Отличительной чертой Новгородского храмового искусства конца 13–17 веков является украшение фасадов церквей каменными закладными крестами, а также настенными крестами, выполненными из кирпича (расцвет данной традиции пришелся на 14–15 века).
Такие кресты создавались не только при строительстве новых храмов – для освящения места, с просьбой о божественном благословении на задуманное благое дело – но и добавлялись к уже существующим постройкам.
Несмотря на декоративное многообразие форм закладных и настенных крестов – 4–8-конечные, в том числе "процветшие" кресты – самым распространенным типом в 14–15 веках стали каменные кресты в круге.
Размещали круглые закладные кресты обычно на уровне человеческого роста, что свидетельствует об их первостепенной поклонной функции.
Анализируя морфологические особенности вписанного в окружность креста, исследователи нередко указывают на его византийские корни – истоки данной формы можно проследить в тайнописи древних христиан, возникшей во времена жестоких гонений на веру в первые века по Рождестве Христовом. В этот период одним из распространенных изображений, скрытых на стенах катакомб, была монограмма имени Христа – "хризма" – образованная двумя греческими буквами Χ и Ρ, скрещенными между собой (от греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) и нередко заключенными в круг.
Начертанная Константином Великим после чудесного видения, предвещавшего ему военную победу, на войсковых щитах и знаменах хризма становится частью священного лабарума – хоругви императорского Рима.
Согласно символике церковного искусства круг означает вечность, небесную сферу, воссиявшего миру Христа – "Солнце правды", что в сочетании с крестом подчеркивает вселенское значение искупительной жертвы Спасителя за все человечество. Крест в круге перекликается с иконографическими мотивами тернового венца, нимба, а также со словами из Апокалипсиса:
"Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, <...> Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр 1:8).
А.С. Преображенский отмечает также родство новгородских круглых крестов с памятниками средневековой западноевропейской культуры Британских островов, продолжившими, в свою очередь, традиции монастырей Ирландии.
Несмотря на характерную для кельтских крестов прямоугольную вместо секировидной форму завершения ветвей, нижняя из которых значительно удлинена наподобие поклонных стел, «островные» и новгородские памятники имеют существенный ряд общих признаков – это расширяющиеся ветви, соединенные перемычками в форме окружности.
Среди дошедших до наших дней круглых крестов, найденных на Северо-Западе России, наиболее монументальным и художественно совершенным можно считать рельефный Алексеевский крест 14 века из Новгородского собора святой Софии Премудрости Божией.
Изначально Алексеевский крест был установлен для поклонения в специально устроенной на западном фасаде Софийского собора нише, справа от Магдебургских врат. Данная ниша располагалась на высоте 1,5 метров, однако сегодня из-за наросшего культурного слоя она оказалась практически на уровне земли.
Вследствие повреждений, полученных в период Великой Отечественной войны, после проведенной реставрации памятник долгое время экспонировался в интерьере храма в горизонтальном положении.
По возвращении Софийского собора Русской Православной церкви – 15 августа 1991 года – было принято решение вновь установить Алексеевский крест вертикально для всеобщего поклонения.
Сделать это удалось только 26 сентября 1997 года – в самый канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В результате дополнительно проведенных художественно-реставрационных работ крест был закреплен на участке восточной стены слева от Успенского (Большого) иконостаса, где он находится по сей день.
Размещение памятника на первоначальном месте – в наружной нише западного фасада – пришлось исключить ввиду использования гипса при реконструкции нижней ветви креста в 1958–1959 годах.
Основу памятника составляет вытесанная из светлого приильменьского известняка монолитная плита
высотой 174 см
шириной 127 см
толщиной 10–12,5 см (нижняя ветвь в настоящее время восстановлена из гипса).
Хотя визуально крест кажется идеально вписанным в круг, его массивные секирообразные ветви выходят за пределы окружности, образованной тонкими орнаментальными перемычками, а нижняя, несущая ветвь является длиннее и шире остальных.
Лицевую часть креста украшают 5 композиций, вырезанных в низком рельефе. Как и подобает, в центре расположено укрупненное относительно остальных изображений Распятие.
По наблюдению Т.Ю. Царевской, композиционно и по пропорциональному строю фигур данная сцена является репликой клейма из Праздничного ряда Успенского (Большого) иконостаса Софийского собора, предположительно датируемого 1341 годом.
Однако, основываясь на изображенных позах и жестах, можно предположить, что на иконе воспроизводится евангельская тема диалога Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом:
"Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин. 19: 26–27).
Тогда как на рельефе Алексеевского креста Богородица и апостол Иоанн показаны со скорбно склоненными головами и прижатыми к лицу руками, что соответствует следованию более древней иконографической традиции.
Венчает композицию с Распятием резная надпись, являющаяся согласно Октоиху вариацией на начальные строки стихиры на стиховне 5 гласа в вечер вторника:
"К~ТЪ ТВОЙ ЖЄ АЩЄ ДРЕВО ВИДИ//МО ѤСТЬ НО Б~НЄЮ СИЛОЮ О//ДѢНО//ѤСТЬ"
(текст приведен с использованием условного знака // для передачи разрыва строк).
В оригинальной стихире на стиховне эта фраза длиннее и имеет иную ритмическую окраску:
"Кре́ст Тво́й, Христе́, а́ще и дре́во ви́димо е́сть существо́м, но Боже́ственною оде́яно е́сть си́лою, и чу́вственне ми́рови явля́емь, у́мно на́ше чудотвори́т спасе́ние, ему́же кла́няющеся сла́вим Тя́, Спа́се, поми́луй на́с".
Данная надпись на Алексеевском кресте выполнена без пробелов с использованием йотированной Е – "Ѥ" – употреблявшийся в русском языке до конца 15 века; по высоте все буквы соответствуют одному регистру. Помимо этого на верхней перекладине креста с Распятием вырезано IС ХС (Иисус Христос); на средней – слева Ц~РЬ, справа С~ВЫ (Царь Славы); на нижней косой дощечке – в начале КРЕС, под ногами Спасителя TѢ (крест). По наблюдению Л.А. Лепшиной, написание буквы "Т" с "тремя ножками", как у перевернутой "Ш", в слове "крест" палеографически соответствует рукописным старославянским текстам 15 века. Фигуры предстоящих также сопровождаются инициалами: ΜΡ ѲY – традиционное сокращение имени Богоматери, происходящее от греческого Μαρία Θεοτόκος (Мария Феотокос) – Мария Богородица; IѠ Б~ОСЛ – Иоанн Богослов.
По сторонам от Распятия изображены 4 ключевые сцены из числа Двунадесятых праздников, представляющие краткую версию церковного календаря. Если принять традиционный порядок чтения житийных иконных клейм, соответствующий восприятию текста в книге – то есть слева направо, включая попеременное чтение боковых полей, и сверху вниз – то праздники на кресте размещены в соответствии с евангельским повествованием:
- на верхней ветви – Благовещение,
- на левой ветви – Рождество Христово,
- на правой ветви – Воскресение (в изводе Сошествие во ад),
- внизу – Вознесение Господне.
Изображенные сцены последовательно раскрывают центральный сюжет искупительной крестной жертвы Спасителя, для которой было необходимо сначала Боговоплощение (праздники Благовещения и Рождества Христова), а затем победа Бога над дьяволом и смертью (Сошествие во ад), завершающаяся триумфальным восшествием Иисуса Христа на небеса (Вознесение).
Если же прочитать данные изображения "по солнцу" – начиная вновь с Благовещения, а заканчивая Рождеством Христовым – то последовательность сцен будет в точности соответствовать календарному ходу праздников мартовского года (данный стиль применялся на Руси до конца 15 века, после чего оказался вытесненным сентябрьским годом, а затем при Петре I – январским). Попарный состав сцен представляет сочетание праздников неподвижного солнечного цикла (Рождество и Благовещение) и подвижного лунного годового круга (Пасха и Вознесение).
Сцена Благовещения изображена в традиционном Новгородском изводе близком по характеру фигур архангела Гавриила и Девы Марии к Устюжскому образу 12 века из Юрьева монастыря.
Однако на рельефе используется упрощенная композиция – отсутствуют изображения младенца Христа в лоне Богоматери и Ветхого Денми, окруженного облаком славы; в руках Девы Марии нет веретена; еще одним отличием являются стопы архангела – если на иконе Гавриил показан как бы повисшим в воздухе, благодаря чему художник передает явление вестника с небес, то на рельефе он стоит на земле.
Развернутое в горизонтальной плоскости второе крыло архангела Гавриила отсылает к фрескам из Мирожского монастыря, также созданным в домонгольский период в 12 веке.
Помимо классических подписей с именами – АРХАНГЛ ГАВРИЛ – и инициалов Богородицы ΜΡ ѲY, между фигурами вырезан фрагмент 9-й песни канона празднику Успения Божией Матери, разбитый на 8 строк:
"ПРЕБУД//ЕШИ ПО//РЖ(с)ТВѣ//Д(ѣ)ВА•// АПО//СМЕ//РТИ//ЖИВА".
Приведенный текст является квинтэссенцией Ирмоса 9-й песни:
"Побежда́ются естества́ уста́вы в Тебе́, Де́во Чи́стая: де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет сме́рть; по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́, спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́".
Согласно палеографическому анализу эта надпись восходит к 14 – началу 15 века.
Сцена Рождества Христова, расположенная слева от Распятия, выполнена в традиционной иконописной манере, но с минимизированным составом изображенных лиц. В центре композиции показана пещера, в которой сокрыты Богоматерь и спящий в яслях Младенец Христос. Несмотря на отсутствие в Евангелии упоминаний о животных, на Рождественских иконах принято изображать вола и осла, заглядывающих в ясли. Эта традиция возникла в связи со словами пророка Исаии:
"Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет" (Ис. 1:3).
Как объясняют святые отцы,
"вол в иносказательном смысле относится к Израилю, который нес ярмо закона и есть животное чистое; а осел, обремененный тяжестью грехов, означает народ из язычников" (блаженный Иероним Стридонский).
Однако данная символика образов не укоренилась на Руси, где вол и осел постепенно были заменены более привычными русскому человеку коровой (тельцом) и лошадью, которые и высечены на рельефе. В верхних краях композиции размещены 2 ангела, славословящие приход в мир Спасителя. Их фигуры, частично скрытые за контурами пещеры, показаны по колено, что является традиционным иконописным приемом при создании Рождественских сюжетов.
Между ангелами, указывая путь к Богомладенцу, сияет звезда. Над головой Богородицы вновь написаны инициалы ΜΡ ѲY, над Младенцем – IС ХС.
Справа от Распятия размещена сцена Сошествия во ад (Воскресение Христово). В средней части рельефа показан попирающий "врата адовы" Иисус Христос (IС ХС) с воздвигнутым крестом в левой руке. Правой рукой Спаситель изводит из "геены огненной" Адама (АДМ) и стоящую за ним праматерь Еву (ЕВГа). Согласно вырезанным надписям с другой стороны от Христа изображены царь Давид (ДВД) и Иоанн Предтеча (ЇѠАН). Подобная иконография сюжета "Сошествия во ад" сложилась в Новгороде во 2 половине 13 века.
Этот же художественный извод, но в зеркальном отражении и с расширенным составом фигур, можно видеть в Праздничном ряде Успенского иконостаса Софийского собора, созданном в 14 столетии.
В наружном верхнем углу рельефа помещен ангел, поднятое крыло которого гармонично вписывается в секирообразную форму ветви креста и вторит ангелу из сцены Рождества Христова, уравновешивая всю композицию по горизонтали.
Подражает клейму из Софийских Праздников и композиция Вознесения Господня, размещенная на нижней ветви креста – но, как и на прочих рельефах, состав изображенных лиц здесь предельно редуцирован.
Из-за этого в 19 веке архимандрит Макарий (Миролюбов) – один из первых исследователей памятника – ошибочно атрибутировал сцену в качестве образа Мирожской Божией Матери.
В нижней части рельефа вырезана фигура Богородицы, стоящей, как и на Мирожской иконе, в молитвенной позе с воздетыми к небу руками (относится к типу Оранта – в переводе с греч. "молящаяся"). По сторонам от Божией Матери изображены в полуанфас первоверховные апостолы Петр и Павел – наподобие иконографии Деисусного чина – с трепетом смотрящие на возносящегося Спасителя. В верхней части композиции показан в круглой мандорле славы Иисус Христос, окруженный двумя ангелами.
В настоящий момент данный рельеф является гипсовой копией, так как оригинальный фрагмент был утерян в период Великой Отечественной войны (уцелел только самый верх). В 1943 году фашистские оккупанты выломали Алексеевский крест из стены Софийского собора для эвакуации его с прочими ценными предметами новгородского искусства во Псков, при этом нижняя ветвь памятника оказалась отбитой.
Следующие несколько лет в жизни креста остаются неизвестными, пока в 1947 году он не оказался на территории музея в Коломенском под Москвой. До 1956 года памятник, по всей вероятности, хранился рядом с Георгиевской церковью в ящике, покрытом железом, после чего был обнаружен специалистом по древнерусскому искусству Н.Н. Померанцевым, направившим его в государственные реставрационные мастерские.
В процессе реставрационных работ 1958–1965 годов утраченная нижняя ветвь креста была реконструирована по довоенным фотографиям.
Как отмечает Т.Ю. Царевская, Алексеевский крест отличается подчеркнутой близостью к иконописным произведениям, о чем свидетельствует не только композиционное построение рельефов, но и следы их первоначальной росписи. Сведения о наличии золочения на нимбах и крыльях ангелов, а также общей покраске креста были получены во время исследований, проведенных в 1958 году. Об этом же говорит обводная надпись на памятнике: "ПИСАНЪ Б~Ы КР(с)ТЪ СЕИ", – что характеризует скорее живописное, чем скульптурное произведение.
Именно благодаря упомянутой резной надписи, обводящей крест по внешней кайме – начиная слева, чуть ниже средокрестия и заканчивая в верхней части правой ветви – значительно выше начального уровня – исследователи осуществляют датировку памятника. Подобное отсутствие симметрии, по всей вероятности, можно объяснить желанием резчика разместить имя заказчика креста – архиепископа Алексия – по центру верхней ветви.
Ввиду того что буквы, обозначающие дату, оказались полностью утраченными после Великой Отечественной войны (знаки десятков и единиц стерлись еще раньше, до начала изучения памятника в 19 веке), время изготовления креста определяется периодом пасторского служения архиепископа Алексия, занимавшего Новгородскую кафедру с 1359 по 1388 годы (†1389). Для конкретизации даты создания креста ученые пользуются косвенными признаками, связанными с прочтением спорного места в надписи – "ОБЩ{АГ}ОЛѢ".
Однако единого мнения по данному вопросу до сих пор не достигнуто.
Надпись в прочтении, выверенном М.А. Бобрик, приводится со следующими условными обозначениями:
(...) выносные буквы над строкой;
[...] восстанавливаемые буквы;
{...} лигатура;
// "конец строки" на углах креста (5 углов);
знаком Я передано йотированное А;
знаки для букв "наш" и "иже" современные "Н" и "И".
[ВЪ ЛѢ SѠ - -] {ПИ}С{АНЪ} Б~Ы КР(с)ТЪ СЕИ ї В НОВѢГОРОДѢ // ОБЩ{АГ}О ЛѢ • ПОВЕ{ЛЕ}{НИ}Ѥ{МЬ} Б~О{ЛЮ}Б{ИВ}{АГ}О • {ПР}ЕС{ЩНГ}О {АР}{ХИЕ}П(с)КПА // ОЛЕѮ{ИЯ} • {И П}ОСТ{АВ}ЛЕ[Н]Ъ • Н{А П}ОКЛОНЕ{НИЕ} • {ПР}{АВ}ОВѢРНЫ{МЪ} // ХРС{ТЬ}ЯНО{МЪ} • {АР}{ХИ}Е{П(с)К}{ПУ} ⁜ОЛЕѮ{ИЮ} • ДА//{И Б}Ъ {МН}ОГА ЛѢ(т) • И З{ДР}{АВ}{ИѤ} • {И С}{П(с)НИ}Е • И ДѢТЕ{МЪ} ЕГО ВСЕ{МУ} {МИ}РУ//
В русской транскрипции:
[В ЛЕТО 68- - (13- -)] ПИСАН БЫСТЬ КРЕСТ СЕЙ В НОВЕГОРОДЕ ОБЩАГОЛЕ. ПОВЕЛЕНИЕМ БОГОЛЮБИВАГО ПРЕОСВЯЩЕННАГО АРХИЕПИСКОПА ОЛЕКСИЯ, И ПОСТАВЛЕН НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОВЕРНЫМ ХРИСТИАНАМ. АРХИЕПИСКОПУ ОЛЕКСИЮ ДАЙ БОГ МНОГА ЛЕ. И ЗДРАВИЕ, И СПАСЕНИЕ. И ДЕТЯМ ЕГО И ВСЕМУ МИРУ.
По мнению архимандрита Макария (Миролюбова), крест был установлен в 1359 году в связи с междоусобной враждой между жителями Торговой и Софийской сторон. Б.А. Рыбаков толкует данное место как "ОБЩАГО ЛѢ[ТЬЯ]" – то есть "с общего изволения (желания)" и связывает создание креста с возвращением на Новгородскую кафедру архиепископа Алексия в 1376 году, оставившего пастырское служение в 1375 году вскоре после казни еретиков-стригольников.
Т.В. Николаева видит в начальной литере "О" – "ОБЩ{АГ}ОЛѢ" – расположенной в углу левой ветви креста, исключительно декоративную функцию, рассматривая ее как разделительный "круг с орнаментом", и, таким образом, интерпретирует словосочетание в качестве "в Щаголе" – то есть, по предположению Николаевой, на памятнике упомянуто конкретное место изготовления – "улка (улица) Чьоглова или Чеглова". Время создания креста исследовательница определяет примерно 1381 годом, связывая его с победой в Куликовской битве. Вслед за Николаевой А.А. Турилов также читает вторую букву надписи как "В", а не "Б" и полагает гиперкорректную замену согласной "Щ" на "Ч", получая в результате словосочетание "ОВЩАГО ЛѢ[ТА]", которое реконструируирует до "овчаго (овечьего) лета". С точки зрения Турилова, крест мог быть установлен в год овцы по дальневосточному календарю, что, исходя из времени пребывания архиепископа Алексия на кафедре, соответствует 1367 и 1379 годам. В 1367 году поводом к возведению памятника могло стать возобновление мирного договора между Новгородом и Москвой. Незадолго до этого данный договор был расторгнут Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским из-за похода Новгородских ушкуйников на Волгу. Тогда как 1379 год исследователь определяет согласно общерусской исторической перспективе как своеобразный пролог Куликовской битвы.
Среди последних исследований, посвященных Алексеевскому кресту, интересная гипотеза касательно "темного" места принадлежит М.А. Бобрик, обосновавшей прочтение фразы как "ОБЩАГО ЛѢ[ТА]" – "обычный год" – то есть "не високосный". В подтверждение этой теории можно смело утверждать, что новгородские книжники имели достаточные представления о високосности лет, о чем свидетельствует ряд древнерусских рукописей. Продолжая идеи Бобрик, Т.Ю. Царевская размышляет о причинах, побудивших новгородцев подчеркнуть именно "обычность" года в надписи, высеченной на кресте. С точки зрения исследовательницы, причины подобной необычной отметки кроются в не прекращающемся вплоть до конца 15 столетия противостоянии Новгорода и Москвы – на политическом, экономическом и духовном уровнях. Так, в 1365–1370 годах архиепископ Алексий в очередной раз пробует отстоять право на ношение особых "кресчатых риз", после чего зимой 1385/1386 года новгородцы отказывают митрополиту Пимену в праве месячного суда, утверждая таким образом свою церковно-юридическую независимость от Москвы. По условиям месячного суда 1 раз в 4 года в течение месяца, приходившегося обязательно на Великий пост, митрополит или его представитель в Новгороде рассматривал судебные тяжбы горожан; кроме того, в Москве митрополит принимал апелляции на суд Новгородского архиепископа – все сборы и штрафы по таким делам шли в митрополичью казну.
Учитывая факт, что митрополит Киприан требовал над новгородцами суда в Великий пост 1392 (мартовского 1391) года и 1396 (мартовского 1395) года – то есть в "високосные" периоды – то требование суда в 1386 (мартовском 1385) году митрополитом Пименом выпало на "общий" год – а значит было предъявлено в неурочное время. Желание получить от новгородцев месячный суд раньше срока, по всей вероятности, было продиктовано острой потребностью Москвы, еще не оправившейся после нашествия Тоxтамыша, в деньгах в связи с предстоящим визитом в Константинополь. Однако новгородцы, получив подобный "незаконный" запрос, использовали его как повод для прекращения ненавистной им зависимости от московской митрополии, ущемлявшей автономность новгородской епархии и существенно притеснявшей денежные интересы горожан. Согласно летописным источникам во время вечевого собрания новгородцы "вси за един" поклялись более не обращаться к суду митрополита, но с этих пор решать все спорные вопросы через архиепископа Алексия; данная клятва была закреплена целованием креста:
"В лето 6893 (1385/1386) <...> А той зимы бысть целование в великий пост по Сборе на другой недели: целоваша крест <...> на вечи на княжи дворе, и вси бояре, и дети боярскии, <...> и вся пять концев, что не зватися к митрополиту, судити владыке Алексию в правду" (Новгородская четвертая летопись).
В свете этих событий установка Алексеевского креста на обращенном к Владычному двору фасаде кафедрального собора святой Софии могла служить непреходящим напоминанием о крестной присяге новгородцев своему архиерею, а подчеркнутое упоминание на обводящей крест надписи "обычности" года – "ОБЩАГО ЛѢ[ТА]" – таким образом запечатлела принципиальное условие, благодаря которому Новгород смог еще раз не подчиниться влиянию Москвы. Интересно, что в этой же надписи рядом с именем архиепископа Алексия стоит титул "преосвященный" – {ПР}ЕС{ЩНГ}О – применявшийся в текстах данного периода по отношению к высшим церковным иерархам, в частности, к московскому митрополиту. Таким образом новгородцы намерено подчеркнули по меньшей мере равно высокое достоинство своего духовного пастыря главе московской митрополии.
В целом противостояние Новгорода и Москвы, в том числе вопрос о суде, продолжали существовать вплоть до присоединения вольнолюбивого города Иваном III в 1478 году и последовавшим за этим окончательным покорением Новгорода Иваном Грозным в 1570 году.
На информационной табличке в Софийском соборе надпись с Алексеевкого креста приводится именно с употреблением конструкции "ОБЩАГО ЛѢ…" – в значении "обычный", "не високосный" год; а устройство креста, предположительно, связывается с присягой новгородцев на подсудность своему архиерею.
Самостоятельно рассмотреть рельефы и поклониться Алексеевскому кресту сегодня можно в соборе Святой Софии с 08:00 до 20:00 (вход через северные двери).
Божественная Литургия в храме совершается ежедневно в 10:00, вечерние богослужения в 18:00 (кроме понедельника и вторника).
В 2016 году в связи с празднованием 900-летия Успенского собора на территории Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря был установлен поклонный каменный крест в круге, являющийся репликой Новгородского Алексеевского креста. Однако данный памятник создан с заменой двух ключевых сцен на богородичные: по центру креста изображено не Распятие, а Успение Пресвятой Богородицы, а на правой ветви – сцена Введения во храм (вверху, как и на оригинале, размещено Благовещение, слева – сцена Рождества Христова, внизу – Вознесение). В качестве обводной надписи на кресте дважды зеркально вырезан тропарь праздника:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Также именно крест в круге стал основой для создания в 2009 году въездного знака в Великом Новгороде. На его верхней ветви изображен герб города; на нижней выгравирована дата основания (859 год) и указано, что Новгород является городом воинской славы; боковые ветви и средокрестие заняты надписью «Великий Новгород», стилизованной под старославянский шрифт. К сожалению при проектировании данного памятника крест был выполнен с прямоугольными завершениями, характерными скорее для кельтской традиции, нежели для новгородских круглых крестов, отличающихся секировидной формой ветвей.
__________
Спасибо за прочтение!
Все статьи, посвященные Софийскому собору и его святыням, можно найти в подборке.
До новых встреч на канале!
__________
Источники:
- Бобрик М.А. Возвращаясь к надписи на Алексеевском кресте: что значит ОБЩЕЕ ЛѢТО? // Русский язык в научном освещении. 2018. № 2 (36).
- Красноречьев Л.Г. Краткий обзор новгородских вкладных крестов // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 5. Великий Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2014.
- Лепшина Л.А. Алексеевский крест: история в лицах и фотографиях // София. 2018. № 2.
- Николаева Т.В. Победный крест XIV в. // Древнерусское искусство: XIV–XV вв. М.: Наука, 1984.
- Преображенский А.С. Прикладное искусство // История русского искусства. Т. IV: Искусство середины XIII середины XIV века / Отв. ред. Э.С. Смирнова. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2019.
- Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI–XIV вв. // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1-44. М.: Наука, 1964.
- Турилов А.А. О времени создания новгородского Алексеевского креста: возможности непалеографической датировки (1367 или 1379 г.) // От Царьграда до Белого моря: Сб. ст. по средневековому искусству в честь Э.С. Смирновой. М.: Северный паломник, 2007.
- Царевская Т.Ю. Алексеевский крест как художественный феномен, обстоятельства его создания и место в жизни Новгорода // Вестник сектора древнерусского искусства. Серия "История и археология". 2022.
- Царевская Т.Ю. Собор Святой Софии в Великом Новгороде. СПб.: НП-Принт, 2019.
- Шляпкин И.А. Древние русские кресты. 1: Кресты новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы // Записки отдела русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. Т. 7. Вып. 2. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1907.