Найти тему
Особая жизнь

Жетоны за правильный ответ или хорошее поведение?

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

Жетонная система поощрения очень проста. Нужно собрать какое-то количество фишек и будет приз. Жетонов может быть хоть сколько от 2 до бесконечности– всё зависит от ребёнка. От его усидчивости и реакций.

Если вы тут впервые - добро пожаловать! Я мама 15-летнего подростка с аутизмом и снижением интеллекта(умеренная у.о.) Рассказываю о нашей жизни. Буду рада бережному общению. Здесь безопасно🫶

Для чего – чтобы наглядно показать ребёнку что нужно для получения приза (правильные реакции или хорошее поведение) и сколько ещё осталось до поощрения. Чаще всего, после того как ребёнок собрал жетоны, он идёт на перемену, перерыв.

Жетонами может быть хоть что: пирамидка, пазл, вкладыши, кружочки нарисованные на листе бумаги, фишки, шашки. Главное, чтобы это было удобно вам и понятно ребёнку.

Как вводить. Например, жетонов 4. В виде вкладышей.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Привлекаете внимание ребёнка к планшетке с вкладышами, где не хватает одной вкладки, даёте ему эту фигурку, ребёнок вставляет – и вы такие – ты собрал, молодец, приз и выдаёте поощрение(усиление).

Следующий этап – нужно уже две вкладки вложить и приз.

Так ребёнок понимает: чтобы получить приз – надо собрать все.

Потом вы выдаете 3 вкладки, ребёнок собирает, а на 4, прежде чем выдать, вы ему даёте супер лёгкую инструкцию, ну, например, покажи носик , ребёнок показывает , хвалите, выдаёте вкладку и приз.

И дальше по аналогии. Важно усложнять постепенно. Чтобы жетоны не вызывали негативной ассоциации, а наоборот.

В ситуации если ребёнок убежал, не собрав жетоны (ну, к примеру 2 собрал и убежал от вас) , жетоны убираем с планшетки. Цикл начинается заново. И, обязательно, проводим анализ ситуации. Почему? Нет мотивации? Значит подбираем другой приз. Сложное задание? Снижаем требования. Нам важно чтобы такие ситуации не повторялись.

Как вариант - пусть ребёнок сам выбирает себе поощрение перед каждым занятием. Вы предлагаете ему варианты, например, картинки 5 призов, он выбирает один, вы размещаете картинку приза рядом с планшеткой, для наглядности.

Расскажу на примере Матвея – какие еще могут возникнуть сложности.

Последний жетон перед призом – он всегда самый желанный, пробуя его получить ребёнок может разнервничаться. Что я делала

- выдавала сразу два жетона, последний и предпоследний сразу.

-либо за последний жетон задание всегда самое быстрое, вплоть до «сложи карандаши в стаканчик» или «дай пять» - чтобы проблемное поведение не успело возникнуть.

Тут поделюсь самым на мой взгляд важным:

За что выдаем жетоны. За правильную реакцию или хорошее поведение? Что важнее?

Если ребёнок склонен к проблемному поведению во время учебной сессии – я вам очень советую – пусть жетоны будут за хорошее поведение. Это важнее несоизмеримо.

Просто часто приходилось наблюдать такую ситуацию:

Ребёнок нервничает, вокализирует, злится – но, к примеру, правильно называет буквы и ему дают за это жетоны. А ведь в этот момент он параллельно учится плохо себя вести во время занятия, понимаете? Да Бог с ними с буквами то… Согласитесь? Это тотальная ошибка и повсеместная, к сожалению.

У Матвея сейчас жетоны за правильные реакции, только потому что у него нет проблемного поведения во время занятия. Если начнётся сразу переведу на «спокойные» жетоны.

Также жетоны могут быть растянуты по времени. Например: неделя. Отсутствие проблемного поведения весь день - жетон, собрал к субботе 5-6 жетонов из 6 – приз, поход в аквапарк) Но это уже для более высокого уровня понимания.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Если есть вопросы – с удовольствием отвечу в комментариях.