Найти тему

Киберпсихолог гармонизирует отношения человека и виртуальной реальности

Активное развитие технологий привело к тому, что сегодня появилась новая профессия киберпсихолог. Чем может заниматься данный специалист, в каких сферах он востребован? В ННГУ имени Н.И. Лобачевского убеждены, что это профессия не будущего, а настоящего времени. Здесь уже обучают магистрантов и аспирантов новым компетенциям.

О специалистах нового направления в «Парке науки ННГУ» рассказала доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий, заведующая лабораторией киберпсихологии, руководитель магистерской программы «Киберпсихология» факультета социальных наук Университета Лобачевского Валерия Демарева.

Человек, машина, Интернет.

Киберпсихология в Википедии определяется как психология интернета. Однако в Университете Лобачевского расширили традиционное понимание этого термина. По мнению нижегородских ученых, киберпсихология изучает процесс взаимодействия человека и общества не только с интернетом, но и с другими виртуальными средами – с приложениями, гаджетами и техническими системами.

У киберпсихолога может быть три основные роли – это исследователь, консультант и разработчик. Представитель этой новой профессии сможет исследовать взаимодействие человека и виртуальной среды, консультировать в случае возникновения проблем и разрабатывать решения, чтобы оптимизировать это взаимодействие.

В ННГУ развивают семь исследовательских направлений, связанных с киберпсихологией. В их числе юзабилити (удобство использования) и нейромаркетинг. Это, в частности, исследования того, как пользователи реагируют на товары и рекламу. Университет сотрудничает с компанией «Нейротренд», которая известна тем, что с позиций нейромаркетинга оценивает все фильмы, выходящие на кинопоиске. Киберпсихолог может разрабатывать протоколы проведения экспериментов, оценивать влияние контента на пользователей сайтов и мобильных приложений.

Еще одно перспективное направление – исследование функционального состояния человека во время взаимодействия с каким-либо техническим средством. Так, один из первых проектов, в котором принимала участие лаборатория киберпсихологии ННГУ, был посвящен участию в сборе данных по оценке состояния водителя, управляющего автосимулятором, а также во время вождения на реальном автомобиле. Были собраны и проанализированы такие параметры, как движение глаз, частота сердечных сокращений, сигналы мозга.

Была работа, посвященная оценке особенностей распределения внимания у людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Проводилось изучение людей, страдающих фобией вождения.

Очень важным считается эксперимент по оценке утомляемости и стрессового состояния водителя. Анализировались ситуации, связанные с потерей им бдительности. Цель подобных исследований – попытаться понять, как по физиологическим сигналам организма в режиме реального времени определить, что человек находится в состоянии, когда с высокой вероятностью он может совершить фатальную ошибку.

Вебкамеры производили запись состояния лица при «нормальном» вождении автосимуляции и при симуляции потери бдительности. Была написана программа, считывающая лицо и анализирующая положение век. В настоящее время тестируется прибор для определения сонливого состояния водителя.

Влияние виртуального мира.

Виртуальная и дополненная реальность – это то, что совсем недавно вошло в нашу жизнь. Что происходит с человеком, когда он в очках виртуальной реальности? Доподлинно это не знает никто. Насколько безопасны для психики виртуальные сценарии? Сегодня повсеместно появляются VR-центры, при посещении которых, как  правило, просят подписать бумагу, перекладывающую ответственность за возможные последствия на самого посетителя. Если посмотреть научную литературу, то до сих пор не сформулированы противопоказания к данным аттракционам с использованием очков виртуальной реальности. Непонятно, как долго можно в них находиться. Есть всего несколько статей, авторы которых утверждают, что виртуальные очки противопоказаны при эпилепсии и при нарушениях работы сердечно-сосудистой системы.

Для многих сегодня очевидно, что погружение в виртуальную реальность может отражаться на самочувствии человека. Нижегородские ученые убеждены, что шлемы виртуальной реальности должны дополнительно оснащаться датчиками обратной связи, сигнализирующими о физическом состоянии пользователя. Подобные устройства помогают изучать, что вызывает киберболезнь и укачивание человека, находящегося в состоянии виртуальной реальности.

Еще одной сферой приложения усилий киберпсихолога являются видеоигры и киберспорт. Одна из магистерских диссертаций, написанная в ННГУ, была посвящена тому, как состояние человека меняется в ходе компьютерной игры и насколько ритм сердца игрока связан с динамикой «здоровья» его аватара. Это исследование на данный момент продолжается уже усилиями двух вузов – ННГУ совместно с Томским госуниверситетом.

В киберспорте есть много ответвлений, которые можно и нужно исследовать. Одна из актуальных проблем, которую нужно решить, – это то, как эффективнее тренировать киберспортсменов. Также непонятно то, как искать талантливых ребят для данного вида спорта, по каким параметрам их отбирать. Не очень ясно и то, как правильно подбирать наиболее подходящие для конкретного спортсмена игры, в которых он будет наиболее успешен.

Рекомендации киберпсихолога помогут и в разработке игр нового поколения. Если оценивать реакцию человека по ритму сердца, то можно внедрять обратную связь в видеоигры. Например, если по физиологическим сигналам игра начнет «понимать», что игрок заскучал, то она предложит ему новые неожиданные повороты, что позволит с новыми силами включиться в состязание.

Бизнес имеет интерес.

Результаты исследований, полученные с помощью киберпсихологии, уже использует бизнес. В том числе такие крупные компании, как ОАО «РЖД», ООО «Хартман». В университет также обращался региональный производитель продуктов питания с просьбой оценить дизайн упаковки. И анализ движения глаз позволил дать рекомендации производителю товаров.

Почему важен анализ с замером физиологических реакций человека? Дело в том, что опросы не дают объективных данных. Как говорил доктор Хаус, все люди врут, и только мозг говорит правду.

Люди, действительно, субъективны в своих оценках, так как они хотят казаться лучше, хотят понравиться, поддаются влиянию окружения. Экспериментально доказано, что традиционные маркетинговые подходы в комплексе с методами киберпсихологии дают лучший результат. Нейромаркетинг по­зволяет выявлять факторы, отталкивающие пользователя и, наоборот, привлекающие.

Киберпсихология может решать очень разные задачи. В Университете Лобачевского стараются популяризировать это направление – в рамках дополнительного образования запущен открытый бесплатный онлайн-курс «Введение в киберпсихологию», изучать который могут слушатели со всей России. Как пояснила Валерия Демарева, это сделано для того, чтобы развивать сообщество киберпсихологов и с целью популяризации ее среди населения.

Справка «НН».

Киберпсихология (психология интернета; англ. cyberpsychology, Internet psychology) – отрасль психологии, объединяющая методологию, теорию и практику исследования видов, способов и принципов применения людьми социальных сервисов интернета, где под социальными сервисами понимаются не только социальные сети, но и любые средства общения в интернете, от интернет-форумов и чатов до мессенджеров и MMORPG. Киберпсихология тесно связана с теорией медиа, информатикой, коммуникативистикой, другими научными дисциплинами. Из отраслей психологии она стоит близко к медиапсихологии.

Вопрос дилетанта.

– Где смогут работать киберпсихологи?

– Они могут эффективнее работать в сфере IT, так как эта область подробно изучается в магистратуре. Налаженное тесное сотрудничество с кампусом «Неймарк» дало нам понимание того, что такие специалисты могут пойти в сферу разработки универсального дизайна. А недавно вышедший приказ минцифры, обязывающий все сайты создавать версии для слабовидящих, подтверждает, что подготовленные нами специалисты смогут применять полученные знания в этой работе. Да, сейчас нет такой вакансии киберпсихолог, но со временем она обязательно появится. Пока же мы стараемся активно рассказывать об этой новой специальности, – отвечает Валерия Демарева.

Это интересно.

Для нейромаркетинговых исследований используется айтрекер (прибор для регистрации движения глаз), электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует электрическую активность мозга, показывает, насколько сильна реакция пользователя. А электрокардиография (ЭКГ) регистрирует электрическую активность сердца (ритм сердца), которая также позволяет судить о том, насколько сильна реакция пользователя.

Александра Махлина.

]]>