Сначала предполагалось публикация исключительно про ещё один ракурс изображения системы общественного питания в кинематографе. Но оказалось, что те же вопросы вполне актуально отображались в кино- и телефильмах в связи с включением в сюжет и других направлений советского ненавязчивого сервиса. Советская сфера услуг, несмотря на её вроде бы ограниченный характер, в кинематографе оказалась темой практически неисчерпаемой. Вот и эпизодам, и образам, и сюжетным линиям, вполне прозрачно и доходчиво намекающих на объявленный в СССР курс на форсированное строительство коммунизма, внутри этой темы нашлось место. А свершилось это объявление впервые ещё на ХХ съезде КПСС в отчётном докладе Центрального комитета партии, зачитанном первым секретарём ЦК Никитой Сергеевичем Хрущёвым.
В шестой пятилетке наша страна сделает новый крупный шаг вперёд по пути создания мощной материально-производственной базы коммунистического общества. Но мы должны решать проблему создания и всех необходимых духовных предпосылок к совершению этого исторического перехода от низшей фазы коммунизма к его высшей фазе.
В этом смысле, конечно, и у кинематографа нашлась своя задача. Ну а уж после 1961 года, после новой Программы КПСС, в которой был запрограммирован коммунизм через пару десятков лет, тема повседневного повсеместного строительства невиданного общества заработала вовсю.
В риторике тех лет строительство коммунизма — это борьба нового и современного с отжившим и устаревшим. В фильме "Дайте жалобную книгу" (1965, режиссёр Эльдар Рязанов) один из главных героев журналист Юрий Никитин (исполняет Олег Борисов), случайно оказавшись с коллегами в ресторане с несколько легкомысленным названием "Одуванчик", стал, как сейчас говорят в угоду инициаторам санкций, драйвером перемен. Правда, не обошлось без скандала и драки в первый вечер знакомства с рестораном и её молодым директором Татьяной Шумовой в исполнении Ларисы Голубкиной, уде знаменитой по главной роли в фильме "Гусарская баллада". Символами старого и отжившего в киношном заведении "Одуванчик" выбраны всё те же детали "мещанского быта", наскоки на которые совершали левацкие деятели от искусства и прежде: шторы из высококачественного плюша,. Символами выбраны даже люди. Так, например, престарелая ресторанная певица в исполнении Рины Зелёной, что поёт "А мне всего 17 лет". Или заместитель директора в исполнении Анатолия Папанова, отстаивающий те самые плюшевые шторы и успокаивающий нервы коньяком у барной стойки.
И вот войну за обновление поперёк официально выстроенных схем в ресторане "Одуванчик" начали даже не с ремонта, а с реконструкции по модерновому проекту силами студентов Строительного института, которым по договорённости эта работа будет зачтена как необходимая практика. Живая музыка по вечерам в ресторане силами студентов консерватории. В общем, молодёжь при опосредованной поддержке старого коммуниста начальника управления торговли Николая Ивановича (актёр Николай Крючков) действует по революционной схеме, не задумываясь о затратах реализует свою инициативу. Так круто взялись за обновление, что и любовный треугольник разрешился в прогрессивном духе — директор ресторана "Одуванчик" Татьяна Шумова предпочла своему давнему знакомому и, судя по всему, бывшему однокашнику, а теперь начальнику краевого управления торговли ("40 Бельгий", полуминутой позже уже 50) где-то на Дальнем Востоке Ивану Ильичу Кондакову (исполнил Анатолий Кузнецов, тот самый, что сыграл товарища Сухова в "Белом солнце пустыни") того самого журналиста Юрия Никитина, автора фельетона, с которого всё и началось и которого редакция гоняет в командировки по всему Союзу.
Тот самый начальник, в ведении которого в том числе находился и ресторан "Одуванчик", по фамилии Постников (характерный актёр Леонид Парфёнов) уцелел, несмотря на попытки сопротивления переменам, не только уцелел на своём месте, но ещё и выступил с напутственным словом перед коллективом.
Но, поскольку горбатого только могила исправит, пришлось Шумовой Т. А. прервать подготовку Постникова к встрече высокого начальства и открыть ресторан для гостей. А товарищ Постников ожидаемо пообещал молодой директрисе разговор в другом месте и поспешил с недовольным видом ретироваться.
— Здравствуйте, товарищ Постников!
— Здрасьте!
— А что это Вы против течения идёте?
— Неправильная формулировка. Это течение идёт против меня.
В другой кинокомедии тех лет "Лёгкая жизнь" (1964) проблема показана через сюжет с главным героем Александром Бочкиным (Юрий Яковлев), который после окончания вуза остался в Москве и через 7 лет встретив своего однокашника Юрия Лебедева (актёр Всеволод Сафонов), стесняется сказать, что работает заведующим химчистки. Ведь его друг-однокашник главный инженер какого-то завода в г. Дальногорске (вероятно, в Сибири). Но самый главный секрет — его кустарная химчистка в собственной квартире, которая приносит ему неплохой доход, потому что он способен вывести те пятна, что неспособна государственная ему же подчинённая служба быта. Значит Александр Петрович Бочкин всё-таки талантливый химик. Всё "по-мещански" хорошо у товарища Бочкина: жизнь в Москве в своей квартире, спокойная должность, хороший заработок, инициативный компаньон в лице Маргариты Ивановны, она же Королева Марго (играет Фаина Раневская), симпатия со стороны женщин. Правда, со стороны младшей сестры Гали (одна из самых востребованных в 1960-е Надежда Румянцева) некоторое недопонимание. Но его лёгкой жизни угрожает другой антагонист: самая молодая из его подчинённых по фамилии Гулина (сыграла Людмила Гнилова). Её попытка встрять с ненужной инициативой в самом начале фильма ещё до титров пресечена Бочкиным А. П. пока в мягкой форме.
— Александр Петрович, а Вы посмотрите в жалобную книгу сколько об этом пишут. А мы могли бы, и это все девочки говорят, по желанию заказчика сами пришивать и отпарывать пуговицы. Сервис!
— Сеееервис.... Вы, товарищ Гулькина, человек у нас новый, из школы сюда пришли. Вы не знаете, что в нашем деле взять на себя новую обузу — это легче, чем потом от неё избавиться.
Да, товарищ Гулькина.
— Гулина!
— Это всё равно. Не надо усложнять жизнь, она и без того сложна. А жить, товарищ Гулина, надо легко.
Молодая революционерка Гулина (Бочкин называет её Гулькина) вовсе не работала в школе, как могли подумать зрители. Фильм снимался в первой половине 1960-х, тогда согласно закона "Об укреплении связи школы с жизнью" 1958 года у учащихся средней общеобразовательной политехнической школы с производственным обучением была единственная возможность поступить в ВУЗ — отработать 2 года, например, в той же химчистке. Так вот, молодая сотрудница Гулина, у которой в памяти свежи ещё школьные уроки истории, и применяет свои знания в жизни, объединила маленький коллектив химчистки против своего начальника. Даже когда начальник предложил ей дать справку, что она отработала не полгода, а все два, всё равно для Гулиной революция дороже.
Другой условно отрицательный персонаж, который поможет добавить любовную интригу в сюжет — несостоявшаяся учительница, но состоявшаяся шляпная мастерица из Дальногорска Ольга Сергеевна Коробкова (актриса Нинель Мышкова), попутчица Лебедева и младшая сестра постоянной клиентки Королевы Марго. Ей надоел смертельно этот самый Дальногорск, о котором так самозабвенно рассказывает на встрече выпускников пединститута, следуя правилам игры. Откровенна она, пожалуй, только со своей старшей сестрой Василисой (близкие зовут её Вася, Васенька) Сергеевной Муромцевой (фамилия мужа-писателя). Роль Василисы Сергеевны исполнила Вера Марецкая.
— А я, Васенька, не работаю в школе с тех пор как разошлась с Николаем.
— А что теперь делаешь?
— Шляпки.
— Какие шляпки?
— Обыкновенные шляпки. Вот такие как эта.
— Даааа, Боже мой, какая грандиозная шляпка! Неужели ты сама её сделала?
— Сама.
— Оооооо, Боже мой! Но ты, вероятно, очень много зарабатываешь?
— Ну, во всяком случае, больше, чем в школе. Я ведь теперь без мужа и должна сама о себе заботиться. Если бы ты знала, как мне всё это надоело! Эти шляпки, заказчицы, Дальногорск!
Приехавший друг-однокашник спас несчастного Бочкина, мучившегося хорошими заработками, регулярными походами в ресторан, где персонал его не просто знает, но и уважает как выгодного клиента, собственной квартирой практически в центре Москвы, своей замечательной автомашиной "Волга" ГАЗ-21. Конец мучениям положило отбытие в Дальногорск, чтобы начать там с работы простым инженером с нищенской зарплатой и жизнью в общежитии. Прискорбно, конечно, что Бочкин не застал житьё в палатках, но хватит треша и на его век. Туда же возвращается и Ольга. В своих попытках друг перед другом изобразить искреннюю приверженность идеалам коммунистического отношения к жизни только завели ситуацию в тупик.
Ольга: — У нас так много общего во вкусах, во взглядах.
Если бы откровенно признались бы друг другу Александр Бочкин и Ольга Коробкова в своих "мещанских" устремлениях, то составили бы пару пусть и не вполне влюблённую (по сюжету влюбился только Александр), но скреплённую общим интересом к комфортной жизни.
Работа главной героини фильма "Королева бензоколонки" (1962) вроде бы не ассоциируется со службой сервиса потому, что бензином и соляркой заправляются в основном государственные автомашины. Один водитель "Запорожца" попытался всех обойти в созданной по неопытности героиней со странной фамилией Добрыйвечер пробке, но его малолитражку перенесли от заправочной колонки на руках. Первый блин у Людмилы Добрыйвечер (исполняет Надежда Румянцева) оказался комом, из-за отсутствия навыков пробку она на АЗС всё-таки собрала. И вот тут обозначилась любимая производственная картинка советского кино вплоть до 1970-х годов: все истошно орут и яростно жестикулируют. Видимо, другого способа киношники не нашли чтобы показать как душой болеют за дело эти выпрыгивающие из штанов субъекты. В дружной советской семье именно так надо помочь молодой начинающей заправщице — дружно орать на неё с разных сторон во всё горло.
Но ничего, оправившись после первого шока и чтобы поддержать другой советский киношный тренд: пигалица, которая добросовестно отрабатывает эпитет "в каждой бочке затычка". Повесив на саму себя по своей растерянности недостачу в 350 литров топлива и получив при этом аванс, не проработав и недели, уже с ходу идейно разгромила буфетчицу из придорожного кафе с романтическим именем Рогнеда Карповна (Нонна Копержинская), высказав, что у неё
—... салфетки на вес золота,... Да стыдно смотреть, на столах летом бумажные цветы, в буфете ни свежего огурчика, ни помидорчика, как будто не на Украине живём! На АЗС кур развели!
Своему начальнику Панасу Петровичу (актёр Андрей Сова) список претензий и пожеланий, нет, указаний куда обширнее. Здесь и почтовый ящик, и клумба, и детская площадка, и стенгазета, и показ кинофильмов, и много ещё чего интересного. Реализуемость её проектов у Людмилы Добрыйвечер сомнений не вызывает (нет ассигнований на клумбу — водители бесплатно привезут по её просьбе), как и её право давать советы всем подряд, а уж собственному начальству — дело чести.
Построение коммунизма — это, в первую очередь, борьба с религией. И если в каком другом фильме ("Чудотворная" или "Тучи над Борском") сюжет полон драматизма, то в "Королеве бензоколонки" всё в пределах жанра комедии. Священник, мечтающий стать диктором, после принятых в буфете 200 грамм водки нечаянно отправляет свой автобус Донецк — Киев по маршруту. Благо поблизости на своём мотоцикле оказывается сотрудник ГАИ с подходящей фамилией Подорожный (актёр Павел Винник), с которым у священника состоялся нелепый диалог.
— Почтеннейший блюститель. Ну, какой это сервис? У меня в автобусе вещи, украдут.
— Эх, батюшка! В Бога веруете, а людям не доверяете. Садитесь.
— Как?
— Догоним.
— Это же великолепно! Ещё раз убеждаюсь в величие человеческой души. Расстригусь, ей Богу, расстригусь!
Апогей освоения Людмилой Добрыйвечер роли созидателя "светлого будущего" — это ситуация с перебоями подвоза бензина и дизтоплива на АЗС из-за аварийного моста, обязанность ремонтировать который от себя отпихивают 2 дорожных начальника со смешными фамилиями Борщ и Лопата. В итоге всю ситуацию организовала и разрешила всё та же легендарная бензозаправщица.
В угоду национализму в кинокомедии студии им. Довженко все фамилии персонажей настолько украинские, что напоминают клички: Грач, Медведь, Добрыйвечер, Борщ, Лопата. Названия городов, куда или откуда едут водители тоже исключительно находящиеся на территории Украинской ССР.
Раз уж невольно статья получилась как бы о творчестве Надежды Румянцевой, стоит вспомнить ещё об одной кинокартине: "Девчата"(1961). Самая яркая картинка строительства коммунизма тоже связана со сферой услуг: главная героиня Тося Кислицына работает поваром в столовой производственного предприятия где-то в глубине уральских лесов. Характерная деталь попытки ежедневно приближать коммунизм — в столовой никто не платит деньгами за обед.
Надо отдать должное в этом случае политическому маркетингу через киноискусство — хотя всё выдержано и в духе, и в букве программы КПСС эпохи форсированного строительства коммунизма, о самом коммунизме ни слова. Если произведение искусства считать в какой-то степени исследованием общественных отношений, то становится вполне вероятным, что не без влияния кинематографа руководители страны Советов перестали торопиться строить коммунизм.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.