Принцип организации наших долгих путешествий: каркас в виде основных городов/интересностей, которые хотим посетить, а всё остальное – чистая импровизация по ситуации. Это особенно актуально в таких загадочных странах, как Иран. И могу с уверенностью сказать, что местный общественный транспорт идеально подходит под эту волчью механику. Сегодня речь про автобусы.
Мы не возлагали на них больших надежд, но реальность смогла удивить. Иранские автобусы оказались комфортными, дешёвыми и порадовали плотным расписанием. Первый приятный сюрприз случился сразу после пересечения границы с Азербайджаном. На автовокзале (здесь говорят «терминал») маленького города Астара выяснилось, что из этой провинции в ближайшие часы можно уехать не только в столичный Тегеран, но и далёкий Исфахан.
Здесь так везде. Маршрутная сеть автобусов охватывает всю страну. Перевозками занимаются отдельные компании, поэтому в терминале вы не найдете единого окна с кассиром. Сначала нужно отыскать подходящую организацию. Впрочем, не заметно, что они сильно между собой конкурируют. Похожая система в Турции, но там зазывалы от контор всеми правдами и неправдами пытаются заманить тебя к «правильному» окошку. В Иране они скорее помогут советом: «Иди налево, потом прямо».
Цены по сравнению с Россией просто смешные. Билет на стандартный автобус, что идёт 370 км, стоит 165₽. Но лучше брать маршруты с пометкой «VIP». Это означает, что вы понесëтесь вдаль на больших сидениях с увеличенным пространством для ног. Идеально для ночных переездов. Не волнуйтесь за бюджет, вряд ли вы отдадите больше 600₽ за 12 часов комфортной дороги.
Но есть один жирный минус, который больше связан не с самими автобусами, а с привычками иранцев. Тысячи лет они живут в жаркой стране и, видимо, никак не могут без пекла. При абсолютно комфортной температуре в автобусе водитель выкручивает печку так, что становится сложно дышать. Но пассажиры не жалуются, значит им самое то.
Туалетов внутри не заметил, но по дороге шофëр делает 1-2 остановки для перекуса в кафе. На таких пит-стопах уборная будет в 100% случаев и, конечно же, она бесплатна. Как-то я вышел и ничего похожего на туалет не увидел, но заметил, что все направились к минаретам. Значит и мне туда. Не прогадал: в мечетях, как правило, есть санузел и посетить его может любой. С автовокзалами ситуация аналогичная.
В чëм плюс такого дорожного формата? Ты видишь всю страну по километрам, в пути и на остановках перекидываешься парой фраз с местными жителями, которым ну очень любопытно, откуда такой иноземец взялся. В общем, чувствуешь пульс Персии и по кусочкам впечатлений собираешь её целостный образ.
Мы продолжаем наше масштабное путешествие по Ирану. Подписывайтесь и следите за новостями, попутчики!