Найти тему

Почему жертва не уходит от мучителя. Эксперимент Селигмана.

Периодически приходится слушать истории, когда женщина или мужчина подвергаются систематическому многолетнему насилию или издевательствам со стороны членов семьи, соседей, коллег по работе и т.д. Когда жертвы насилия не предпринимает никаких попыток хоть как-то изменить свою жизнь, хотя имеет возможность это сделать. Наверняка и вы можете припомнить такие ситуации. Почему жертва маньяка не предпринимает попыток спастись, даже когда у нее есть такая возможность? Почему женщина, систематически избиваемая изувером мужем, не разводится и не уходит от него?

Подобные ситуации происходят повсеместно, характерны и для развитых стран, в которых существуют целые программы помощи и реабилитации жертв насилия, тем не менее, количество таких случаев все равно высоко.

Для нашей страны ситуация, например, с домашним насилием была и остается чем-то тривиальным, вот только несколько примеров из классической литературы:

«Положение Татьяны в семье было очень тяжелое. Это было всем хорошо известно, но каждый смотрел на это, как на что-то неизбежное. Макар пьянствовал, Макар походя бил жену, Макар вообще безобразничал, но где дело касалось жены — вся семья молчала и делала вид, что ничего не видит и не слышит. Особенно фальшивили в этом случае старики, подставлявшие несчастную бабу под обух своими руками. Когда соседки начинали приставать к Палагее, она подбирала строго губы и всегда отвечала одно и то же...»

Мамин-Сибиряк Д. Н., «Три конца»

«За девять лет супружества жена родила ему четырех дочерей, но все они умерли. С трепетом ожидая рождения, Игнат мало горевал об их смерти — они были не нужны ему. Жену он бил уже на второй год свадьбы, бил сначала под пьяную руку и без злобы, а просто по пословице: «люби жену — как душу, тряси ее — как грушу»; но после каждых родов у него, обманутого в ожиданиях, разгоралась ненависть к жене, и он уже бил ее с наслаждением, за то, что она не родит ему сына».

Горький Максим, «Фома Гордеев»

Бывало, начнет ругать его жена, даже бить, как он пьяный придет, а он плачет.

Толстой Л. Н., «Поликушка»

Что заставляло этих женщин и мужчин жить в те времена с такими никудышными партнерами, понятно (это обусловлено традициями того времени, браком, который позорно было расторгнуть, материальной зависимостью и т.д.), но что заставляет сейчас терпеть многие годы жестокое обращение?

Этим вопросом были озадачены многие психологи. А американскими психотерапевтами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году был сформулирован феномен под названием «выученная беспомощность».

Суть этого феномена заключался в том, что в состоянии «выученной беспомощности» жертва, которая испытывает боль, страдания и т.п. не предпринимает никаких попыток улучшить свое положение, поменять враждебную окружающую среду или хотя бы избегать ситуаций, которые могут привести к повторению насилия. Словно жертва лишается воли, чувства собственной значимости и свободы действий, а также веры в спасение.

Этот интересный феномен Селигман и Майер обнаружили, поставив довольно жестокий эксперимент над тремя группами собак, которых поместили в клетки.

Первая и вторая группы собак подвергались ударам электрошока, но в первой группе собаки могли избежать удара, нажав носом на специальную панель, отключающую подачу тока, т. е. в любой момент они имели возможность прекратить свои мучения. Вторая же группа собак такой возможности не имела, но подача тока в их клетки зависела от действий собак из первой группы. Т.е. для собак второй группы мучения могли прекратиться только тогда, когда собаки из первой группы нажмут на панель, отключающую ток.

Третья же группа собак не подвергалась ударам электрошока.

Таким образом на собак из первых двух групп воздействовали током в течение определенного времени. И если одни из них могли прекратить пытку, то другие собаки (из второй группы) только убеждались, что никак не могут остановить свои мучения.

После этого всех собак поместили в ящики перегородкой, которую они могли легко перепрыгнуть и избежать удара током.

На всех собак снова стали воздействовать электрошоком и наблюдать за их реакцией. Собаки из первой и третьей группы сразу после первого удара током перепрыгнули через перегородку, собаки из второй группы такой попытки не предприняли, они легли на дно ящика и скулили от боли, даже не пытаясь сбежать.

Выводы, которые сделали Селигман и Майер:

1. Беспомощность возникает не от неприятных событий, а вследствии невозможности контролировать эти события.

2. Жертва становится беспомощной, если она привыкает, что от ее действий ничего не зависит, и она никак не может влиять на возникновение неприятностей, болезненных или травмирующих событий.

Таким образом у человека, который систематически, многократно сталкивается с болезненными, травмирующими событиями или насилием, при этом не имея возможности их остановить или как-либо повлиять на то, чтобы прекратить эти мучения (в силу собственных страхов, личностных или психологических особенностей), возникает синдром «выученной беспомощности», своеобразное смирение со своей "несчастной долей", "паралич воли", «комплекс жертвы».

Подобные случаи нуждаются в длительной терапии, т.к. жертва насилия зачастую ошибочно убеждена, что изменить уже ничего не получится, что она заслужила все то, что с ней происходит, а сама по себе, как личность, она ничего не стоит. «Выученная беспомощность» вновь и вновь заставляет жертву возвращаться к мучителю.

Терапия таких пациентов включает в себя несколько направлений: поддерживающая терапия, работа с травмой, обретение собственной опоры и веры в себя, повышение самооценки и др. Психологическая помощь в данном случае просто необходима, т.к. жертва насилия уже не в состоянии справится сама.

Запись на психологическую консультацию в Telegram: t.me/KhvatkovaN