Друзья, привет! Сегодня я представляю вашему вниманию вторую статью своего цикла о костюмах и украшениях в кинематографе. На этот раз я хочу рассказать об одном из самых любимых мною фильмов- киношедевре режиссера Гая Хэмилтона "ЗЛО ПОД СОЛНЦЕМ", который вышел на экраны в 1982 году.
Если вы никогда не видели эту культовую и ни на что не похожую экранизацию знаменитого романа Агаты Кристи, то, поверьте, вы действительно много потеряли и я от души рекомендую этот фильм к просмотру особенно тем, кто интересуется винтажной модой и стилем ART DECO.
В фильме "Зло под солнцем" сошлось все, что необходимо для создания киношедевра на века: роскошные виды и локация (фильм снимали на Майорке), дивная музыка, феерические костюмы, искрометный юмор и, конечно, звездный кастинг: Харизматичный Питер Устинов, эксцентричная Сильвия Майлз, роковая Диана Ригг, самая обаятельная и привлекательная Мэгги Смитт, икона стиля Джейн Биркин! И все они невероятно хороши в этом фильме.
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ | ЭНТОНИ ПАУЭЛЛ
Уникальные костюмы для фильма создал Энтони Пауэлл — британский художник по костюмам театра и кино, лауреат премий «Оскар», BAFTA, «Сезар» и «Тони».
Пауэлл был невероятно талантливым художником и человеком с потрясающим чувством юмора, которое однозначно помогло ему в работе и над фильмом "Зло под Солнцем" и над снятой 4 года ранее экранизацией Кристи "Смерть на Ниле", за костюмы к которой в 1979 году Пауэлл получил Оскар.
При создании костюмов для "Зло под солнцем" Энтони Пауэлл решил свою задачу чрезвычайно остроумно и оригинально! Он не стал дословно воссоздавать костюмы конца 30-х годов ХХ века, но весьма точно показал и эффектно обыграл основные и узнаваемые детали, характерные для стиля ART DECO. Например, во многих костюмах прослеживается характерная для данного стиля симметрия, геометрия, а главное закон парных деталей. Явный отсыл к такому примечательному аксессуару эпохи, как ДРЕСС-КЛИПЫ читается почти во всех образах героинь, но не цитируется дословно. Пауэлл вполне мог использовать винтажные оригиналы, но не стал. Мне видится в этом тонкая ирония.
В то же время, многие вещи, особенно костюмы мужчин, некоторые аксессуары женских персонажей и предметы интерьера были достоверно воссозданы с большой точностью. Это были аутентичные винтажные и даже антикварные вещи. Так, мы видим дорогие туалетные принадлежности, выполненные в технике ГИЛЬОШИРОВАННОЙ ЭМАЛИ, у Арлены Маршалл и Майры Гарденер. В фильме вообще очень много деталей, где мы можем видеть подлинный винтаж в кадре.
Пауэлл рассказывал, что ему важно оставаться на съемочной площадке и контролировать весь процесс. Без дизайнера, по его собственным словам, вечно что-то шло не так. К деталям и аксессуарам он относился с придирчивостью настоящего перфекциониста: "...в фильме "Зло под солнцем" все были одеты в аутентичные костюмы с головы до пят. У всех было правильное нижнее белье. Джеймс Мейсон был полностью одет для сцены, включая подлинные подтяжки 1930-х годов из моей личной коллекции. Мне пришлось уйти делать примерку, а режиссер посередине сцены захотел, чтобы герой был без пиджака. Это не должно было стать проблемой, за исключением того, что костюмер дал актеру современные запонки. И вот теперь они в фильме. У меня душа переворачивается каждый раз, когда это вижу."
Может показаться, что костюмы, особенно вечерние наряды героинь, чрезмерно фантазийные, но это не так. Художник задействовал массу аутентичных винтажных деталей. В фильме присутствуют настоящие винтажные украшения и аксессуары наряду со специально созданными аутфитами для фильма. И как же здорово художник соединил истинный винтаж с современными украшениями. Обратите внимание на крупные пластиковые браслеты, бусы и клипсы героинь. Ведь это явный и недвусмысленный отсыл к великой эпохе БАКЕЛИТА, оммаж АЙРИС АПФЕЛЬ и одновременно дань современной моде. Фильм снят в 1982 году! И вся эта пластиковая феерия- гениальный фьюжн винтажных бакелитовых и современных пластмассовых украшений!
Если мужские костюмы все-таки приближены к реальности 30-х годов ХХ века, за исключением наиболее эксцентричных персонажей, то на женских художник отвел душу и создал настолько невообразимые, карикатурные порой, громоздкие и перенасыщенные деталями, блестками, стразами, украшениями и аксессуарами наряды. Этим он сумел решить сразу несколько задач: он создал авторский эксклюзивный визуальный ряд, на который не решился бы ни один другой художник, заставил костюмы работать на равных со своими героями, этими костюмами он подчеркнул всю напускную, иллюзорную и фальшивую роскошь, где под солнцем маленького курортного мирка на острове Дафны Касл, красивых, богатых, успешных, праздных бездельников в парче и стразах, символизирующих вечный праздник жизни, поджидает зло. Вся их кичливость, снобизм, богатство и безвкусица в одном флаконе отражена в этих "умопомрачительных нарядах"!
АРЛЕНА МАРШАЛЛ | ДИАНА РИГГ
В центре сюжета «Зла под солнцем» потрясающе красивый и совершенно аморальный персонаж, "злая Арлена", которую играет неподражаемая Диана Ригг. У нее есть гардероб, за который можно умереть, и почти у каждого персонажа есть причина желать ее смерти. Давайте же посмотрим на костюмы и украшения Арлены, которые создал для нее остроумный Энтони Пауэлл.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Впервые героиня Дианы Ригг-Арлена Маршалл предстает перед зрителем самым необычным образом. Ее рука в крупном браслете по моде, кстати, подиумных украшений 80-х, с кроваво-красными кристаллами появляется в кадре и это замечает Эркюль Пуаро. Самой героини мы не видим, но позже, на первом вечере в отеле Дафны Касл, Пуаро узнает этот браслет на руке Арлены и понимает, чью руку он видел ранее.
КРИСТИНА РЕДФЕРН | ДЖЕЙН БИРКИН
Стильный внешний вид свойственен не только Арлене. У иконы стиля ДЖЕЙН БИРКИН и ее героини Кристины Редферн, совершенно невероятной красоты, богемный, стильный гардероб, который является полной противоположностью нарядам остальных гостей острова. Гардероб Кристины Редферн призван подчеркнуть образ "серой мышки", которой она, конечно, не является, и противопоставить ее скромное обаяние прямому антогонисту- Арлене. Многослойные струящиеся образы, обилие платков и принтов на тканях, отсутствие напускного блеска, артистический и даже аристократический вкус демонстрируют нам "белую ворону" на острове Дафны Касл. Кроме того, наряды Кристины Реферн играют еще одну важную роль- они защищают ее "нежную кожу" от солнца с ног до головы, что является абсолютно неотъемлемой частью сюжета.
На этом моменте я хочу сделать небольшую паузу и, прежде чем мы перейдем к остальным персонажам и их невероятным нарядам, сделаю интересное и важное отступление.
Среди поклонников фильма "Зло под солнцем", коих существует немало, ходит, на мой взгляд, несколько конспирологическая версия о том, что Энтони Пауэлл при создании костюмов к фильму вдохновлялся яркой этикеткой известных в США хлебцев, которая была выполнена в стиле поп-арт. Бренд появился как раз в 30-х годах ХХ века и Пауэлл перенес забавные принты с этикетки в виде конфетти на костюмы своих героинь.
Но на мой взгляд, эта теория несколько притянута за уши. Я склоняюсь к тому, что Пауэлл, как большой художник, погружался в материал с головой и вдохновлялся лучшими мастерами прошлого. В костюмах к фильму "Зло под Солнцем", лично я вижу безусловный оммаж одной из величайших художниц эпохи ART DECO- Соне Делоне, урожденной Штерн, родившейся в 1885 году в маленькой деревушке в Полтавской губернии и ставшей иконой своего времени уже в Париже. Вы согласитесь со мной, если посмотрите на ее работы вот в ЭТОЙ СТАТЬЕ. Там есть всё: принты в виде конфетти, геометрия и полоски с нарядов Кристины Реферн и я ни капли не сомневаюсь, что именно Соня Делоне стала музой для Пауэлла при работе над фильмом.
Вернемся к нашим героиням. Трансформация Кристины Редферн в конце фильма явно отсылает нас к Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди».
МАЙРА ГАРДЕНЕР | СИЛЬВИЯ МАЙЛЗ
Сильвия Майлз в роли Майры Гарденер — самая эпатажно одетая героиня фильма, на ее костюмы просто приятно смотреть: огромные шляпы, невероятные принты, китч, блеск, огромные подплечники и объемные рукава- Энтони Пауэлл гениально соединил в этих образах одновременно самые авангардные образы стиля ардеко и вызывающую, кричащую моду 80-х. От Майры Гарденер просто невозможно отвести взгляд, когда она на экране, она затмевает все и всех! И с каким же юмором сделаны ее образы!
ДАФНА КАСЛ | МЭГГИ СМИТ
И, наконец, моя любимая героиня в фильме-Дафна Касл в исполнении блистательной Мэгги Смит. По сюжету она становится сыщиком-любителем и пытается помочь Пуаро раскрыть убийство. Мне кажется, что Энтони Пауэлл поддался невероятному личному обаянию актрисы, потому что ее наряды так изумительно подчеркивают ее хрупкую фигуру, тонкие запястья и длинную аристократическую шею. У Дафны свой узнаваемый стиль, очень яркий, легкий, летний. Ее дневные аутфиты выполнены в классическом морском стиле с характерными для него брючными костюмами, сочетающими три цвета: красный, белый, королевский синий. Вечерние наряды- сверкающие и экстравагантные, под стать гостям ее отеля.
ЗАБАВНЫЙ ФАКТ
В одной из сцен в кабинете Дафны Касл мы видим фото в рамке. На фото- Мэгги Смит и Диана Ригг на пляже во время съемок фильма:)
"Зло под солнцем"- моя любимая экранизация Агаты Кристи, не смотря на то, что создатели значительно изменили сюжет, героев и место действия, не смотря на то, что есть более достоверные в плане работы художника по костюмам постановки, не смотря на то, что в фильме нет классической атмосферы саспенса, я его ставлю на первое место и в один ряд с уже упомянутоой работой пауэлла "Смерть на Ниле". Легкий, солнечный, искрометный, с тонким юмором, фильм "Зло под солнцем" смотрится на одном дыхании и неизменно поднимает настроение!
Благодарю за Ваши донаты- они дают мне знать, что вы цените мой труд, дарят огромный стимул и позволяют уделять больше времени работе над красивым и интересным контентом для вас, мои дорогие подписчики! ❤
Не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и поделиться этой статьей с друзьями- это очень способствует его развитию и помогает алгоритмам Дзена рекомендовать мои статьи другим пользователям! ❤