Действительно, не раз приходилось наблюдать, как наши автомобилисты выясняют, как сильно в последние годы подорожали автомобили в стране. В два раза? В три? И так далее – там как у рыбаков: у кого размах рук внушительнее.
А мы, на канале «Автотайм Сибирь», перечитали несколько авторитетных исследований и приготовили вполне конкретные цифры по росту цен
Как экспертный аргумент для споров в курилках.
Но вначале напомним, как все развивалось. Кто-то нехороший (когда-нибудь мы узнаем – кто) запустивший последнюю пандемию, чувствительно потоптался и на мировом авторынке. Потому как до 2020 года спрос на автомобили рос весьма уверенно. И тут – бац – народ разогнали на карантин.
К примеру, нам рассказывали сотрудники сборочного конвейера BMW в Баварии, как их отправили по домам сразу на восемь месяцев с полным сохранением зарплаты.
То есть началось падение производства, и объемы выпуска автомобилей перестали покрывать спрос. И цены начали расти.
Где-то в то же самое время опять же вдруг произошла совсем уж техногенная история: в мировой автопромышленности возник
дефицит микрочипов, без которых современных автомобилей уже не бывает.
Вообще, как утверждают эксперты, нехватка микрочипов в разных регионах планеты стала ощущаться производителями с конца 2020 года. Из-за пандемии спрос на чипы вырос в других сегментах экономики, например, в производстве бытовой электроники, компьютеров и медицинского оборудования, в то время как со стороны автопроизводителей спрос упал.
Мировой автопром начал восстанавливаться во втором полугодии 2020 года, но спрос на чипы в других отраслях не снижался, поэтому возник дефицит.
Что интересно, дефицит чипов подогрели и другие события. Вернее – их череда, которая лишь усугубила ситуацию. На Тайване случилась засуха. Из-за нее возникли проблемы с заводами крупнейшего производителя чипов – TSMC.
В Японии произошел пожар на заводе крупного обработчика кремниевых плат Renesas Electronics.
А в США аномальные морозы вызвали настоящий коллапс в Техасе, в результате чего были временно остановлены фабрики, принадлежащие Samsung Electronics, NXP Semiconductors и Infineon.
Другие негативные факторы, значительно повлиявшие на мировой авторынок, также корнями в недавнем ковидном застое, из которого вышли проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и т.д.
Все это и привело к жесткому скачку цен
Дальше произошли и другие события, на которые слишком богаты последние годы. В результате теперь в России средний автомобиль с пробегом стоит более миллиона. Новый – около трех…
А вообще, автомобильная инфляция за последние два года выглядит так:
На конец 2023 года средневзвешенная* цена новых авто составляла 2,96 млн рублей. При этом в середине 2021 года она равнялась 1,99 млн рублей. Отметка в 2 млн была превышена еще в августе 2021-го.
Итак, подорожание по новым авто за два года – 48,7%. То есть в полтора раза
*Средневзвешенная цена легкового автомобиля – термин, которым пользуются эксперты агентства «Автостат». Рассчитывается с учетом объемов рынка по модели и году выпуска (без учета модификаций).
На вторичном рынке инфляция в этих же рамках. В 2021 году средневзвешенная цена автомобилей с пробегом составляла 0,67 млн рублей. В 2023-м она достигла 1 млн рублей.
Подорожание по машинам с пробегом за два года – 49,2%. То есть также в полтора раза
А сейчас – соль на раны самым впечатлительным: в 2019 году эта средневзвешенная цена б/у машин была всего 490 тыс. рублей…
Да, по данным «Автостата», цены на машины с пробегом растут последние четыре года (новых авто стало меньше и цены на них совсем невыносимые). Вот такая динамика:
Обратили внимание, что здесь уже есть положительные проблески: по прошлому году рост цен слегка ослаб. Ждем позитива?