Найти тему
NewMan

BASS KINGS - Крис Сквайр

Без лишних лирических и стихотворных предисловий хочу продолжить своё описание бас-гитаристов, которые очень сильно повлияли на мой музыкальный вкус, а в расширительном понимании - и на всю мою жизнь.

С давних времён я очень сильно люблю три жанра - "хард-рок, блюз-рок", "джаз-рок, фьюжн" и "арт-рок, прогрессив"

Из первого направления, как вы уже может быть поняли, самым любимым для меня басистом является Джон Пол Джонса, а самой любимой группой, естественно, Led Zeppelin. Об этом басисте и об этой группе у меня уже было несколько статей.

Из второго направления - Джако Пасториус (у меня про него было немало россыпью по по разным статьям, но когда нибудь сделаю для него отдельную статью). Ну и Маркус Миллер, разумеется. Про него тоже была самой последней большая статья.

Вот теперь дошла очередь и до прогрессива с арт-роком. Тут мои любимые - YES, King Crimson и Genesis. Ну и, соответственно,  если говорить о басистах - Крис Сквайр (YES), Майк Резерфорд (Genesis) и Тони Левин (King Crimson). 

Крис Сквайр и Майк Резерфорд, кроме того, что они были бессменными басистами, каждый в своей группе, еще и стояли у истоков создания этих групп. Левин у истоков создания K.C. не стоял и принимал в ней участие чисто эпизодически, что, впрочем, не отменяет факта его большого таланта.

Из этой троицы только Крис Сквайр уже ушёл из жизни, поэтому в качестве дани уважения к нему, пожалуй, именно с него и начну.

Остальные двое живы и дай им Бог здоровья (про Тони Левина можно много писать, а вот с Резерфордом с точки зрения подбора гениальных басовых линий - это дело сложнее)

-2

Я очень сильно люблю группу YES.

Очень люблю весь жанр прогрессива, артрока...как хотите, так это дело и называйте..

Этот поджанр, в котором делала (и делает) свои вещи группа YES, ещё называют "симфороком".

Я вообще люблю такие сложные, многочастевые (многочастевые?.. есть такое слово в русском языке?) .. Многочастные? (еще хуже)... Ну, короче, вы поняли - композиции, состоящие из многих частей. У YES они очень пышные, затейливые, многозначные, величественные, иногда даже эпохальные на грани пафоса. Впрочем, иногда они всё же переходят за эту грань и проваливаются в пафос и излишества, что для меня не слишком good, потому что я пафоса не переношу. Но YES могу простить абсолютно всё, даже иногда и пафос. Музыка у них просто космического масштаба и ошеломляющий виртуозности. Там играли величайшие музыканты - Стив Хау (Steve Howe) — гитара, Джон Андерсон (Jon Anderson) - вокал, мой любимейший и величайший клавишник - Рик Уэйкман (Rick Wakeman), великий барабанщик Билл Бруфорд (Bill Bruford), ну и, разумеется, наш сегодняшний герой - Крис Сквайр (Chris Squire) — бас-гитара, вокал, бэк-вокал.

Другой вопрос, что мне не слишком заходит вокал такого тембра, как у Джона Андерсона... но это уж лично мои проблемы и к величию данной группы эти мои капризы никакого отношения не имеют. Её величие - неоспоримо!

Ко всему прочему, будем руководствоваться вот этим диалогом относительно того, что каждый имеет право на маленькие недостатки 😊 "Но это не важно!" (с)

Если кого-то сильно любишь, то на недостатки не смотришь

Крис Сквайр (англ. Chris Squire, полное имя — Кристофер Рассел Эдвард Сквайр, Christopher Russell Edward Squire; 4 марта 1948, Кингсбери, Лондон, Великобритания — 27 июня 2015, Финикс, Аризона, США)

-3

Он был самым долголетним оригинальным участником группы, оставаясь в ней до самой смерти и участвуя в каждом студийном альбоме, выпущенном с 1969 по 2014 годы. В 2020 году занял 18-е место в списке 50 величайших басистов всех времён по версии Rolling Stone.

Басист и певец основал Yes в 1968 году вместе с фронтменом Джоном Андерсоном и до своей смерти пять десятилетий спустя он был единственным оставшимся первоначальным участником.

-4

-5

Поэтому странно, что Сквайр всегда был самой недооцененной фигурой в легендарной прог-рок-группе. С годами их стиль развивался от симфонического прогрессива к новой волне и поп-року и обратно к истокам. В то время как другие участники группы с циклической частотой убегали и вновь возвращались, Крис стоял в ней, как скала! Трудно представить Yes без великого баса Rickenbacker Сквайра и его хриплого, но гармоничного вокала.

Манера игры Сквайра на бас-гитаре обычно отмечается как агрессивная, динамичная и одновременно с этим - мелодичная. Основной инструмент Криса — бас-гитара Rickenbacker модели RM1999 кремового цвета, которая принадлежит ему с 1965 года.

-6

Это был четвёртый Rickenbacker RM1999, импортированный в Великобританию из США. Этот инструмент, с его тёплым и «рычащим» звучанием, стал неотъемлемой частью индивидуального стиля и сценического образа Сквайра. Крис играл на этом инструменте во многих группах и неоднократно подвергал его починке, шлифовке и перекрашиванию. В результате к моменту записи первых альбомов Yes бас полегчал на треть от заводского веса.

-7

Особенность его звучания баса достигалось за счёт технологии двухканального усиления. Стереосигнал инструмента (выходы высоких и низких частот) разделяется — сигнал с низкими частотами посылается на басовый усилитель, тогда как высокие частоты обрабатываются гитарным усилителем. Подобное тональное наслоение и создаёт фирменное сквайровское «рычание», сохраняя при этом плотные низкие частоты самой бас-гитары. Сквайр, обучавшийся игре на бас-гитаре самостоятельно, был также одним из первых рок-басистов, успешно применявших для своего инструмента электронные гитарные эффекты, такие как тремоло, педаль «вау-вау» и фейзер. Крис Сквайр играл медиатором, что также добавляло резкости звучанию инструмента

-8

Ну а теперь хочу представить вниманию читателей те вещи, которые, на мой взгляд, наилучшим образом отражают все его величие, как музыканта. 

Как всегда выкладываю композиции без всякого ранжира по хронологии и по степени величия. Как обычно, исключительно по зову моего ветреного сердца и по велению моей бессмертной души!

_________________________

Итак.. Погнали!!

16 лучших композиций Криса Сквайра Yes

(Естественно, по субъективному мнению автора этой статьи)

______

"The Remembering" из 'Tales from Topographic Oceans' (1973)

Сам Сквайр сказал следующее о «Remembering»:

«Одна из самых приятных вещей, в которых я когда-либо играл, — это вторая сторона Topographic Oceans, The Remembering… Я горжусь этим больше, чем некоторыми вещами, в которых я играл, и от которых некоторые люди в восторге. Эта вещь начинается с очень интересной последовательности аккордов. Тональность меняется в каждом такте, а басовая партия каким-то образом связывает все это воедино, следуя странному строю. Это очень удачная аранжировка, и когда я ее слышу, у меня определенно возникает чувство, что я не мог бы сыграть ничего лучше, а такое чувство не часто возникает».

Действительно, Крис, так оно и есть! Это моя любимая пьеса с альбома Topographic Oceans с тех пор, как я впервые ее прослушал, и тонкая, возвышенная игра Сквайра на басу является главной причиной тому!

"Survival" из 'YES' (1969) 

Дебют Yes в 1969 году представил группу и просто ракетно - реактивную игру на басу 21-летнего Криса Сквайра. Survival представлял собой довольно стандартный шаблон тогдашнего Yes: сладенький вокал Джона Андерсена, соло-гитарка и клавишные, играющие в диалоге и громовой Рикенбакер Сквайра, возвышающийся над всем этим не сильно пока впечатляющим музыкальным ландшафтом, как скала.

"Silently Falling" (1975)

В 1975 году каждый из Yes взял отпуск, чтобы записать сольный альбом. Эта монументальная музыкальная одиссея продолжительностью 11:27 имеет почти кинематографический характер и находит в себе место для звучания полноценного оркестра наряду с эпично - грохочущим басом Сквайра

"Parallels" из 'Going for the One' (1977)

Это одна из моих любимых из «коротких» песен Yes, и большая часть ее — басовая партия. Фактически, это работа баса, переплетенная с работой церковного органа Рика Уэйкмана и гитары Стива Хоу. Инструментальная пауза перед последним припевом прекрасна, а заключительная часть еще лучше – и все это связано басом Сквайра

"Heart of the Sunrise" из Fragile (1971)

Heart of the Sunrise - очевидный кандидат на лучшую его басовую линию. По полному набору - "воображение - виртуозность - мелодичность". Игра Сквайра превосходна во всем: он закрепляет агрессивный хроматический основной рифф, гармонизирует и удивительным образом играет против гитары Хоу. И он никогда не играл с большей уверенностью, чем во время медленной части, которая начинается примерно на отметке :30. Перфект!!!

"Hold Out Your Hand" (1975)

Начальный трек с первого сольного альбома Сквайра является отличным примером того, как бас можно использовать в качестве ведущего инструмента.

"Roundabout" из 'Fragile' (1971)

Этот знаменитый басовый рифф!! Просто безбожно-сумасшедший басовый рифф! Блюзовая чертовщина Сквайра в "Roundabout" - это сердце и душа песни, и, без сомнения, это одна из самых знаковых работ, которую он когда-либо создавал на этом инструменте. А чтобы добиться максимально возможного разрыва мозга, Сквайр еще и удвоил рисунок, параллельно используя электрогитару.

"Close to the Edgе" из 'Close to the Edge' (1972)

Этот диск - вершина дискографии Yes в ее классическом составе, когда группа полностью раскрыла свой прогрессивный потенциал. 18-минутный заглавный трек мог бы войти в индивидуальный список любого участника Yes. От ревущего церковного органа Рика Уэйкмана до запутанных барабанных партий Билла Бруфорда — это работа группы, работающей на полную мощность. Сквайр вносит в трек некоторые из своих самых характерных басовых риффов, от восходящих вступительных линий до скачущих на октаву грувов. Но его самый важный вклад приходится на космическую часть «I Get Up, I Get Down», когда он и Хоу добавляют контрапунктовый бэк-вокал под триумфальное лидерство Андерсона

"Starship Trooper" из ''The Yes Album' (1971)

Группа уже выпустили два альбома до  The Yes Album 1971 года, но путь истинного величия YES начинается именно здесь. Мини-эпос "Starship Trooper" - это первый настоящий шедевр группы, а высокие тремоло-риффы басиста ведут трек от начала до конца!

"Yours is No Disgrace" из 'The Yes Album' (1971)

Эта песня великолепна просто потому, что в ней есть множество басовых партий. В каких-то частях это ритмичная часть на заднем фоне, в каких-то — прямо в мелодии, в каких-то — контрапунктом, а в одной части - это солирующая басовая партия. Здесь просто торжествует универсальность Сквайра!

"The Gates of Delirium" из 'Relayer' (1974)

Центральная часть фьюжн - альбома  Relayer 1974 года почти перенасыщена классическими басовыми риффами. У группы было 22 минуты, чтобы оттянуться по полной! Тема развивается от психоделии к полномасштабной джаз-роковой напыщенности и заключительной безмятежности "Soon". Вся группа (включая временного клавишника Патрика Мораза) находится в отличной форме, но бас Сквайра - это просто похититель сердец!! (Обратите внимание на фанковый грув, который начинается с отметки 10:20)

Очень примечательно название композиции - "Врата бреда". Это исключительно инновационная игра на басу даже по стандартам Сквайра. В этом произведении бас делает очень много – он подчеркивает эмоциональность текста, он ускоряет музыку, двигает ее вперед.... короче, он просто делает все. Произведение можно условно разделить на прелюдию, "боевую" часть, "победную" часть и завершение, которое представляет собой размышление о цене того, что предшествовало этой победе. В каждой секции бас делает что-то интересное. В "боевой" части Сквайр играет в абсолютно безумном, но контролируемом темпе, с блестяще развивающейся основной логикой.

В видео, которое представлено здесь включена композиция из двух частей, в которой используется видео со знаменитого выступления 1975 года, но гораздо лучший звук из пиратской копии их выступления 1976 года на стадионе Рузвельта в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси.

Бас в звучании оригинального альбома был слишком низким и, вообще говоря, у них часто живые выступления звучали лучше, чем в оригинальной студийной версии.

Трудно придумать лучшего музыкального произведения для непосвященных, если вы хотите продемонстрировать им невероятный талант Сквайра на бас-гитаре.

"The Fish (Schindleria Praematurus)" из 'Fragile' (1971)

Вот здесь - соло Сквайра ☝

Альбом Fragile  — это бесспорная классика прогрессива, который может похвастаться такими гимнами, как «Heart of the Sunrise» и хитом «Roundabout». Но это также и самый странный альбом группы: более половины треков составлены как отдельные выступления для виртуозных исполнителей. Сольная композиция Сквайра "The Fish" представляет собой бас-гитарного Гиганта, Титана и все прочие превосходные термины из разряда дровяных водонагревателей! 😊Гортанные линии басухи и фанковые примочки "вау-вау" превращаются в настоящую низкочастотную симфонию!! Здесь записано целых 5 (пять, Карл!!) разных перекрывающихся басовых партий!!

"Can You Imagine" из 'Magnification' (2001)

Yes всегда относились к поджанру прога «симфо-рок», но эта запись Yes выводит этот термин на другой уровень. "Can You Imagine", как и все остальные  песни Magnification 2001 года, представляет собой сотрудничество группы с оркестровым аранжировщиком Ларри Групе. Его великолепные струнные добавляют элемент величия этой балладе – редкая демонстрация ведущего вокала для басиста. Трек, написанный самим Сквайром, восходит к черновому демо супергруппы XYZ (с участием Джимми Пейджа и барабанщика Yes Алана Уайта), но он меркнет по сравнению с вариантом Magnification.

Голос Сквайра, особенно в припеве, никогда не звучал так громко и так потрясающе!

"On the Silent Wings of Freedom " из 'Tormato' (1978)

Нельзя не согласиться с тем, что в целом альбом Tormato был не слишком удачным, если не сказать еще резче.

Но нельзя и отрицать явную силу «On the Silent Wings of Freedom», мощного, приводимого в движение лающей басовой педалью Сквайра. Этот вступительный ритмический рисунок из семи нот — один из его величайших риффов, основной элемент большинства живых выступлений Yes, часто включаемый в попурри «Whitefish»

"Tempus Fugit" из 'Drama' (1980)

"Tempus Fugit" характеризуется пронзительным басовым риффом Сквайра – без него вся песня развалилась бы. Сквайру так нравилась его педаль для эффектов flanger, что тут он топит её на полную мощность!!

"Onward" из 'Tormato' (1978)

"Тормато"  - один из самых неудачных альбомов Yes, как я уже писал, но это только доказывает выдающиеся навыки басиста: его игра и сочинение никогда не теряли класса, даже на одном из самых слабых альбомов группы. "Onward", просторная баллада, украшенная изящными струнными, была написана Сквайром в честь своей тогдашней жены Никки. На альбоме, полном пафосных и часто неуклюжих концепций, зрелость и простота этого трека говорят о многом. Минимальные басовые партии Сквайра создают драматизм, переплетаясь с вокальными гармониями Андерсона. "Onward" - одна из самых недооцененных песен этой группы и этого басиста.

______

-9

-10

Мемориальная доска Криса Сквайра Брауна с мотивом бас-гитары Rickenbacker 400.

Установлена ​​в 2015 году на Уорвик-стрит, 20, Сохо, Лондон.

-11

-12

Рад был, если вам рассказал вам что-нибудь ранее неизвестное и дал послушать и посмотреть что-нибудь для вас интересное

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

(* - Все фотографии из открытых источников)