замерев, еще в студенческие годы.

Татьяна Доронина - Альдонса, "Дульсинея Тобосская", МХАТ, 1971 г.
Татьяна Доронина - Альдонса, "Дульсинея Тобосская", МХАТ, 1971 г.

МХАТ по-прежнему находился в кризисе. Невероятную женскую манкость Дорониной попробовал использовать Борис Ливанов, поставив на нее пьесу Алексея Арбузова «Ночная исповедь». Специально для жены написал пьесу «Чуть-чуть о женщине» Эдвард Радзинский, тогдашний муж Татьяны Васильевны. Спектакль «О женщине» во МХАТе выпустил Борис Львов-Анохин.

В 1970 году главным режиссером Художественного театра стал Олег Ефремов. Создателю «Современника» было важно привнести на мхатовскую сцену сочинения современных драматургов, поэтому спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина задумывался как программный. Дон Кихотом (точнее, дон Луисом, так звали героя) стал сам Ефремов, а его Дульсинеей – крестьянской девушкой Альдонсой, которая в какой-то момент ощущает себя настоящей Дульсинеей Тобосской – была Доронина. Они с Ефремовым уже играли вместе – в кино, в фильме «Три тополя на Плющихе», и театральная публика наслаждалась этим лирическим дуэтом.

Татьяна Доронина (Альдонса) и Олег Ефремов (дон Луис), "Дульсинея Тобосская", МХАТ, 1971 г.
Татьяна Доронина (Альдонса) и Олег Ефремов (дон Луис), "Дульсинея Тобосская", МХАТ, 1971 г.

Но в 1972 году Татьяна Васильевна ушла в Театр имени Маяковского. А дальше, в 1983-м, снова вернулась во МХАТ: в здание на Тверском бульваре, так как историческая сцена находилась на реконструкции. Год спустя в Художественном театре возник новый эффектный актерский дуэт – на этот раз с Олегом Табаковым.

Татьяна Доронина - Она и Олег Табаков - Он, "Скамейка", МХАТ, 1984 г.
Татьяна Доронина - Она и Олег Табаков - Он, "Скамейка", МХАТ, 1984 г.

В спектакле Михаила Мокеева и Олега Ефремова «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана Табаков и Доронина рассказывали камерную историю встречи двух одиноких людей, которые отчаянно не хотят признаваться себе и друг другу в своем одиночестве. Они виртуозно разыгрывали изощренную и наивную партию, ту самую, что испокон века ведут женщина и мужчина, которых тянет друг к другу. Хорошо написала об этом Ольга Егошина в статье про Татьяну Васильевну в энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет»:

«Героиня Дорониной обживала любую ситуацию с пластичностью кошки, всякий раз приземляющейся на четыре лапы. Она поддавалась и обольщала, хитрила и распахивалась навстречу беззаветно и безоглядно. Страстно ища и выдумывая своего мужчину, она всякий раз была готова стать женщиной его мечты. Между героями Дорониной и О. П. Табакова шла азартная, рисковая игра, в которой непонятно, “кто был охотник, кто – добыча”».
Олег Табаков - Он и Татьяна Доронина - Она, "Скамейка", МХАТ, 1984 г.
Олег Табаков - Он и Татьяна Доронина - Она, "Скамейка", МХАТ, 1984 г.

Когда в 1987 году произошло разделение МХАТа, Татьяна Васильевна возглавила ту часть труппы, которая осталась в здании на Тверском бульваре. Сегодня мы хотим пожелать ей крепкого здоровья, сил и творческой радости!

Фото из фондов Музея МХАТ