Только я начала успокаиваться и втягиваться в уход за лежачей мамой - как новая напасть. Вчера утром я слила мочу из мешка за ночь. К обеду новой мочи не появилось - чуть на донышке, и я начала волноваться. Хоть и был выходной день - я позвонила медсестре паллиатива. Она несколько раз приезжала раньше меня выручала, во внеурочные дни и часы. Выручала платно, но для меня это всё равно выход и надежда в случае чего.
Медсестра посоветовала подождать до вечера, и если ничего не изменится, то она приедет. К вечеру мочеприемник был всё с той же ложкой мочи. Медсестра приехала. Я ей рассказала, что промывала нефростому, но она не промывается, впервые такое: я давлю на поршень шприца, пытаясь влить в нефростому промывку, а жидкость не идёт, не вливается. Какой-то затор.
Медсестра тоже попробовала. И у неё неудача. Решили вызывать скорую. Опять это тягостное и безнадёжное занятие - ходить по этажам и умолять, чтобы мужчины помогли спустить маму на носилках вниз. Почти никогда эти мужчины не находятся: все - больные, все после операции, всем нельзя поднимать тяжёлое, кто-то вообще молча захлопывает дверь.
Только мой сосед всегда отзывается и помогает. Пусть ему судьба пошлёт всех благ. Но одного соседа мало.
В этот раз помогла медсестра. Она явно ко мне благоволит, старается помочь. Привезла откуда-то двух могучих молодых мужчин, которые помогли маму спустить в скорую.
В больнице врач сказал, что у мамы обострение пиелонефрита, воспаление. Полазил в нефростоме каким-то прутиком, понадежнее пришил трубку к коже, назначил антибиотики. При пришивании, хоть и вкололи обезболивающее, маме было больно. Лежала моя зайка стонала. Я рядом её успокаивала, называла всякими ласковыми словами, гладила.
Врач сказал, что если подобное случится ещё раз и если домашняя промывка не поможет, то надо будет менять всю нефростому, то есть заново делать операцию. Врач вызвал откуда-то скорую с четырьмя крепкими мужчинами (прямо удивительно, откуда такие скорые), и она нас довезла до дома бесплатно, а мужчины со скорой занесли маму в квартиру.
Теперь о сиделках. Вчера у меня была другая сиделка. Два дня была одна, потом - другая. Смотрю, какая лучше. И понимаю, что никакая. Я раньше на форуме о деменции читала много рассказов людей о сиделках, истории поиска сиделки. И у меня ещё тогда сложилось впечатление, что ухаживающие в сидельничьем деле разбираются лучше, чем сиделки.
У меня, например, опыт ухода за лежачими почти нулевой. Что-то я почерпнула в соцсетях, что-то мне здесь насоветовали в комментариях, ещё мне звонили некоторые мои здешние подписчики (Наташа, Таня, Ирина, Оксана, спасибо), рассказывали подробно, как организовать уход.
Даже с этими минимальными знаниями я оказалась более знающей и расторопной, чем сиделки.
Первая сиделка (та самая ученица Великого У-сы) - хозяйственная женщина. Она по своей инициативе до блеска отдраила мне унитаз, помыла полы, с горящими глазами искала, где бы ещё применить свой хозяйственный пыл.
Ей бы не было цены именно в хозяйственном деле, в уборке, в ведении дома. Но, как сиделка, она слабовата, действует в сиделках хозяйственными методами. Её принцип - отдраить, помыть, навести порядок, а как, каким способом, сколько при этом затрачено усилий, каковы последствия - её это мало волнует.
Начнёт маму поить - зальёт и подушку, и рубашку на маме. Не может даже сообразить, что ложку в рот надо подносить концом, а не боком. Боком много проливается, и маме неудобно захватывать.
Зальёт маму компотом и, довольная собой, мне заявляет и распоряжается: "Какие мы молодцы, попили весь стакан. А наволочку и рубашку - в стирку". Учитывая, что я стираю вручную (машинка давно аукнулась, а на новую нет денег), перспектива разгребать ежедневной стиркой последствия нерасторопности сиделки меня, мягко говоря, не радует.
Моет маму она тоже деловито, по-крестьянски основательно. После мытья пеленка под мамой мокрая, пол залит, простыня под мамой скомкана, а сиделка, опять же довольная собой, укладывает маму на скомканное и мокрое, накрывает одеялом и умиротворенно любуется делом рук своих, приговаривая, какая мама у нас светленькая и свеженькая.
Позавчера, после срачного дела, сиделка начала подмывать маму на санстуле. Облила маме ноги, обмочила полностью тапки, на полу озеро. А сиделка стоит посреди озера, ручки сложила, взирает на сидящую в луже маму в мокрых тапках и радуется: "Писечку промыли до скрипа, подсушили - как хорошо!"
А то, что после писечки надо ещё с полчаса разгребать последствия помывки - стирать тапки, мыть пол, протирать санстул, вытирать маме ноги , - это для сиделки мелочи бытия.
Ворочать больных она не умеет. Точнее, она маму ворочает, но без всяких знаний, как это делается правильно, с комфортом для больного и с наименьшими усилиями для ухаживающего. Сиделка просто тупо упирается руками маме в зад и со всей дури тужится. Если мама попердывает в процессе, сиделка радуется: по её мнению, это означает, что переворачивание идёт успешно, мама нам помогает.
О каких-то приёмах ухода, приспособлениях, ТСР сиделка понятия не имеет. Не знает банального - как сменить больному простыню. Сиделка её просто вытягивает из-под мамы рывками.
Я хотела научиться у сиделки именно приёмам ухода, технологии. Помыть так, как сиделка - в луже воды, вымотавшись от ворочания мамы, уложить её на скомканном белье, - это и я, и любой другой человек сумеет.
Всё, что я узнала у сиделки, - это то, что в воду для мытья надо капнуть шампуня и камфорного спирта. Зато сиделка от меня узнала много нового и интересного. Скользящая простыня, позволяющая без особого труда подтягивать больного к изголовью, для сиделки была открытием уровня космоса.
Сиделка любит поесть. Я слышала, что в этом вопросе кто как: одни ухаживающие и сиделки считают, что сиделку надо кормить, другие - не надо, пусть приносит свою еду. Моя вторая сиделка принесла свою. А первая пришла без харчей. Я разрешила ей брать что-то в холодильнике есть. Но сиделка холодильником не ограничилась.
Нашла в столе пакет с фисташками и слопала большую горсть. О чем, когда я пришла из магазина, мне бесхитростно и поведала: "Хороши орешки. Я прям щедрую жмень пощелкала". Видимо, женщина не подозревает, что килограмм фисташек стоит полторы тысячи, я их покупаю редко, ем помалу, растягивая удовольствие на несколько недель.
Маму надо часто поить, потому что у неё одна почка и та еле справляется с работой. Поить маму трудно. Навык глотания у мамы не утрачен, но дело идёт волнами. Волна - и мама глотает, хорошо открывает рот, следующая волна - мама сжимает губы, надо либо похлопать её по щекам до маминого возмущения, либо тыкать в маму ложкой, ожидая, когда сработает рефлекс.
Я понимаю, что это утомительно. Понимает это и сиделка, поэтому мне приходится постоянно напоминать ей, что маму надо поить. А сиделка после половины стакана заявляет, что мама устала, пусть отдохнёт.
Сиделка постоянно мне рассказывает, как надо правильно питаться, что "как это, у вас в доме второй день нет супа?". Я ей настойчиво с намёком заявила, что у нас своё питание, свой сложившийся уклад и питаться по системе сиделки в мои планы не входит. Вроде поняла.
Основная и любимая тема сиделки - мужики. По много раз на день она мне внушает, что я такая красивая-молодая-стройная, что мне обязательно нужен мужик, от желающих жениться не будет отбоя. А потом я со своим мужиком буду ухаживать за лежачей мамой, потому что мужик нужен для того, чтобы взять на себя решение проблем своей женщины, а роль женщины - просто быть красивой. Мне кажется, сиделка заразилась от моей мамы. Деменция.
В общем, не туда женщина пошла. Она хозяйственная, по-крестьянски основательная, супы, уборки, чистки, стирки - вот это её. Ей бы в клининг, домработницы. А она пошла туда, где иметь только бытовые знания - это мало, нужны ещё специальные.
И вроде бы сиделка маму кормит, моет, но делает это абсолютно неумело, трудоёмко, доставляя мне кучу дополнительных хлопот.
Вторая сиделка ещё хуже. Уютная приятная женщина с мягким голосом. Её сидельничьи знания и навыки - мягко протереть маму губкой где достанешь, а где трудно достать, там особо и не пытаться. Я ей постоянно говорю, что маму надо приподнимать, ворочать, чтобы обмыть всю.
Вторая сиделка хлопот после помывок и прочего мне не доставляет, потому что помывка и прочий уход в её исполнении - это что-то вроде покраски подоконника в то время, когда квартире требуется капитальный ремонт.
Вторая сиделка принесла еду с собой, это ей в плюс.
Обе сиделки ласково и красноречиво поют над мамой, когда её кормят, разговаривают с ней, называют ласковыми словами. Видимо, зарабатывают очки в моих глазах. По мне, лучше б они уходу больше времени уделяли, чем своим побасенкам.
Ещё обе часто рассказывают мне, какие они опытные - обе больше 15 лет работают, как их ценят люди, как их везде зовут, доплачивают им за грамотный уход сверх оговоренной таксы.
А я понимаю, что я справляюсь с уходом, при своём мизерной опыте, лучше, у меня везде сухо, чисто, последствия помывок минимальные. Пою и кормлю маму я ловко. Научилась подтягивать маму на скользящей простыне - шикарная вещь, спасибо, Наташа, за совет. Я ещё правда не совладала со складками в постели - как их под мамой после всех процедур расправлять, но думаю, научусь.
Пока маму моешь, вертишь с бока на бок, простыня сбивается, уезжает вверх, и непонятно, как её возвращать. Исхитряюсь разными способами, частично получается, но всё же результат не очень.
Ещё не пойму, чем маму мыть. Кто что советует, и кто как советует. Кто – вода + спирт + шампунь, кто – несмываемой пенкой, кто – помыть раствором с водкой и смыть чистой водой, кто – не смывать чистой, кто – детским кремом и тому подобным после помывки больного мазать, кто – не забивать тело больного кремами, оставить просто чистым.
Я пока мою маму водой с нашатырным спиртом и шампунем, насухо протираю, опасные места смазываю детским кремом.
Ещё у меня вопросы по уходу есть... Но в любом случае я понимаю, что с сиделками мне хлопотнее, чем без них. Как я поняла, сиделка мне нужна в следующих случаях:
1) в срачные дни - чтобы устраивать их не на постели, а на санстуле - а для пересаживания мамы на стул и обратно мне нужен второй человек, и нужен не на сутки, а на 2 - 3 часа до результата слабительного;
2) в дни забот - когда мне надо куда-то съездить, в тот же онкоцентр, чтобы мама не лежала часами без питья, еды и в выделениях; здесь тоже на целый день сиделка мне не нужна;
3) третьим пунктом хотела написать "чтобы просто отдохнуть, погулять, разгрузить себя", но поняла, что отдыха у меня не получится, потому что какое удовольствие от того же театра, если я знаю, что мне после него возвращаться в свой ад?
Короче, сиделка мне нужна в основном для подмоги в смысле физической силы - подержать, пересадить и для редких дней моего несколькочасового отсутствия дома. Срачка у нас два раза в неделю, моё отсутствие - пару раз в месяц.
Можно, наверно, попробовать ещё других сиделок, но из нынешних я склоняюсь к первой, ученице У-сы. Она активнее второй сиделки, она берёт на 300 р меньше, она может откликнуться на посидеть в любой день.
Вторая же какая-то вялая, берёт на 300 р дороже да ещё намекает, что она нарасхват и еë, такого ценного специалиста, заманивают не 200 р за час, а люди 300 согласны платить, лишь бы именно её заполучить. И ещё она в первый же день вечером заявила, что завтра прийти не сможет, потому что у мужа какая-то дата.
За рассказом о сиделках я что-то даже о маме не написала. У мамы сама собой прошла рожа на голени, перестала отекать нога - возможно, от лежачего положения, нормализовалась температура, давление, как у меня, 115/70, сатурация 98 - 99.
Наверно, глупо и по-дурацки звучит, но мне кажется, мама от лежания как-то посвежела и стала поздоровей. Но в то же время вижу, что лежать ей надоедает. Буду в дни с сиделкой сажать её на стул.
Может, мама посвежела от того, что ей удобно спать? Она ж у меня на стуле не столько сидела, сколько спала, почти весь день - в разных неудобных позах, с опущенными вниз отечными ногами.
А тут - на удобной кровати, просторно, свободно, ножки лежат. Если б не эта гемморойная нефростома, которая то забивается, то воспаляется, то в маму для функционирования трубки надо умудряться вливать много жидкости - а мама один стакан цедит по полчаса, то было бы вообще терпимо.
А мое состояние, а я... Я жду маминой смерти. Уже много раз думала: если что с нефростомой случится, не буду никакие перевозки вызывать, не буду бегать умолять-искать мужиков для переноски мамы, не повезу маму в больницу, пусть она просто тихо умрёт дома от почечной недостаточности. Месяцем раньше её смерть придёт или месяцем позже - большая ли разница...
Но вот наваливаются проблемы с маминым здоровьем, с той же нефростомой, и я забываю все свои логические доводы, теряю голову, опять выскребаю 5 тысяч из похоронной заначки (которая всё тает и тает) и везу маму в больницу спасать. Зачем? Сама не знаю. Но по-другому не могу. Какое-то проклятье.