Выражение применимо, в том числе, к ситуациям, когда их разрешение находится не благодаря наличию доступа к современным техническим возможностям, а в результате проявления смекалки, природного чутья. В книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» (1853 г). Автор привёл ещё несколько схожих фраз, имеющих тот же смысл:
• богатый на деньги, а голь на выдумки;
• голь мудрена, голь на выдумки торовата (щедра);
• чем голее, тем умнее;
• голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда.
Если моих подписчиков заинтересует материал, предлагаемый под данным заголовком, то я, пожалуй, продолжу публикацию похожих по смыслу статей в виде продолжения данной рубрики.
Нередко моделисты связывают ожидаемый прогресс своего мастерства с приобретением дорогостоящих инструментов, того или иного оборудования. А я в этой серии статей буду пытаться показать, что для творчества все это, конечно, было бы неплохо иметь. Но к творчеству как таковому, подобные устремления имеют не очень большое отношение. Хотя моделизм как вид деятельности вообще и досуга в частности имеет для человека очень много оттенков социальной значимости. И чей-то потенциал, возможно, найдет творческую реализацию в подходе к использованию непрерывно развивающихся технологий. Suum cuique – всякому свое, разумеется в положительной коннотации.
Речь сегодня пойдет об изготовлении штурвала. В конструктивном плане деталь очень простая. Это всего лишь рулевое колесо со спицами и рукоятками. В сети среди модельных образцов можно найти как удачно выполненные изделия с высокой степенью проработки деталей, так и примеры лишь отдаленно напоминающие эту весьма выигрышную для моделизма деталь. При этом с уменьшением масштаба воспроизведения данной детали число удачных примеров начинает заметно сокращаться. Все больше начинает бросаться в глаза непропорциональность отдельных конструктивных элементов.
И в первую очередь сказанное относится к ободу рулевого колеса. А причина подобного дефекта, на мой взгляд, кроется в способе изготовления данной детали. При изготовлении в мелких масштабах мало кто заморачивается сборкой обода из нескольких составляющих. Обычно колечко фрезеруется или точится на токарном оборудовании из цельного фрагмента древесины. При этом прочность заготовки с уменьшением толщины колечка быстро падает. А еще необходимо деталь разметить и насверлить отверстий. Затруднений подобного рода лишен предлагаемый подход. В данном случае обод рулевого колеса изготавливается из рейки подходящего сечения, а конкретно из груши шириной 2,8 мм и толщиной около 1,0 мм. В рейке предварительно насверливаются отверстия и она после пропаривания в струе пара (из носика чайника) скручивается вокруг трубки.
После высыхания заготовки концы будущего кольца соединяются на шиповое соединение.
Центральный цилиндр, в котором фиксируются концы спиц, это еще один элемент, непропорциональность которого становится все более очевидной с уменьшением масштаба изготовления штурвала. Масштабное же уменьшение этой детали ограничивает необходимость последующего равномерного распределения на ее поверхности множества отверстий, что само по себе довольно непростая задача. К тому же, любые неточности, допущенные при изготовлении этого элемента, будут существенно осложнять процесс сборки готового штурвала. Поэтому при небольших размерах рулевого колеса от этой детали, на мой взгляд, лучше вообще отказаться.
В представленном примере спицы и рукояти вытачивались из реек квадратного сечения. Поскольку сторона квадрата была равна 1,1 мм, то восемь спиц своими квадратными основаниями могли составить окружность длиной примерно 9 мм при радиусе равным 1,4 мм (8,8/3,14/2). Эти прямоугольные участки реек на концах спиц длиной 1,4 мм преобразовывались в равнобедренные треугольники, как на следующей картинке.
А уже из этих треугольников, после установки всех спиц, формируется тот самый “цилиндр”. В заключении остается на него с двух сторон наклеить пару деревянных пятачков.
На сегодня все. Пишите в комментариях о целесообразности продолжения этой рубрики. И не забывайте подписываться на мой канал. С уважением, Николай.