Приглашенная в семейство Монтей Целестина наблюдает за странными особенностями каждого члена этой семьи: неуемное чувство неудовлетворенности, изысканный фетишизм, болезненное стремление к садизму и насилию. Но пара событий, ошеломляют провинциальных граждан: быстрая смерть и изнасилование с убийством. Целистина обвиняет именно того, кто небезосновательно в этом замешан.
ПАРИЖСКАЯ ДИВА ПРОТИВ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО БЫДЛА В ДУХЕ БУНЮЭЛЯ И МИРБО
В экранизации романа Октава Мирбо, которого Лев Толстой назвал "лучшим французским романистом", режиссеры Луис Бунюэль и Бенуа Жако представили совершенно разные интерпретации. Жако старался ближе следовать тексту, но вышло скучновато. Зато Бунюэль разгадал скрытый посыл - без приезда "парижанки" преступления могли и не случиться.
В "Дневнике горничной" с гениальной Жанной Моро Бунюэль играет с теориями Фрейда, Адлера и Юнга. До появления Целестины мужчины городка Сент-Обен (бывший Мениль Ру из романа, переименованный в духе Сименона) еще сдерживали свои сексуальные фантазии. Но Целестина Моро со столичными замашками к середине фильма доводит подспудное напряжение обывателей до предела - и следуют убийства.
Хотя в центре сюжета загадочная смерть фетишиста Монтейля (Мишель Пиколли) и зверское убийство девочки, перед нами не триллер. Бунюэлю безразличны эти смерти - он наслаждается поведением Целестины после роковых событий, ее собственной загадочной игрой. Жанна Моро создает потрясающий образ, и зритель окончательно запутывается.
Ее героиня с каждым кадром все менее похожа на "скромную парижскую горничную". Почему, после надругательства над девочкой, Целестина вдруг начинает принимать знаки внимания от провинциальных ловеласов вроде капитана Робура (Жак Озенн), от которых ее раньше воротило? Как она поняла, кто преступник, если поняла? Или ей просто неприятен Жозеф (Жорж Жере) на духовном уровне, и она решила, что только он и мог совершить злодеяния? И Целестина не добивается правосудия, а "помогает полиции" против Жозефа из личной неприязни? Ведь при его аресте она хватается за бутылку со стоном: "Какой же дурак!"
Именно благодаря такому авторскому прочтению Мирбо фильм Бунюэля гораздо интереснее, чем скучная "дословная" версия Жако в 2015-м. У Бунюэля полно тайн, а у Жако - будто отчет о прочитанном.
Предупреждение: в отличие от социальной психологии и психоанализа личностей, детективной линии в "Дневнике" Бунюэля уделено мало места. Хотя если вместо вопроса "кто убийца" заинтересоваться загадкой "почему Целестина так поступает" - детектив получится еще тот!
Что думаете об этих двух интерпретациях скандального романа? Пишите в комментариях, ведь кино создано для обсуждения!