Найти тему
Мир глазами историка

Советский общепит в советском кино. Продолжение 2

Чайная в далёкой Сибири в фильме 1947 года "Сказание о земле Сибирской". Фото с сайта Hi-Fi.ru
Чайная в далёкой Сибири в фильме 1947 года "Сказание о земле Сибирской". Фото с сайта Hi-Fi.ru

Тема советского общепита в советском же кинематографе оказалась настолько обширной, что в прошлых публикациях уже состоялся разговор и о советском стрит-фуде, и о советских буфетах и кафетериях, точнее, о том, как всё это представлялось советскому кино- и телезрителю с экранов. В продолжение темы можно для начала обратить внимание на некоторые детали изображения отдельно работавших точек общепита в кино и телефильмах, когда они имели ограниченную задачу декораций без особо влияния на сюжет, но всё-таки в некоторой степени помогали описанию образа героев.

Валико Мизандари в аэропорту без гроша в кармане пытается вернуться на родину. Фильм "Мимино" (1977). Скриншот кадра из фильма
Валико Мизандари в аэропорту без гроша в кармане пытается вернуться на родину. Фильм "Мимино" (1977). Скриншот кадра из фильма

Одна деталь, обычная для человека из 1960-х - 1980-х, теперь уже являющаяся стремительно отмирающей — это высокие столики в кафе, за которыми посетители не сидели, а стояли. Делалось это обычно во всяких дорожных или просто непритязательных заведениях. Например, так выглядит кафе в аэропорте в фильме "Мимино" (1977) в эпизоде с ошибочным узнаванием неким высокого уровня руководителем Волоховым Иваном Сергеевичем (играет Евгений Леонов) потомка своего фронтового друга в главном герое фильма Валико Мизандари в исполнении Вахтанга Кикабидзе. Интересен диалог Валико Мизандари по прозвищу Мимино, оказавшегося в сложной ситуации, с продавщицей кафетерия в аэропорту:

— Кофе сколько стоит?
— Одиннадцать.
— А чай?
— Шесть. 
— Чай хочу.

Кладёт на тарелочку для денег монету в 10 копеек, продавщица взамен сдачу 2 монеты по 2 копейки.

— Сдачи не надо.
— И мне не надо.

Опустив глаза забирает сдачу, чай и отходит к одному из столиков, за которым стоит и перекусывает тот самый Волохов И. С., который сыграет в дальнейшей судьбе Валико Мизандари роль чуда.

Бывший хоккеист Сергей Гурин из фильма "Москва слезам не верит" (1979). Скриншот кадра из фильма
Бывший хоккеист Сергей Гурин из фильма "Москва слезам не верит" (1979). Скриншот кадра из фильма

Или, другой пример, во второй серии кинофильма "Москва слезам не верит" (1979) один из героев спившийся хоккеист Сергей Гурин (актёр Александр Фатюшин) в московской пивной за таким же столиком для того, чтобы за ним постоять, а не посидеть, рассказывает о своих былых спортивных достижениях случайным собутыльникам. Такой тип столиков до настоящего времени мало где дожил, автору статьи известно одно такое несколько ностальгическое заведение — закусочная "Пирожковая" на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. Она, само собой, вовсе не является точной копией советского общепита, но некоторое ностальгическое восприятие при посещении всё-таки есть, хотя детские воспоминания автора статьи — это совсем другой город за тысячу с лишним км от Питера.

Тарелочку для мелочи торговые работники сами изобрели класть для удобства захвата монет с гладкой поверхности. Рядом с тарелочкой самый безотказный калькулятор всех времён — счёты. Кинофильм "Мимино" (1977). Скриншот кадра из фильма
Тарелочку для мелочи торговые работники сами изобрели класть для удобства захвата монет с гладкой поверхности. Рядом с тарелочкой самый безотказный калькулятор всех времён — счёты. Кинофильм "Мимино" (1977). Скриншот кадра из фильма

Небольшая добавка к описанию эпизода из фильма "Мимино": на прилавке рядом с тарелочкой для наличности лежит безотказный калькулятор, с которым уже вряд ли хорошо знакомы современные работники торговли. Это так называемые бухгалтерские счёты. Счётами поменьше пользоваться могли и младшеклассники, в начальной школе до сих пор подобные счёты могут использоваться как учебное пособие. В начале 1990-х заведующая одного из курируемых тогда магазинов подробно объяснила как на бухгалтерских счётах с большим удобством и быстротой производить все четыре арифметических действия и даже с десятичными дробями. Сейчас многое забылось, но восторг тогда был неподдельный.

Буфетчица и официант в одном лице с поэтическим именем Рогнеда Карповна, мастер по части профессионального хамства в советской сфере услуг. Скриншот кадра из фильма "Королева бензоколонки" (1962)
Буфетчица и официант в одном лице с поэтическим именем Рогнеда Карповна, мастер по части профессионального хамства в советской сфере услуг. Скриншот кадра из фильма "Королева бензоколонки" (1962)

Актуальная тема для всего советского сервиса, а не только общепита — это тема хамства при обслуживании клиентов. В оптимистичной комедии периода форсированного строительства МТБ коммунизма "Королева бензоколонки" (1962) одна из центральных фигур сюжета буфетчица и официантка Рогнеда Карповна (играет Нонна Копержинская) не без своего личного интереса пытается помочь молодой сотруднице бензоколонки со странной фамилией Добрыйвечер в исполнении Надежды Румянцевой как можно быстрее уволиться. Одно из предложенных средств — провоцирование жалоб путём хамства клиентам. Но Людмила Добрыйвечер оказалась в этом не слишком способной ученицей.

— Да, милочка, грубить не каждый умеет! Талант надо иметь!
Неприятный для обеих сторон диалог журналистов и официантки, с которого и развернётся история вокруг ресторана "Одуванчик" в фильме "Дайте жалобную книгу" (1965). Скриншот кадра из фильма
Неприятный для обеих сторон диалог журналистов и официантки, с которого и развернётся история вокруг ресторана "Одуванчик" в фильме "Дайте жалобную книгу" (1965). Скриншот кадра из фильма

В другом фильме той поры с характерным названием "Дайте жалобную книгу" (1965) тема грубости и хамства персонала ресторана с невинным названием "Одуванчик" выделена особо в контексте проблемы борьбы нового со старым на примере одного заведения общепита. А началось всё с приходом в ресторан, директором которого работает девушка ещё вполне комсомольского возраста Татьяна Александровна Шумова (роль исполнила уже знаменитая по "Гусарской балладе" Лариса Голубкина), приходит компания журналистов газеты "Юность" отметить возвращение из командировки своего коллеги Юрия Васильевича Никитина (актёр Олег Борисов). Так и не дождавшись адекватного к себе отношения, журналисты высказали свои претензии вышедшей к ним директору и решили уйти. Главный же герой тот самый выездной корреспондент Никитин Ю. В. задержался в ресторане под подтрунивания коллег, устроил по неосторожности скандал и опубликовал в своей газете фельетон.

Директор ресторана "Одуванчик" (обращена на фото спиной к зрителю) пытается образумить журналиста и вошедших с ним в конфликт посетителей (перекочевавшая из гайдаевских фильмов троица в новом качестве — Никулин, Вицин и Моргунов). Скриншот кадра из фильма
Директор ресторана "Одуванчик" (обращена на фото спиной к зрителю) пытается образумить журналиста и вошедших с ним в конфликт посетителей (перекочевавшая из гайдаевских фильмов троица в новом качестве — Никулин, Вицин и Моргунов). Скриншот кадра из фильма

На самом деле грубость и хамство достаются не всем посетителя ресторана, а только "непорядочным" с точки зрения буфетчицы Зины в исполнении Нины Агаповой:

— Заказал на гривенник, а ведёт себя как порядочный! Вот нахал!

У официантки "Одуванчика" Клавы Распоповой (актриса Татьяна Гаврилова) более понимание причин хамского поведения себя и своих коллег в ответ на фельетон и реплику более молодой и малоопытной Раечки (Наталья Суровегина).

— Вообще-то тоже без всякого понятия. Грубость ему, видите ли не нравится. А ты побегай весь день без передыху-то.
— Нет, девочки. Вообще-то очень многое правильно написано. И на счёт культуры, и на счёт уважения. Я первое время даже знакомым стеснялась сказать, что я официанткой работаю. А вообще, чего стесняться? Работа как работа, не хуже других.
— Хуже! Хуже нашей работы нет! За нас замуж не идут.

Официантку Распопову К. даже заместитель директора Василий Васильевич Кутайцев в исполнении Анатолия Папанова пытался тренировать вежливому обращению с клиентами, заняв место посетителя ресторана, но без особого успеха. Не приемлет этого её натура.

Вообще ресторанная тема в центр сюжета в фильмах режиссёра Эльдара Рязанова помещалась дважды: "Дайте жалобную книгу" (1965) и "Вокзал для двоих" (1982). Второй фильм выводит ресторанную тему в центр почти исключительно из-за того, что главная героиня в исполнении уже много лет звёздной Людмилы Гурченко — это официантка привокзального ресторана Вера Нефёдова. Как бы в некоторое оправдание нелёгкой судьбы рядовых работниц советского общепита в сюжет вплетён диалог официантки Веры Нефёдовой и главного героя, с которым её неожиданно свела судьба отчасти благодаря её же грубости, музыканта под подпиской о невыезде по уголовному Платона Рябинина в исполнении не менее звёздного Олега Басилашвили.

— Вы меня простите. Я даже не знаю, как меня дёрнуло к Вам привязаться с этим рублём. Ну, тут озвереешь за целый день. Ну, тебе хамят, ты хамишь. Тебе недоплачивают, и ты обсчитываешь, а что делать?
Диалог официантки Веры Нефёдовоц (Людмила Гурченко) и застрявшего по её вине пассажира Платона Рябинина (Олег Басилашвили) у здания железнодорожного вокзала. Скриншот кадра из фильма "Вокзал для двоих" (1982)
Диалог официантки Веры Нефёдовоц (Людмила Гурченко) и застрявшего по её вине пассажира Платона Рябинина (Олег Басилашвили) у здания железнодорожного вокзала. Скриншот кадра из фильма "Вокзал для двоих" (1982)

Грубость и хамство работников общепита в "Вокзале для двоих" вовсе не основная тема в картине их работы. Эльдар Рязанов приоткрывает зрителю завесу над другими маленькими и не очень секретами повседневной работы советской сферы услуг.

Продолжение следует....

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.