Найти в Дзене
Мир глазами историка

Советский сервис в советском кино: картины строительство коммунизма

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Коллаж автора из фото в свободном доступе

Сначала предполагалось публикация исключительно про ещё один ракурс изображения системы общественного питания в кинематографе. Но оказалось, что те же вопросы вполне актуально отображались в кино- и телефильмах в связи с включением в сюжет и других направлений советского ненавязчивого сервиса. Советская сфера услуг, несмотря на её вроде бы ограниченный характер, в кинематографе оказалась темой практически неисчерпаемой. Вот и эпизодам, и образам, и сюжетным линиям, вполне прозрачно и доходчиво намекающих на объявленный в СССР курс на форсированное строительство коммунизма, внутри этой темы нашлось место. А свершилось это объявление впервые ещё на ХХ съезде КПСС в отчётном докладе Центрального комитета партии, зачитанном первым секретарём ЦК Никитой Сергеевичем Хрущёвым.

В шестой пятилетке наша страна сделает новый крупный шаг вперёд по пути создания мощной материально-производственной базы коммунистического общества. Но мы должны решать проблему создания и всех необходимых духовных предпосылок к совершению этого исторического перехода от низшей фазы коммунизма к его высшей фазе.

В этом смысле, конечно, и у кинематографа нашлась своя задача. Ну а уж после 1961 года, после новой Программы КПСС, в которой был запрограммирован коммунизм через пару десятков лет, тема повседневного повсеместного строительства невиданного общества заработала вовсю.

Директор ресторана "Одуванчик" (обращена на фото спиной к зрителю) пытается образумить журналиста и вошедших с ним в конфликт посетителей (перекочевавшая из гайдаевских фильмов троица в новом качестве — Никулин, Вицин и Моргунов). Скриншот кадра из фильма "Дайте жалобную книгу"
Директор ресторана "Одуванчик" (обращена на фото спиной к зрителю) пытается образумить журналиста и вошедших с ним в конфликт посетителей (перекочевавшая из гайдаевских фильмов троица в новом качестве — Никулин, Вицин и Моргунов). Скриншот кадра из фильма "Дайте жалобную книгу"

В риторике тех лет строительство коммунизма — это борьба нового и современного с отжившим и устаревшим. В фильме "Дайте жалобную книгу" (1965, режиссёр Эльдар Рязанов) один из главных героев журналист Юрий Никитин (исполняет Олег Борисов), случайно оказавшись с коллегами в ресторане с несколько легкомысленным названием "Одуванчик", стал, как сейчас говорят в угоду инициаторам санкций, драйвером перемен. Правда, не обошлось без скандала и драки в первый вечер знакомства с рестораном и её молодым директором Татьяной Шумовой в исполнении Ларисы Голубкиной, уде знаменитой по главной роли в фильме "Гусарская баллада". Символами старого и отжившего в киношном заведении "Одуванчик" выбраны всё те же детали "мещанского быта", наскоки на которые совершали левацкие деятели от искусства и прежде: шторы из высококачественного плюша,. Символами выбраны даже люди. Так, например, престарелая ресторанная певица в исполнении Рины Зелёной, что поёт "А мне всего 17 лет". Или заместитель директора в исполнении Анатолия Папанова, отстаивающий те самые плюшевые шторы и успокаивающий нервы коньяком у барной стойки.

"Луна роняет нежный свет, сменяя день приходит вечер. А мне всего 17 лет, любовь спешит ко мне навстречу....". Певица в ресторане "Одуванчик" в исполнении Рины Зелёной. Скриншот кадра из фильма "Дайте жалобную книгу" (1965)
"Луна роняет нежный свет, сменяя день приходит вечер. А мне всего 17 лет, любовь спешит ко мне навстречу....". Певица в ресторане "Одуванчик" в исполнении Рины Зелёной. Скриншот кадра из фильма "Дайте жалобную книгу" (1965)

"Да за такой плюш любая дамочка полжизни отдаст". Заместитель директора ресторана "Одуванчик" Кутайцев в исполнении Анатолия Папаноаа. Скриншот кадра из фильма "Дайте жалобную книгу"
"Да за такой плюш любая дамочка полжизни отдаст". Заместитель директора ресторана "Одуванчик" Кутайцев в исполнении Анатолия Папаноаа. Скриншот кадра из фильма "Дайте жалобную книгу"

И вот войну за обновление поперёк официально выстроенных схем в ресторане "Одуванчик" начали даже не с ремонта, а с реконструкции по модерновому проекту силами студентов Строительного института, которым по договорённости эта работа будет зачтена как необходимая практика. Живая музыка по вечерам в ресторане силами студентов консерватории. В общем, молодёжь при опосредованной поддержке старого коммуниста начальника управления торговли Николая Ивановича (актёр Николай Крючков) действует по революционной схеме, не задумываясь о затратах реализует свою инициативу. Так круто взялись за обновление, что и любовный треугольник разрешился в прогрессивном духе — директор ресторана "Одуванчик" Татьяна Шумова предпочла своему давнему знакомому и, судя по всему, бывшему однокашнику, а теперь начальнику краевого управления торговли ("40 Бельгий", полуминутой позже уже 50) где-то на Дальнем Востоке Ивану Ильичу Кондакову (исполнил Анатолий Кузнецов, тот самый, что сыграл товарища Сухова в "Белом солнце пустыни") того самого журналиста Юрия Никитина, автора фельетона, с которого всё и началось и которого редакция гоняет в командировки по всему Союзу.

Татьяна Шумова и Юрий Никитин, финальная сцена. Скриншот кадра из фильма
Татьяна Шумова и Юрий Никитин, финальная сцена. Скриншот кадра из фильма

Тот самый начальник, в ведении которого в том числе находился и ресторан "Одуванчик", по фамилии Постников (характерный актёр Леонид Парфёнов) уцелел, несмотря на попытки сопротивления переменам, не только уцелел на своём месте, но ещё и выступил с напутственным словом перед коллективом.

Товарищ Постников с напутственной речью перед персоналом "Одуванчика", который через несколько минут будет открыт после реконструкции. Скриншот кадра из фильма
Товарищ Постников с напутственной речью перед персоналом "Одуванчика", который через несколько минут будет открыт после реконструкции. Скриншот кадра из фильма

Но, поскольку горбатого только могила исправит, пришлось Шумовой Т. А. прервать подготовку Постникова к встрече высокого начальства и открыть ресторан для гостей. А товарищ Постников ожидаемо пообещал молодой директрисе разговор в другом месте и поспешил с недовольным видом ретироваться.

— Здравствуйте, товарищ Постников!
— Здрасьте!
— А что это Вы против течения идёте?
— Неправильная формулировка. Это течение идёт против меня.
Заведующий химчисткой Бочкин Александр Петрович (актёр Юрий Яковлев) объясняет клиентке почему его заведение ничем ей помочь не может, но частник (то есть он сам же) может ей помочь. Фото с сайта КИНО-ТЕАТР.РУ
Заведующий химчисткой Бочкин Александр Петрович (актёр Юрий Яковлев) объясняет клиентке почему его заведение ничем ей помочь не может, но частник (то есть он сам же) может ей помочь. Фото с сайта КИНО-ТЕАТР.РУ

В другой кинокомедии тех лет "Лёгкая жизнь" (1964) проблема показана через сюжет с главным героем Александром Бочкиным (Юрий Яковлев), который после окончания вуза остался в Москве и через 7 лет встретив своего однокашника Юрия Лебедева (актёр Всеволод Сафонов), стесняется сказать, что работает заведующим химчистки. Ведь его друг-однокашник главный инженер какого-то завода в г. Дальногорске (вероятно, в Сибири). Но самый главный секрет — его кустарная химчистка в собственной квартире, которая приносит ему неплохой доход, потому что он способен вывести те пятна, что неспособна государственная ему же подчинённая служба быта. Значит Александр Петрович Бочкин всё-таки талантливый химик. Всё "по-мещански" хорошо у товарища Бочкина: жизнь в Москве в своей квартире, спокойная должность, хороший заработок, инициативный компаньон в лице Маргариты Ивановны, она же Королева Марго (играет Фаина Раневская), симпатия со стороны женщин. Правда, со стороны младшей сестры Гали (одна из самых востребованных в 1960-е Надежда Румянцева) некоторое недопонимание. Но его лёгкой жизни угрожает другой антагонист: самая молодая из его подчинённых по фамилии Гулина (сыграла Людмила Гнилова). Её попытка встрять с ненужной инициативой в самом начале фильма ещё до титров пресечена Бочкиным А. П. пока в мягкой форме.

— Александр Петрович, а Вы посмотрите в жалобную книгу сколько об этом пишут. А мы могли бы, и это все девочки говорят, по желанию заказчика сами пришивать и отпарывать пуговицы. Сервис!
— Сеееервис.... Вы, товарищ Гулькина, человек у нас новый, из школы сюда пришли. Вы не знаете, что в нашем деле взять на себя новую обузу — это легче, чем потом от неё избавиться.
Да, товарищ Гулькина.
— Гулина!
— Это всё равно. Не надо усложнять жизнь, она и без того сложна. А жить, товарищ Гулина, надо легко.

Молодая революционерка Гулина (Бочкин называет её Гулькина) вовсе не работала в школе, как могли подумать зрители. Фильм снимался в первой половине 1960-х, тогда согласно закона "Об укреплении связи школы с жизнью" 1958 года у учащихся средней общеобразовательной политехнической школы с производственным обучением была единственная возможность поступить в ВУЗ — отработать 2 года, например, в той же химчистке. Так вот, молодая сотрудница Гулина, у которой в памяти свежи ещё школьные уроки истории, и применяет свои знания в жизни, объединила маленький коллектив химчистки против своего начальника. Даже когда начальник предложил ей дать справку, что она отработала не полгода, а все два, всё равно для Гулиной революция дороже.

Две сестры Василиса и Ольга. Скриншот кадра из фильма "Лёгкая жизнь" (1964)
Две сестры Василиса и Ольга. Скриншот кадра из фильма "Лёгкая жизнь" (1964)

Другой условно отрицательный персонаж, который поможет добавить любовную интригу в сюжет — несостоявшаяся учительница, но состоявшаяся шляпная мастерица из Дальногорска Ольга Сергеевна Коробкова (актриса Нинель Мышкова), попутчица Лебедева и младшая сестра постоянной клиентки Королевы Марго. Ей надоел смертельно этот самый Дальногорск, о котором так самозабвенно рассказывает на встрече выпускников пединститута, следуя правилам игры. Откровенна она, пожалуй, только со своей старшей сестрой Василисой (близкие зовут её Вася, Васенька) Сергеевной Муромцевой (фамилия мужа-писателя). Роль Василисы Сергеевны исполнила Вера Марецкая.

— А я, Васенька, не работаю в школе с тех пор как разошлась с Николаем.
— А что теперь делаешь?
— Шляпки.
— Какие шляпки?
— Обыкновенные шляпки. Вот такие как эта.
— Даааа, Боже мой, какая грандиозная шляпка! Неужели ты сама её сделала?
— Сама.
— Оооооо, Боже мой! Но ты, вероятно, очень много зарабатываешь?
— Ну, во всяком случае, больше, чем в школе. Я ведь теперь без мужа и должна сама о себе заботиться. Если бы ты знала, как мне всё это надоело! Эти шляпки, заказчицы, Дальногорск!

Приехавший друг-однокашник спас несчастного Бочкина, мучившегося хорошими заработками, регулярными походами в ресторан, где персонал его не просто знает, но и уважает как выгодного клиента, собственной квартирой практически в центре Москвы, своей замечательной автомашиной "Волга" ГАЗ-21. Конец мучениям положило отбытие в Дальногорск, чтобы начать там с работы простым инженером с нищенской зарплатой и жизнью в общежитии. Прискорбно, конечно, что Бочкин не застал житьё в палатках, но хватит треша и на его век. Туда же возвращается и Ольга. В своих попытках друг перед другом изобразить искреннюю приверженность идеалам коммунистического отношения к жизни только завели ситуацию в тупик.

Ольга: — У нас так много общего во вкусах, во взглядах.

Если бы откровенно признались бы друг другу Александр Бочкин и Ольга Коробкова в своих "мещанских" устремлениях, то составили бы пару пусть и не вполне влюблённую (по сюжету влюбился только Александр), но скреплённую общим интересом к комфортной жизни.

Панас Петрович (Андрей Сова) и Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) за обсуждением прожектов. Скриншот кадра из фильма "Королева бензоколонки" (1962)
Панас Петрович (Андрей Сова) и Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) за обсуждением прожектов. Скриншот кадра из фильма "Королева бензоколонки" (1962)

Работа главной героини фильма "Королева бензоколонки" (1962) вроде бы не ассоциируется со службой сервиса потому, что бензином и соляркой заправляются в основном государственные автомашины. Один водитель "Запорожца" попытался всех обойти в созданной по неопытности героиней со странной фамилией Добрыйвечер пробке, но его малолитражку перенесли от заправочной колонки на руках. Первый блин у Людмилы Добрыйвечер (исполняет Надежда Румянцева) оказался комом, из-за отсутствия навыков пробку она на АЗС всё-таки собрала. И вот тут обозначилась любимая производственная картинка советского кино вплоть до 1970-х годов: все истошно орут и яростно жестикулируют. Видимо, другого способа киношники не нашли чтобы показать как душой болеют за дело эти выпрыгивающие из штанов субъекты. В дружной советской семье именно так надо помочь молодой начинающей заправщице — дружно орать на неё с разных сторон во всё горло.

Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) и Рогнеда Карповна (Нонна Копержинская) во время идейной схватки. Скриншот кадра из фильма "Королева бензоколонки" (1962)
Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) и Рогнеда Карповна (Нонна Копержинская) во время идейной схватки. Скриншот кадра из фильма "Королева бензоколонки" (1962)

Но ничего, оправившись после первого шока и чтобы поддержать другой советский киношный тренд: пигалица, которая добросовестно отрабатывает эпитет "в каждой бочке затычка". Повесив на саму себя по своей растерянности недостачу в 350 литров топлива и получив при этом аванс, не проработав и недели, уже с ходу идейно разгромила буфетчицу из придорожного кафе с романтическим именем Рогнеда Карповна (Нонна Копержинская), высказав, что у неё

—... салфетки на вес золота,... Да стыдно смотреть, на столах летом бумажные цветы, в буфете ни свежего огурчика, ни помидорчика, как будто не на Украине живём! На АЗС кур развели!

Своему начальнику Панасу Петровичу (актёр Андрей Сова) список претензий и пожеланий, нет, указаний куда обширнее. Здесь и почтовый ящик, и клумба, и детская площадка, и стенгазета, и показ кинофильмов, и много ещё чего интересного. Реализуемость её проектов у Людмилы Добрыйвечер сомнений не вызывает (нет ассигнований на клумбу — водители бесплатно привезут по её просьбе), как и её право давать советы всем подряд, а уж собственному начальству — дело чести.

Священник, мечтающий стать диктором (актёр Александр Хвыля). Скриншот кадра из фильма
Священник, мечтающий стать диктором (актёр Александр Хвыля). Скриншот кадра из фильма

Построение коммунизма — это, в первую очередь, борьба с религией. И если в каком другом фильме ("Чудотворная" или "Тучи над Борском") сюжет полон драматизма, то в "Королеве бензоколонки" всё в пределах жанра комедии. Священник, мечтающий стать диктором, после принятых в буфете 200 грамм водки нечаянно отправляет свой автобус Донецк — Киев по маршруту. Благо поблизости на своём мотоцикле оказывается сотрудник ГАИ с подходящей фамилией Подорожный (актёр Павел Винник), с которым у священника состоялся нелепый диалог.

— Почтеннейший блюститель. Ну, какой это сервис? У меня в автобусе вещи, украдут.
— Эх, батюшка! В Бога веруете, а людям не доверяете. Садитесь.
— Как?
— Догоним.
— Это же великолепно! Ещё раз убеждаюсь в величие человеческой души. Расстригусь, ей Богу, расстригусь!

Апогей освоения Людмилой Добрыйвечер роли созидателя "светлого будущего" — это ситуация с перебоями подвоза бензина и дизтоплива на АЗС из-за аварийного моста, обязанность ремонтировать который от себя отпихивают 2 дорожных начальника со смешными фамилиями Борщ и Лопата. В итоге всю ситуацию организовала и разрешила всё та же легендарная бензозаправщица.

Людмила Добрыйвечер и два дорожных начальника с фамилиями Борщ и Лопата на аварийном мосту. Скриншот кадра из фильма
Людмила Добрыйвечер и два дорожных начальника с фамилиями Борщ и Лопата на аварийном мосту. Скриншот кадра из фильма

В угоду национализму в кинокомедии студии им. Довженко все фамилии персонажей настолько украинские, что напоминают клички: Грач, Медведь, Добрыйвечер, Борщ, Лопата. Названия городов, куда или откуда едут водители тоже исключительно находящиеся на территории Украинской ССР.

Тося Кислицына в исполнении Надежды Румянцевой на раздаче. Скриншот кадра из фильма "Девчата" (1961)
Тося Кислицына в исполнении Надежды Румянцевой на раздаче. Скриншот кадра из фильма "Девчата" (1961)

Раз уж невольно статья получилась как бы о творчестве Надежды Румянцевой, стоит вспомнить ещё об одной кинокартине: "Девчата"(1961). Самая яркая картинка строительства коммунизма тоже связана со сферой услуг: главная героиня Тося Кислицына работает поваром в столовой производственного предприятия где-то в глубине уральских лесов. Характерная деталь попытки ежедневно приближать коммунизм — в столовой никто не платит деньгами за обед.

Надо отдать должное в этом случае политическому маркетингу через киноискусство — хотя всё выдержано и в духе, и в букве программы КПСС эпохи форсированного строительства коммунизма, о самом коммунизме ни слова. Если произведение искусства считать в какой-то степени исследованием общественных отношений, то становится вполне вероятным, что не без влияния кинематографа руководители страны Советов перестали торопиться строить коммунизм.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.