Найти в Дзене
Письма к человеку

Можем дойти и до Парижа. Не впервой.

То есть снова. Зависит от французов.

Музей Бородинская панорама
Музей Бородинская панорама

Были наши предки в Париже не случайно. И не по своей воле. Принудили.

Зачем-то Наполеон собрал всю европейскую армию и решился на блиц-криг. Европа тогдашняя была убеждена: перевес на их стороне, лапотная Россия будет повержена.

Набрали 600-тысячное войско. Лучшие из лучших. Куда против него России?!

Началось вторжение. Как обычно, летом. Впереди, как всегда, верный псы Европы, поляки. Наполеон подбадривает их: мол, 2-я польская война началась. Намекает на 200-летнюю предысторию, когда полякам удалось воцариться в Москве. О том. как закончилась та польская война, тогдашние поляки в школе не учили, потому не знали. А в России в честь того поставлен 1-й в истории государства Российского скульптурный памятник: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Поляки! Учите историю!

Помню, перед экзаменом по истории при поступлении в вуз ходил к этому памятнику, как за благословлением.

Словом, если бы Наполеон не вторгся бы в пределы Отечества, наши прапрадеды бы спокойно бы своих многочисленных детей растили, да хлеб сеяли, хозяйство вели. Ан нет.

Зачем-то полез француз, а с ними и остальные «европейцы», которые позарились на несметные богатства России.

А дальше было так. Опуская многочисленные детали, опишем главное.

Стратегия России, которую олицетворял в традиционных обычаях и правилах М.И.Кутузов, начисто поразила молодую, яркую и неимоверно необоснованную тактику тогдашнего лидера Европы Наполеона. Он хотел разгромить русскую армию, а она всё время ускользала. Пока не истощила противника.

Не сразу понял иноземец, что угодил в ловушку. Хотя бы мог понять и раньше, когда неожиданно на Бородинском поле после кровопролитного дня наутро изготовился снова наступать. Ан нет. Противник хитрым маневром спокойно отошел — Велика Русь, тылы широкие и мощные.

Постепенно Наполеона втягивали, заманивали по сути в западню. Долго обескураженный Наполеон стоял на Поклонной горе, ожидая, что русичи преподнесут ему ключи от Златоглавой. Но и тогда не понял. А вскоре закрутился, как уж на сковородке: деревянная Москва горела. Гарь была такой силы, что вынужден был из Кремля съехать.

А в пожаре сгорело всё то, что должно было стать богатой добычей захватчиков.

В смятении Наполеон уже сам просит о мире, ожидая всё же подписания капитуляции. А эти непонятные русские ведут себя противу правил. Позиция царя однозначна: готов отрастить бороду, питаться как крестьянин, жить на Камчатке, но мира с Наполеоном не подпишет. А Кутузов с эдакой мужицкой хитростью лукаво отвечает Наполеону: мол, не уполномочен. И продолжает обескровливать наполеоновскую армию.

Мародерствуя беспощадно при походе на Москву, наполеоновские герои вынуждены были бежать назад, восвояси по той же разоренной ими дороге.

Последующие события показали: Наполеон всё-таки понял коварный замысел России. Поэтому бежит. Бежит впереди. Обгоняет свои лучшие войска. Бежит, что было мочи туда, откуда явился. Во Францию.

И не было бы беды, коль бы не начал свою войну против России. Русские проводили его и остатки его войск прямо до дома. Аккурат до Парижа.

31 марта 1814 года Париж пал.

Очевидец писал: «К 7-ми часам вечера все было кончено, возвышенности и удельные предместья правой стороны реки Сены, от Шарантона до Булонского леса, заняты были союзными войсками до самой каменной 10-аршинной высоты стены ограды Парижа, на расстоянии упора штыка русского!»

Российскому императору Александру 1 вручают ключи от Парижа
Российскому императору Александру 1 вручают ключи от Парижа

Франция под угрозой, если не сдастся, «не узнают места, где была столица», капитулировала.

-3

Очевидцы того времени описывали, как жители 700-тысячного Парижа заняли все улицы, крыши домов, встречая армию России и её союзников. Поначалу парижане настороженно смотрели на пришельцев. Они после того, что их войска сотворили в России, ожидали мести от «диких азиатских орд». В западной цивилизации месть была нормой.

Иное дело русские. По царскому велению были отобраны лучшие части, гвардейцев, а малейшие попытки нарушить дисциплину пресекались моментально.

Парижане удивлялись, что русские офицеры говорили по-французски как на родном языке, а уж в знании французской литературы и искусства они были намного выше парижан.

Когда русские «оккупанты» покидали Париж, командовавший ими граф Михаил Воронцов из личных средств оплатил французам все долги российских военных за проживание, столование, уход за лошадьми — около 1,5 млн рублей. Так вели себя русские.

Напротив, французы с жителями России в 1812 году обходились как варвары. при этом особенно отличались пришедшие в составе их армии поляки. Но Александр I простил им всё это.

Французы своими глазами увидели другую цивилизацию: русские бьются с врагом до последней капли своей крови, но врага щадят. «Лежачего не бьют» — знают в России с детства. А поверженного врага русские начинают жалеть. кормить, проявляют христианское милосердие,

Не разбой и мародерство принесли русские в Париж и во Францию. Принесли свою, не знамую раньше французам культуру и обычаи. И не возникло озлобление народное против русских. Не оккупантами были они. Несколько тысяч из них, устоявших на полях жестоких сражений, были поражены стрелами Купидона. Завели семьи, обзавелись детишками и хозяйством и пустили корни на французской земле.

Так закончилась эта эпопея, начатая Наполеоном против России в 1812 году. Очевидец выделил 2 главных сражения, Бородинскую битву и взятие Парижа:

«На первом все воины наши были храбры до озлобления, ибо не умереть, а остаться живыми в завоеванном французами Отечестве боялись.
Но когда шли на укрепления Парижа, или, лучше сказать, лезли на бодливое темя Франции, то каждый солдат пылал румянцем геройства, понимая важность совершавшегося окончательного подвига и отмщения и каждый из нас не хотел умереть прежде покорения Парижа».

Вот тогда, вероятно, и произошел крах «французской модели», французской силы и мощи. Дальнейшее развитие стало возможно лишь за счет колоний. Ограблений других народов. Своего значимого создать уже не могли. Эйфелева башня стала тем символом-скелетом былой славы Франции, памятником бывалой высоты нравов. Оказалось, что в конструкции больше пустоты...

И дальше пошла писать губерния по наклонной. Пройдет еще век и Франция опять падет. Всего-то месяц и 12 дней продержалась против гитлеровской Германии. В знаменательный для нас день, 22 июня 1940 г. Франция капитулировала.

Медаль "За взятие Парижа"
Медаль "За взятие Парижа"

Санкт-Петербургский монетный двор из чистого серебра отчеканил медали «За взятие Парижа».

Всё это было давно, но мы помним. Как и наши деды прадеды помнили. Когда уже в 20 веке значительная часть той же Западной и Центральной Европы, уже под немецким командованием, опять пошла по прежним стопам, в Россию, — и опять огребла по полной, пуще прежнего.

И еще век минул, пришел 21 век, как опять зачесалось, зазудило во французских кабинетах. Почудилось им. Что можно опять.

Ну что ж, попробуйте. Только потом не пищите. И знайте: теперь нам не надо топать до ваших краев, сотрем в пепел, очухаться не успеете. Только суньтесь!

Отметим в заключении, все беды, войны и прочее между Россией и Францией были не войнами наших народов. Наши народы, как показала история вполне сдружились и составили французско-русские семьи, замешанные на любви и согласии. Войны — дело рук правителей. Тогдашних и нынешних, французских, немецких, голландских и прочая, прочая, прочая.

Учите и не забывайте историю, господа во Франции и Западной и Центральной Европе. Потому как можем повторить.

Наше дело правое! Было. Есть и будет! Поэтому победа будет за нами!