Найти в Дзене
Новгородская Русь

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие, Корсункие) врата в Новгородском Софийском соборе: секреты названия, разбор сюжетов клейм

Оглавление
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. 1152–1154 годы. Фрагмент.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. 1152–1154 годы. Фрагмент.

При взгляде на Софийский собор – главный православный храм Великого Новгорода, заложенный в 1045 году сыном Ярослава Мудрого благоверным князем Владимиром – сразу бросается в глаза католический характер его парадных западных врат, богато декорированных скульптурными композициями в романском стиле (ныне используются исключительно в торжественных случаях — для архиерейского входа или во время Крестных ходов).

Софийский собор (Кафедральный собор Софии Премудрости Божией). Западный фасад. 1045-1050 годы.
Софийский собор (Кафедральный собор Софии Премудрости Божией). Западный фасад. 1045-1050 годы.
Крестный ход во время Пасхального богослужения. 04.2023 © фото из группы ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Крестный ход во время Пасхального богослужения. 04.2023 © фото из группы ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

Даже человек, незнакомый с тонкими различиями в христианских традициях православной и католической церквей, отметит иноземное происхождение врат благодаря обилию латинских надписей, сопровождающих скульптурные группы (большинство из них дублируются на церковнославянском языке).

Латинские пояснения к изображениям на вратах (с церковнославянским переводом).
Латинские пояснения к изображениям на вратах (с церковнославянским переводом).
-5

Как же появился данный памятник западноевропейского бронзового литья на входе в одну из важнейших святынь Русской Православной Церкви?

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. 1152–1154 годы. Западный фасад Софийского собора.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. 1152–1154 годы. Западный фасад Софийского собора.

О заказчиках врат.

Существует несколько версий происхождения врат. Доподлинно установлен лишь факт их изготовления Магдебургскими мастерами Риквином и Вайсмутом в середине 12 века (отсюда наименование – "Магдебургские врата"; под таким названием в настоящее время они числятся в реестре Новгородского Музея-Заповедника). 

Создатели врат – мастера Риквин и Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус, фрагменты левого клейма).
Создатели врат – мастера Риквин и Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус, фрагменты левого клейма).

Вероятнее всего, данный памятник предназначался для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке (1129–1144) и был отлит по заказу польского епископа Александра (1129–1156) (от имени города пошло еще одно название врат – "Плоцкие").

Копия Магдебургских (Сигтунских, Плоцких) врат в соборе Успения Приснодевы Марии в Плоцке. 1971–1981 годы. Бронза © фото с ru-travel.livejournal.com.
Копия Магдебургских (Сигтунских, Плоцких) врат в соборе Успения Приснодевы Марии в Плоцке. 1971–1981 годы. Бронза © фото с ru-travel.livejournal.com.
Собор Успения Приснодевы Марии в Плоцке. 12 век © фото из Википедии.
Собор Успения Приснодевы Марии в Плоцке. 12 век © фото из Википедии.

Некоторые исследователи полагают, что инициатором их изготовления выступил не епископ Александр, а Магдебургский епископ Вихман (1152–1192), желавший передать врата в дар Плоцкой епархии с целью привлечения Польши на сторону немецкой политики.

Предположительные заказчики врат: Александр епископ Плоцкий (левая створка врат, 5 ярус, фрагмент правого клейма, средняя фигура); епископ Вихман (правая створка врат, 6 ярус, фрагмент левого клейма).
Предположительные заказчики врат: Александр епископ Плоцкий (левая створка врат, 5 ярус, фрагмент правого клейма, средняя фигура); епископ Вихман (правая створка врат, 6 ярус, фрагмент левого клейма).

Варианты появления врат в Новгороде.

Версия 1. Военный трофей.

По одной из самых популярных на Руси версий врата были захвачены новгородцами как военный трофей во время победоносного похода на Сигтуну в 1187 году, куда незадолго до этого памятник был вывезен при неопределенных обстоятельствах (так появилось еще одно наименование – "Сигтунские"; именно под таким названием копия врат с конца 19 века показывается в Историческом музее Москвы). 

Сигтунские врата Новгородского Софийского собора. Копия. 1880-е годы. Гипс. ГИМ © фото из группы ВКонтакте "Государственный исторический музей".
Сигтунские врата Новгородского Софийского собора. Копия. 1880-е годы. Гипс. ГИМ © фото из группы ВКонтакте "Государственный исторический музей".

Помимо шведской версии также существует вариант о приобретении новгородцами врат в результате успешного военного похода на ливонский Дорбат (Дерпт, сейчас Тарту), совершенный сыном Александра Невского Дмитрием в 1262 году. В период становления христианства в Прибалтике вся ливонская церковь находилась в прямой зависимости от Магдебурга, а потому врата могли привезти в Дерпт для установки в новом епископском храме – как наглядную проповедь религиозных истин среди недавно крещенных местных жителей.

Мастер Аврам – предположительно, новгородский литейщик, смонтировавший и дополнивший врата (либо существенно отреставрировавший памятник, ранее собранный другим местным мастером). (Центральная часть левой створки врат, 7 ярус).
Мастер Аврам – предположительно, новгородский литейщик, смонтировавший и дополнивший врата (либо существенно отреставрировавший памятник, ранее собранный другим местным мастером). (Центральная часть левой створки врат, 7 ярус).

Большинство ученых сошлись во мнении, что в Новгород врата были доставлены в разобранном виде и в процессе транспортировки часть рельефов оказалась утраченной. Уже на месте недостающие фрагменты были заменены новгородским мастером, заново собравшим всю композицию и изменившим при этом первоначальное расположение клейм. В пользу данного предположения говорят очевидные нарушения в хронологии библейских событий и общей логике расположения рельефов; также часть фигур отличаются по стилю и технике исполнения и являются, скорее всего, заимствованными с другого аналогичного западноевропейского памятника (варианты реконструкции первоначальной композиции врат, задуманной немецкими мастерами, можно посмотреть здесь).

Церковнославянская надпись "Беиение IС ХВО у столпа" ("Бичевание Христа") нанесена на вышестоящую пластину с изображением "Явления ангела апостолу Петру в темнице".
Церковнославянская надпись "Беиение IС ХВО у столпа" ("Бичевание Христа") нанесена на вышестоящую пластину с изображением "Явления ангела апостолу Петру в темнице".

Интересно, что церковнославянские надписи, нанесенные, по мнению различных исследователей в период с 13 по 15 века, закрепили на вратах порядок пластин, хотя и не первоначальный, но уже к этому моменту сложившийся и определенный традицией. Так, эпитет Богоматери – "Пречистая" – в верхнем регистре левой створки врат вырезан на соседней пластине, которая, по всей вероятности, в 12 веке принадлежала другой композиции. А надпись к сцене "Бичевания Христа", помещенная на вышестоящую пластину с изображением "Явления ангела апостолу Петру в темнице", тем самым утвердила включение сюжета из жития апостола в состав Страстей Христовых.

В целом отсутствие тщательной фиксации оригинальной авторской компоновки изображений, также как и потеря многих деталей, свидетельствует скорее о приобретении врат в качестве военной добычи, чем в результате мирной сделки купли-продажи.

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент © фото с сайта vn-eparhia.ru.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент © фото с сайта vn-eparhia.ru.

Версия 2. Покупка врат новгородцами или получение их в дар.

Однако по другому распространенному мнению памятник оказался в Новгороде не раньше середины 14 – первой половины 15 века.

Так, В.Н. Татищев, опираясь на неустановленный источник, пишет, что в 1336 году в Софийском соборе появились

"медные двери, которые архиепископ Василий <Калика> привезше из Немец, купи ценой великою".

Еще по одной из версий врата попали в Новгород в 15 веке как посольский дар, либо были приобретены архиепископом Евфимием Вторым в одном из Ганзейских городов.

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент.

Но, учитывая сложные взаимоотношения между христианскими конфессиями востока и запада в период средневековья, трудно предположить возможность покупки (и за немалые деньги) подобного памятника церковного искусства у неправославных – то есть "не правильно славящих Бога" – поэтому наиболее вероятной кажется версия приобретения новгородцами врат в результате военного похода, либо получения их в дар.

Ошибка в атрибуции.

Долгое время врата ошибочно именовали "Корсунскими" из-за возникшей в источниках путаницы с другими медными вратами Софийского собора – творением византийских мастеров – привезенными в Новгород сразу после завершения строительства святой Софии около середины 11 века (ныне находятся на входе в придел Рождества Богородицы).

Фрагмент Корсунских врат. 11 век. Филенки створок украшены изображениями процветших крестов. В христианском искусстве крест с пышными побегами служит напоминанием об утраченном первыми людьми райском Древе Жизни, а в Новом Завете символизирует искупительную жертву Христа за все человечество и Его победу над смертью как "живота начальника". Позднее, в 16–17 веках, на разграничительные поля между филенками был нанесен резной растительный орнамент.
Фрагмент Корсунских врат. 11 век. Филенки створок украшены изображениями процветших крестов. В христианском искусстве крест с пышными побегами служит напоминанием об утраченном первыми людьми райском Древе Жизни, а в Новом Завете символизирует искупительную жертву Христа за все человечество и Его победу над смертью как "живота начальника". Позднее, в 16–17 веках, на разграничительные поля между филенками был нанесен резной растительный орнамент.

Композиция врат.

Врата состоят из двух деревянных створок, обитых бронзовыми листами с рельефными композициями. Внутри каждой створки находится по 13 клейм с изображениями библейских сюжетов, аллегорическими фигурами, портретами исторических лиц и автопортретами мастеров-изготовителей памятника.

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Общая композиция. 1152–1154 годы.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Общая композиция. 1152–1154 годы.

Между собой клейма разделяются орнаментальной каймой в форме полувала, проходящей по всему периметру врат.

Левая створка врат.

Явление Христа апостолам и Богоматери. (Левая створка врат, верхнее клеймо).
Явление Христа апостолам и Богоматери. (Левая створка врат, верхнее клеймо).

Левая створка врат открывается скульптурной композицией, показывающей восседающего на престоле Иисуса Христа – с благословляющей десницей и закрытым Евангелием в левой руке – и предстоящих Ему первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иисус Христос с предстоящими апостолами Петром и Павлом (над апостолом Павлом вырезан эпитет "Пречистая", относящийся к Богородице, изображенной на соседней пластине). (Левая створка врат, верхнее клеймо. Фрагмент).
Иисус Христос с предстоящими апостолами Петром и Павлом (над апостолом Павлом вырезан эпитет "Пречистая", относящийся к Богородице, изображенной на соседней пластине). (Левая створка врат, верхнее клеймо. Фрагмент).

Согласно сложившимся канонам Петр традиционно изображен с ключом от Рая:

"Я говорю тебе: ты – Петр <т.е. "камень">, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф. 16:18-19).

Апостол Павел как один из главных идеологов христианского учения и автор Посланий, вошедших в Священное Писание, показан держащим раскрытый свиток в ознаменование его учительной миссии.

По сторонам от Спасителя двумя группами расположены обращенные к Нему Богоматерь и Двенадцать апостолов.

Богоматерь и апостолы. (Левая створка врат, верхнее клеймо. Левый фрагмент).
Богоматерь и апостолы. (Левая створка врат, верхнее клеймо. Левый фрагмент).
Петр и апостолы. (Левая створка врат, верхнее клеймо. Правый фрагмент).
Петр и апостолы. (Левая створка врат, верхнее клеймо. Правый фрагмент).

Первым справа вновь идентифицируется апостол Петр с ключом, повторно включенный в композицию в качестве одного из Двенадцати ближайших учеников Христа. Апостол Павел, напротив, не входит в число Двенадцати, так как уверовал в Воскресение Христово уже по окончании земного пути Спасителя и Его искупительных страданий (до своего обращения Павел выступал ярым гонителем христиан).

"Duodecim Ap~li" ("Двенадцать апостолов").
"Duodecim Ap~li" ("Двенадцать апостолов").

Данную композицию – "Явление Христа апостолам и Богоматери" – некоторые исследователи отождествляют с "Credo apostolorum" – "Апостольским Символом веры" – расширяя затем этот мотив до художественной программы врат в целом.

"Апостольский Символ веры" – широко распространенный в Западной церкви, но не используемый православными догматический текст, провозглашающей основы христианского вероучения.

Также в ряде работ высказывается предположение о сборном характере заглавной композиции левой створки врат. Согласно такой точке зрения, пластина, размещенная ныне в центре левой створы, является вариацией сюжета "Traditio Legis" – "Даяние закона". Это символическая сцена, в которой Христос передает через верховных апостолов Петра (апостол иудеев) и Павла (апостол язычников) Священное Писание и Божественное Откровение всему человечеству.

Боковые пластины верхнего регистра левой строки врат, по данной версии, могли являться составными частями сюжета Вознесения Господня. Это объяснило бы факт дублирования фигуры апостола Петра (возможно, и Павла) в одной композиции.

Предположительная реконструкция верхнего рельефа левой створки врат согласно Ю.И. Никитиной и Р.Кнапиньскому. По мнению ученых, первоначально в центре верхнего регистра левой створки врат мог находиться рельеф из шестого регистра правой створки,  идентифицированный ими как нестандартный извод сюжета Вознесения Господня.
Предположительная реконструкция верхнего рельефа левой створки врат согласно Ю.И. Никитиной и Р.Кнапиньскому. По мнению ученых, первоначально в центре верхнего регистра левой створки врат мог находиться рельеф из шестого регистра правой створки, идентифицированный ими как нестандартный извод сюжета Вознесения Господня.

Согласно евангельскому повествованию свидетелями чуда Вознесения на Елеонской горе были 11 учеников Христа. Однако, кроме них по сложившимся канонам здесь также принято изображать Богоматерь и апостола Павла, что расширяет трактовку сюжета от узко исторической до эсхатологического масштаба: после Вознесения Господня на земле осталась основанная и утвержденная Христом Апостольская Церковь, которая по окончании времен должна соединиться с предвечной Церковью в Царствии Небесном.

Этот рельеф подобно изображению, венчающему правую дверь, занимает всю длину створки, тогда как прочие сюжеты размещены в квадратах, делящих ее ширину пополам – так через акцентирование взгляда на верхних скульптурных группах создатели ворот подчеркнули главенство композиций, посвященных прославлению воскресшего Спасителя и торжеству Церкви Нового Завета, над прочими сюжетами.

Крещение. Благовещение. (Левая створка врат, 2 ярус, левое клеймо).
Крещение. Благовещение. (Левая створка врат, 2 ярус, левое клеймо).

Левое клеймо второго яруса иллюстрирует двунадесятые праздники Крещения и Благовещения, расположенные с нарушением хронологического порядка. Начинается ряд двухфигурной композицией, показывающей крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан пророком Иоанном. Вверху рельефа изображен слетающий голубь – символ Святого Духа, сошедшего на Христа во время данного таинства.

Далее в этом же клейме представлена сцена Благовещения, запечатлевшая явление архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью о скором рождении от Нее Спасителя мира – Иисуса Христа. Под ногами архангела изображен агнец как символ непорочности, а над головой Девы Марии голубь – Святой Дух.

Рождество Христово. (Левая створка врат, 2 ярус, правое клеймо).
Рождество Христово. (Левая створка врат, 2 ярус, правое клеймо).

Правое клеймо иллюстрирует сюжет Рождества Христова, раскрывающийся через образы возлежащей на ложе Богоматери, сидящего в Ее изголовье Иосифа и спеленутого Младенца, в ясли которого в соответствии с апокрифическими преданиями заглядывают домашние животные – осел и вол. Эта традиция возникла в связи со словами пророка Исаии:

"Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет" (Ис. 1:3).

Как объясняют святые отцы,

"вол в иносказательном смысле относится к Израилю, который нес ярмо закона и есть животное чистое; а осел, обремененный тяжестью грехов, означает народ из язычников" (блаженный Иероним Стридонский).
Сиф. Поклонение волхвов. Богоматерь на троне. Рахиль. (Левая створка врат, 3 ярус).
Сиф. Поклонение волхвов. Богоматерь на троне. Рахиль. (Левая створка врат, 3 ярус).

В третьем ярусе сцены из Нового Завета обрамлены Ветхозаветными образами, символически раскрывающими данные Евангельские сюжеты.

Так, первой в ряду стоит мужская фигура с открытой книгой в руках – предположительно, это праотец Сиф – сын, данный Богом Адаму и Еве вместо невинно убитого Авеля. Именно потомки благочестивого Сифа, согласно библейскому преданию, сохранили память о Боге и верность ему.

Сиф. Поклонение волхвов ("Волсви персистi идут къ Х~у з дары"). (Левая створка врат, 3 ярус, левое клеймо).
Сиф. Поклонение волхвов ("Волсви персистi идут къ Х~у з дары"). (Левая створка врат, 3 ярус, левое клеймо).

Следом идут фигуры трех волхвов, шествующих с рождественскими дарами – золотом (символом царского сана Христа), ладаном (символом Его Божественной природы) и смирной (символом человеческой природы Спасителя при Боговоплощении) – к восседающей в соседнем клейме Богоматери на троне с предвечным Младенцем на руках. Рядом с Богородицей находится указующий на Нее архангел и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов на поклонение Царю Иудейскому.

Богоматерь на троне. Рахиль. (Левая створка врат, 3 ярус, правое клеймо).
Богоматерь на троне. Рахиль. (Левая створка врат, 3 ярус, правое клеймо).

Завершается ряд изображением Рахили с сыном – ветхозаветным прообразом Девы Марии.

Сретение Господне. (Левая створка врат, 4 ярус, левое клеймо).
Сретение Господне. (Левая створка врат, 4 ярус, левое клеймо).

Началом четвертого ряда является еще один двунадесятый праздник – Сретение Господне. Здесь запечатлены фигуры Девы Марии и Иосифа, принесших во исполнение закона Моисеева на 40 день по рождении своего первенца в храм для посвящения Его Богу. В переводе с церковнославянского "сретение" означает "встреча" и символизирует собой соединение старого ветхозаветного мира с новым – встречу человечества в лице старца Симеона, принявшего на руки Младенца Иисуса, с Богом.

Согласно иконографическим канонам храм на изображении трактуется как арочно-купольное сооружение, показанное в разрезе – с открытым к зрителю внутренним пространством. Кроме того в данной композиции сакральность места дополнительно идентифицируется кириллической надписью "Святая Святых".

"Святая Святых".
"Святая Святых".

В правом клейме размещены фигура кадящего диакона и дверная рукоять в форме львиной головы.

Кадящий диакон. Дверная рукоять в форме звериной маски. (Левая створка врат, 4 ярус, правое клеймо).
Кадящий диакон. Дверная рукоять в форме звериной маски. (Левая створка врат, 4 ярус, правое клеймо).

По средневековой традиции в своей пасти лев держит двуглавого змия (служащего непосредственно кольцом дверной ручки) – подобные звериные маски выступали олицетворением Ада, напоминая входящим о грядущем Страшном Суде. Кроме того внутри львиной пасти изображены головы пяти грешников, осужденных на вечные муки.

Головы пяти грешников в львиной пасти. (Левая створка врат, 4 ярус, правое клеймо. Фрагмент).
Головы пяти грешников в львиной пасти. (Левая створка врат, 4 ярус, правое клеймо. Фрагмент).

В этом образе прослеживается отсылка к Первому посланию апостола Петра:

"Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Пет. 5:8).

Для усиления впечатления Новгородский мастер надписывает сверху над рукоятью предостережение: "Ад пожирает грешных".

"Ад пожирает грешных".
"Ад пожирает грешных".

Пятый ярус открывается встречей Марии с Елизаветой в доме Захарии – событием, хронологически следующим за Благовещением.

Встреча Марии и Елизаветы. Бегство в Египет. Диакон. Александр епископ Плоцкий. (Левая створка врат, 5 ярус).
Встреча Марии и Елизаветы. Бегство в Египет. Диакон. Александр епископ Плоцкий. (Левая створка врат, 5 ярус).

Согласно Евангельскому повествованию неплодная, пожилая Елизавета, родственница Пресвятой Девы, по божественному произволению зачала сына и была уже на шестом месяце беременности, ожидая рождения Иоанна Крестителя. Ничего не зная о благой вести, возвещенной Деве Марии и хранимой Ею в тайне даже от Иосифа, Елизавета, исполнившись Духа Святого, встречает Ее почти теми же слова, что и архангел Гавриил:

"Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк. 1: 42-43).

Подобно Елизавете, повествует евангелист Лука, Богородицу приветствует и младенец Иоанн, радостно взыгравший во чреве матери.

Встреча Марии и Елизаветы ("Марiя и Елисавет целовастася"). Бегство в Египет. (Левая створка врат, 5 ярус, левое клеймо).
Встреча Марии и Елизаветы ("Марiя и Елисавет целовастася"). Бегство в Египет. (Левая створка врат, 5 ярус, левое клеймо).

Правее в этом же клейме размещен сюжет Бегства святого семейства в Египет. Царь Ирод, узнавший от волхвов о рождении Мессии – согласно пророчествам будущего Царя Иудейского – из опасений за свой престол повелел истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет (сцена "Избиения младенцев" расположена в нижнем ярусе правой створки врат). Но ангел, явившийся во сне Иосифу, предупредил его о грозящей опасности и повелел укрыться в Египте до смерти Ирода. На рельефе Иосиф изображен, ведущим осла, на котором сидит Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках.

Диакон. Александр епископ Плоцкий. (Левая створка врат, 5 ярус, правое клеймо).
Диакон. Александр епископ Плоцкий. (Левая створка врат, 5 ярус, правое клеймо).

В правом клейме запечатлены 4 исторических лица, из которых по латинской и церковнославянской надписям идентифицируется лишь Александр Плоцкий – заказчик врат, представленный в высокой епископской тиаре в соответствии со своим саном. Его значимость акцентирована укрупнением фигуры по сравнению со стоящими рядом диаконами, один из которых указывает на Александра – характерный жест, неоднократно встречающийся на рельефах врат.

Вознесение пророка Илии на небо. (Левая створка врат, 6 ярус, левое клеймо).
Вознесение пророка Илии на небо. (Левая створка врат, 6 ярус, левое клеймо).

В левом клейме шестого яруса размещен ветхозаветный сюжет, посвященный вознесению пророка Илии на небо. Пророк представлен сидящим на колеснице, запряженной двумя лошадьми, которые несут его ввысь. В верхней части рельефа изображена благословляющая Божия десница, внизу – свидетель чуда, ученик и преемник Илии – пророк Елисей. Библейский сюжет о взятии пророка Илии живым на небо является прообразом одного из ключевых событий новозаветной истории –Вознесения Господня.

"Крепость и убожество". (Левая створка врат, 6 ярус, правое клеймо).
"Крепость и убожество". (Левая створка врат, 6 ярус, правое клеймо).

В правом клейме расположена аллегорическая композиция "Крепость и убожество" ("Fortitudo" и "Paupertas"), символизирующая победу крепких духом и поражение душевно немощных.

"Paupertas. Убожество".
"Paupertas. Убожество".

Сегодня латинское слово "Fortitudo" скрыто за привинченной каймою, однако, Ф.П. Аделунг, исследовавший врата во время реставрационных работ 19 века, видел часть надписи и оставил ее зарисовку.

FORTITVDO. Рисунок Ф.П. Аделунга © фото с amsmolich.livejournal.com.
FORTITVDO. Рисунок Ф.П. Аделунга © фото с amsmolich.livejournal.com.

Последний, седьмой ярус левой створки врат посвящен истории создания первых людей и их грехопадению, а также содержит портреты мастеров, изготовивших врата.

Мастер Риквин. Первородный грех. Мастер Аврам. Сотворение Евы. Мастер Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус).
Мастер Риквин. Первородный грех. Мастер Аврам. Сотворение Евы. Мастер Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус).

В левом клейме изображены Адам и Ева, держащие в руках плоды древа познания. Вокруг самого древа показан обвитый, словно лента, змий-искуситель, подтолкнувший Еву к первородному греху. Слева от Адама добавлена пояснительная церковнославянская подпись: "Снедоста от плода древу".

Первородный грех. "Снедоста от плода древу". (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент левого клейма).
Первородный грех. "Снедоста от плода древу". (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент левого клейма).

В правом клейме иллюстрируется история сотворения Евы из ребра Адама – достаточно редкий иконографический извод сюжета о создании первых людей. В верхней части рельефа сделана сопроводительная кириллическая надпись: "Сотворение Адамле и Евгино".

Связь Ветхого Завета с Новозаветной историей в данных изображениях раскрывается через образ Бога Отца, показанного в иконографическом типе Христа – с крестчатым нимбом и характерными чертами лика, прической и формой бороды, присущими на прочих клеймах Сыну Божьему. Подобная художественная особенность в средневековом искусстве была обоснована свидетельством евангелиста Иоанна о том, что мир создан Словом Божиим – то есть Второй Ипостасью Триединого Бога – Иисусом Христом.

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть" (Ин. 1:1-3).
Сотворение Евы ("Сотворенiе Адамле и Евгино"). (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент правого клейма).
Сотворение Евы ("Сотворенiе Адамле и Евгино"). (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент правого клейма).

Также в трудах церковных писателей Христос часто именуется "вторым <"новым", "последним"> Адамом", искупившим через Свою добровольную крестную жертву первородный грех прародителей и явившим для всех верующих праведность, спасение и жизнь. Богородица же сопоставляется с "новой Евой". По словам апостола Павла:

"Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий" (1Кор. 15:45).
"Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор. 15:21-22).

По краям обоих клейм размещены портреты Магдебургских мастеров Риквина и Вайсмута – создателей врат, запечатлевших себя с орудиями литейного ремесла.

Мастер Риквин. (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент левого клейма).
Мастер Риквин. (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент левого клейма).

Мастер Риквин, изображенный слева, держит клещи и весы. Над его головой имеется латинская надпись "Riqvin me fec<it>", что в дословном переводе означает "Риквин меня сделал".

Мастер Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент правого клейма).
Мастер Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус, фрагмент правого клейма).

Портрет мастера Вайсмута – предположительно ученика Риквина – размещен с правого краю створки и показывает его держащим клещи и литейную форму (тигель).

Мастер Аврам. (Центральная часть левой створки врат, 7 ярус).
Мастер Аврам. (Центральная часть левой створки врат, 7 ярус).

В средней части той же створы на месте разделительной рамки находится вставка из еще одной фигуры, снабженной атрибутами литейного и кузнечного ремесла. Выполнена она по образцу фигур Риквина и Вайсмута, но отличается по технике изготовления, стилю одежды и снабжена пояснением "Мастеръ Аврамъ" исключительно на церковнославянском языке, без латинской транскрипции. Вероятнее всего, данная фигура – автопортрет Новгородского кузнеца, отреставрировавшего врата с заменой утраченных деталей и нанесением пояснительных церковнославянских надписей на пластины. В пользу Новгородского происхождения мастера Аврама, разместившего свое изображение по образцу немецких ремесленников, говорит его нательный крест с кириллическими инициалами IC XC, а также другой тип одежды и обуви: вместо традиционных для горожан средневековой Европы невысоких туфель с заостренными носками он носит сапожки, характерные для Новгорода 14–15 веков.

Мастер Риквин. Первородный грех. Мастер Аврам. Сотворение Евы. Мастер Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус).
Мастер Риквин. Первородный грех. Мастер Аврам. Сотворение Евы. Мастер Вайсмут. (Левая створка врат, 7 ярус).

Одной из особенностей иконописи с первых веков христианства было отсутствие подписей художников на их произведениях – автор стремился правдиво передать божественные образы невидимого мира, а не дать им личную интерпретацию. Однако со временем появились исключения из данного правила, благодаря которым в истории сохранился ряд имен иконописцев. Особенное распространение авторские подписи получили в западноевропейской христианской культуре. Именно поэтому для немецких литейщиков было вполне традиционным создание собственных фигур наряду с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и священных сюжетов из Библейской истории. Но размещены портреты мастеров на самом нижнем ярусе врат, рядом с рельефом о первородном грехе, как бы подчеркивая несовершенство человеческого естества авторов как "многогрешных рабов Божьих".

Правая створка врат.

Господь во славе. (Правая створка врат, верхнее клеймо).
Господь во славе. (Правая створка врат, верхнее клеймо).

Верхнее клеймо правой створки показывает восседающего на престоле Иисуса Христа как правителя мира и судью. Данный образ, именуемый "Господь во славе" – "Majestas Domini" (дословно "Величие Господа") – является характерным для западной христианской церкви; в православной традиции подобный сюжет получил развитие как "Спас в силах". Иисус Христос изображен в символической мандорле (сиянии), на которой выгравирована цитата из псалма: "Dominus virtutum ipse est rex gloriae" – "Господь сил, Он – царь славы" (Пс. 23:10). У ног Спасителя показаны попранные Им аспид и василиск, олицетворяющие собой мировое зло. С четырех сторон от Христа находятся Ангельские чины, а далее символические фигуры четырех евангелистов – образы, основанные на раскрываемых в каждом из Евангелий сторонах искупительного подвига и учения Спасителя. Матфей традиционно изображается как Ангел, что аллегорически передает мессианское посланничество в мир Сына Божия, предреченного пророками. Марк отождествляется со львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Луку изображают как тельца, подчеркивая жертвенное служение Спасителя. Иоанн символически показывается как орел в ознаменование высоты евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Дополняют композицию персонифицированные образы Солнца и Луны.

Вход Господень в Иерусалим. Аллегорические фигуры. (Правая створка врат, 2 ярус).
Вход Господень в Иерусалим. Аллегорические фигуры. (Правая створка врат, 2 ярус).

Во втором ярусе правой створки иллюстрируется сюжет Входа Господня в Иерусалим. Событие разделяется на 2 эпизода фигурами воина, поражающего копьем льва (аллегорическое изображение Усмирения плоти), и юноши со свитком (возможно, аллегория Мудрости). В левом клейме изображен Христос с благословляющей десницей и пальмовой ветвью в другой руке, въезжающий в Иерусалим на молодом ослике. В правом клейме показана выходящая из Золотых ворот города толпа, приветствующая Спасителя пальмовыми ветвями и возгласами: "Осанна! <т.е. "спасение"> Благословен Грядущий во имя Господне!" (Мк. 11:9). В христианском искусстве пальма является символом Рая, а ее ветви – аллегорическим образом вечной жизни и победы Христа над смертью.

Также в начале левого клейма помещена еще одна неустановленная исследователями мужская фигура с подписью "Sigere".

Аллегорическая фигура. Предательство Христа Иудой.  (Правая створка врат, 3 ярус, левое клеймо).
Аллегорическая фигура. Предательство Христа Иудой. (Правая створка врат, 3 ярус, левое клеймо).

Главной темой третьего яруса является проблема предательства. Начинается ряд с аллегорического изображения данного греха в виде мужской фигуры, держащей василиска и указывающей на его раскрытую пасть (в контексте античной "Психомахии" Аврелия Пруденция, ставшей источником многочисленных иконографических аллегорий в западном искусстве, возможна трактовка фигуры как мужчины, указующего на пасть собаки – символ ревности и ненависти). Далее расположена сцена предательства Христа Иудой. Рука Иуды лежит на груди Спасителя, взятого под стражу двумя воинами. Слева находится фигура апостола Петра, наблюдающего за происходящим. Вся композиция заключена в арочный пролет, латинская надпись на котором гласит: "S. Petrus. Iudas tradidit Х_рm" – "Святой Петр. Предательство Христа Иудой". Разместив таким образом изображение святого Петра рядом с Иудой, создатели рельефа как бы напоминают смотрящему об отречении апостола Петра от своего Учителя из страха смерти. Сопоставляя "предательство" обоих учеников, мы видим два разных пути, которые они избирают: апостол Петр после искреннего раскаяния в содеянном получает полное прощение от воскресшего Сына Божия, в то время как Иуда вместо покаяния впадает в отчаяние и заканчивает жизнь самоубийством.

Аллегорическая фигура. Явление ангела апостолу Петру в темнице. (Правая створка врат, 3 ярус, правое клеймо).
Аллегорическая фигура. Явление ангела апостолу Петру в темнице. (Правая створка врат, 3 ярус, правое клеймо).

В соседнем клейме изображена сцена Спасения апостола Петра из темницы. Вверху показана стража из трех воинов, внизу – апостол Петр с закованными руками, для освобождения которого явился ангел Господень. Вероятнее всего, изначально новгородский мастер, монтировавший врата, идентифицировал данную сцену как "Христос в темнице", вследствие чего и разместил ее следом за "Предательством Иуды и взятием Христа пол стражу".

Также в данном клейме расположена еще одна аллегорическая фигура, изображающая мужчину, опоясанного аспидом символ гедонизма.

Роль вертикального валика, разделяющего эти клейма, исполняют две помещенные зеркально одна под другой фигуры – по всей вероятности, аллегория справедливости.

Дверная рукоять в форме звериной маски. Король. (Правая створка врат, 4 ярус, левое клеймо).
Дверная рукоять в форме звериной маски. Король. (Правая створка врат, 4 ярус, левое клеймо).

В четвертом ряду расположена вторая дверная рукоять, представленная в форме львиной маски, держащей в пасти голову грешника и двуглавого змия.

Сбоку от рукояти находится изображение короля, предположительно, Фридриха Барбароссы (начало работ над памятником совпало с его коронацией в Магдебурге в 1152 году).

Ирод. Бичевание Христа. (Правая створка врат, 4 ярус, правое клеймо).
Ирод. Бичевание Христа. (Правая створка врат, 4 ярус, правое клеймо).

Клеймо правой створы включает пластину с фигурой царя Ирода, восседающего на троне и созерцающего сцену бичевания Христа, расположенную далее.

На месте вертикального разделительного валика изображена некая аллегория в виде человека, подножием которому служит узорчатый шар и поднимающийся к нему дракон.

Снятие с креста. Никодим. (Правая створка врат, 5 ярус, левое клеймо).
Снятие с креста. Никодим. (Правая створка врат, 5 ярус, левое клеймо).

В начале пятого яруса расположен еще один эпизод из цикла Страстей Христовых – "Снятие с креста". В верхней части композиции изображены скорбящие ангелы, у подножия креста – Богоматерь, лобзающая опущенную руку Спасителя, и Иоанн Богослов.

С краю обоих клейм находятся мужские фигуры – предположительно, это тайные ученики Христа из фарисеев: слева – Никодим, справа – Иосиф Аримафейский (богатый и знатный член Синедриона, испросивший у Пилата тело Спасителя, чтобы совершить Чин погребения).

Иосиф Аримафейский (данный рельеф был создан в Новгороде во время реставрационных работ 16 века). Жены-мироносицы у Гроба Господня. (Правая створка врат, 5 ярус, правое клеймо).
Иосиф Аримафейский (данный рельеф был создан в Новгороде во время реставрационных работ 16 века). Жены-мироносицы у Гроба Господня. (Правая створка врат, 5 ярус, правое клеймо).

В завершении пятого яруса показаны Жены-мироносицы – Саломия, Мария Магдалина и Мария Клеопова – пришедшие рано утром "в первый день после субботы" ко Гробу Господню с ароматами и благовониями для ритуального умащения тела Иисуса Христа. Но на месте усопшего Учителя они находят открытый, пустой гроб, с сидящим возле него Ангелом Господним, который возвещает им радостную весть о Воскресении Христовом:

"Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам" (Мф. 16: 6-7).
Сошествие во Ад. Епископ Вихман. (Правая створка врат, 6 ярус, левое клеймо).
Сошествие во Ад. Епископ Вихман. (Правая створка врат, 6 ярус, левое клеймо).

В шестом ряду изображена сцена "Сошествия во Ад" ("Descensus ad inferos") в необычном иконографическом варианте: Христос представлен поражающим копьем саму адскую геенну, поглотившую фигуры грешников.

В этом же клейме помещена пластина с портретом магдебургского епископа Вихмана. Петр Вихман фон Зеебург занял престол Магдебургского архиепископа в 1152 году при покровительстве императора Фридриха I (Барбароссы), но только через 2 года был утвержден в этом сане Папой Римским. Это объясняет тот факт, что в надписи на вратах Вихман назван еще епископом, а в его облачении отсутствует архиепископский омофор (паллиум). Правление Петра Вихмана, продлившееся 40 лет, стало одним из блистательнейших в истории Магдебургского архиепископства.

Вероятно, с этим лицом была связана не только пластина с изображением патрона Магдебургского собора святого Маврикия (сейчас находится в седьмом ярусе правой створки врат), но и рельеф "Явление ангела апостолу Петру в темнице". Для немецкого архиепископа апостол Петр являлся покровителем и как основатель Римской Церкви, и как святой, имя которого было дано ему при крещении.

Воскресение Христово (возможно, Вознесение Господне). Воин с мечом. (Правая створка врат, 6 ярус, правое клеймо).
Воскресение Христово (возможно, Вознесение Господне). Воин с мечом. (Правая створка врат, 6 ярус, правое клеймо).

Завершается ряд сценой Воскресения Христова (по мнению ряда исследователей, данная пластина иллюстрирует Вознесение Господне), показывающей возносящегося на небо Спасителя с крестом в одной руке – в напоминание о Его искупительной жертве за грехи всего человечества – и благословляющим другой рукой оставляемый Им мир; сопровождают воскресшего Христа архангел с раскрытой книгой и четырехкрылый херувим с кадилом (в церковнославянских надписях оба Ангельские чина именуются как "Архангелы").

"Архангелъ". (Правая створка врат, 6 ярус, фрагмент правого клейма).
"Архангелъ". (Правая створка врат, 6 ярус, фрагмент правого клейма).

Клеймо дополнено фигурой воина с мечом – возможно, свидетеля Воскресения Господня.

Святой Маврикий с дружиной. Избиение младенцев. (Правая створка врат, 7 ярус, левое клеймо).
Святой Маврикий с дружиной. Избиение младенцев. (Правая створка врат, 7 ярус, левое клеймо).

В нижнем седьмом ярусе правой створки врат размещена упомянутая выше композиция "Святой Маврикий с дружиной", которая, по всей вероятности, первоначально была связана с изображением епископа Вихмана, а также мастеров Риквина и Вайсмута – так как святой Маврикий считался покровителем магдебургской епархии.

Далее в левом клейме иллюстрируется сцена "Избиения младенцев" – также, скорее всего, попавшая в данный регистр при повторном монтаже врат новгородским мастером и ранее находившаяся в одном ряду с Рождественскими сюжетами и царем Иродом.

Кентавр (возможно, Китоврас). Копия, сер. 20 века. Оригинальная пластина, изготовленная гораздо позже основных рельефов врат – между 14 и 15 веками, была утрачена в 1952 году. (Правая створка врат, 7 ярус, правое клеймо).
Кентавр (возможно, Китоврас). Копия, сер. 20 века. Оригинальная пластина, изготовленная гораздо позже основных рельефов врат – между 14 и 15 веками, была утрачена в 1952 году. (Правая створка врат, 7 ярус, правое клеймо).

В последнем правом клейме врат размещен достаточно непривычный для восточной христианской церкви образ Кентавра, целящегося из лука в невидимого преследователя – олицетворение двойственности человеческой натуры, чье тело тяготеет к греху, а душа устремлена к Богу. Такие изображения встречаются и на других рельефных вратах средневековой Европы. Однако в Новгороде эта фигура могла быть соотнесена по смыслу также с апокрифическим образом Китовраса – мифического существа, обладающего великими знаниями и помогавшего, согласно легенде, царю Соломону советами в строительстве храма Премудрости Божией. Сказание о Китоврасе получило особое распространение среди новгородцев во времена архиепископа Василия Калики (1330–1352).

Изображение Китовраса есть и на "Васильевских" ("Полуденных") вратах, изготовленных по заказу владыки Василия в 1336 году для южного входа собора Святой Софии Новгородской (ныне находятся в Троицком соборе в Александрове). По одной из версий легенды, возгордившийся Соломон был пойман своим магическим двойником и "братом" Китоврасом, который вознамерился закинуть последнего на край света – "конец земли обетованной". Надпись на изображении гласит: "Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово", – то есть за надменное самовосхваление и величание перед Китоврасом.

Фрагмент Магдебургских врат с утраченной в 1952 году фигурой Кентавра (Китовраса). Фото 1958 года © из группы в ВКонтакте "Великий Новгород – прошлое в фотографии".
Фрагмент Магдебургских врат с утраченной в 1952 году фигурой Кентавра (Китовраса). Фото 1958 года © из группы в ВКонтакте "Великий Новгород – прошлое в фотографии".
Реконструированная фигура Кентавра (Китовраса). Автор Н.А. Чернышев. Фото 1968 года © из группы в ВКонтакте "Великий Новгород – прошлое в фотографии".
Реконструированная фигура Кентавра (Китовраса). Автор Н.А. Чернышев. Фото 1968 года © из группы в ВКонтакте "Великий Новгород – прошлое в фотографии".

Фигура Кентавра на Магдебургских (Сигтунских, Плоцких) вратах, изготовленная обособленно от фоновой пластины, оказалась наиболее уязвимой в плане сохранности и в настоящее время является отлитой с гипсовой копии из Государственного Исторического музея (была прикреплена на оригинальные врата в 1968 году взамен утраченной в 1952 году).

Во время Великой Отечественной войны фашисты, оккупировавшие Новгород уже в августе 1941 года, стремились вывезти Магдебургские врата из России с целью выявления свидетельств "германо-немецкого влияния на культуры местных народов". Но, несмотря на молниеносное продвижение вермахта к Новгороду, ценнейшее собрание предметов Софийской ризницы и древние соборные врата удалось вывезти в глубокий тыл – на Урал (по другим сведениям – в Казахстан). По окончании военных действий эвакуированные культурные ценности были возвращены в Новгород, и в начале 1950-х годов Магдебургские врата заняли свое прежнее место в западном портале Софийского собора.

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Западный фасад Софийского собора.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Западный фасад Софийского собора.

Помимо уже упомянутых копий врат, находящихся в Историческом музее Москвы (1880-е годы, гипс) и Плоцком соборе (1971–1981 годы, бронза), существует еще 3 реплики: гипсовая в музее Нюренберга (1866 год) и пластмассовые в Гнезно и Варшаве.

__________

Спасибо за прочтение!

Все статьи, посвященные Софийскому собору и его святыням, можно найти в подборке.

Приятных прогулок по Новгородскому Кремлю и до новых встреч на канале!

__________

Источники:

  1. Великий Новгород. История и культура ІХ–ХVІІ веков: Энциклопедический словарь / Отв. ред. В.Л. Янин. СПб., 2007.
  2. Картотека "Z" Оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг". Ценности культуры на оккупированных территориях России, Украины и Белоруссии. 1941–1942. М., 1998.
  3. Материалы электронной энциклопедии "Азбука веры".
  4. Материалы электронной "Православной энциклопедии" под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
  5. Татищев В.Н. История Российская. Кн. 4. СПб., 1784.
  6. Трифонова А.Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород, 2015.
  7. Хойнацкий Я. К вопросу о "Плоцких вратах" кафедрального собора в Великом Новгороде // Вестник НовГУ. 2015. №87, Ч. 2.
  8. Porta fidei. Brama wiary: Romanskie drzwi Plockie w Nowogrodzie Wielkim / R. Knapinski; autor slowa wstepnego: P. Libera, A. Nowakoeski. Plock, 2012.