Найти тему
Евгений Трифонов

В секторе Газа появятся миротворческие силы из трёх арабских стран

Как выяснилось, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху напрасно обижался на США и не разрешал израильской делегации ехать в Вашингтон после того, как американцы поддержали резолюцию ООН о прекращении огня в секторе Газа. Министр обороны Израиля Йоав Галлант всё-таки приехал в американскую столицу, и провёл переговоры с главой Пентагона Ллойдом Остином, которые оказались весьма результативными, а возможно, и прорывными.

Министр обороны США Ллойд Остин (справа) и министр обороны Йоав Галлант
Министр обороны США Ллойд Остин (справа) и министр обороны Йоав Галлант

Стороны договорились о том, что обеспечением поставок и распределением гуманитарной помощи в секторе Газа будут заниматься военные из трёх арабских стран, которые не называются. Очевидно, это делается из опасений политической бури на «арабской улице» этих стран: радикалы, которых много во всём арабском мире, наверняка обвинят свои правительства в предательстве палестинцев и сотрудничестве с Израилем.

Более того: воинские контингенты этих стран останутся в Газе на неопределённое время (скорее всего, на десятилетия) в качестве миротворческих сил, обеспечивающих порядок в секторе, а также недопущения воссоздания структур ХАМАСа и других радикальных организаций, нацеленных на войну с Израилем. При этом Израиль выведет из сектора свои войска, но сохранит право осуществлять военно-полицейские операции на его территории. Т.е. в секторе будет создана ситуация, похожая на ту, что существует на Западном берегу, где израильская армия и полиция имеет возможность действовать против террористов, а местная полиция должна оказывать им помощь (что получается далеко не всегда). Но тут, помимо местной полиции (которую в любом случае придётся создавать), будут воинские контингенты неких арабских стран, что теоретически упростит ситуацию.

Палестинская полиция неохотно сотрудничает с израильской, но с арабскими военными она будет сговорчивей
Палестинская полиция неохотно сотрудничает с израильской, но с арабскими военными она будет сговорчивей

Что это будут за страны, сказать трудно. Хотя американцы утверждают, что в них уже побывали и американские, и израильские представители, и всё в принципе согласовано. Теоретически это могут быть Египет (с самой большой долей вероятности), Иордания (весьма вероятно), Саудовская Аравия или ОАЭ (тоже вероятно). Возможно – Марокко, Бахрейн, Кувейт или Катар. Последнее менее вероятно из-за его связей с ХАМАСом и недоверия к Дохе других арабских стран, но всё-таки возможно в силу огромных финансовых, медийных и дипломатических возможностей крохотной монархии.

Скорее всего, это будут Египет и ОАЭ, а также либо Иордания, либо Марокко. Насчёт Египта всё более или менее понятно. В последнее время Каир получил от Евросоюза гарантии на многомиллиардный пакет инвестиций – явно не из-за хорошего инвестиционного климата в стране (он как раз далеко не хорош), а в обмен на некие политические действия. Кроме того, Египет запросил дополнительную помощь от США, и вроде бы уже заручился их согласием. Если это так, то, по крайней мере, одна арабская страна, готовая послать войска в Газу, очевидна.

Одновременно Израиль активизировал поиски арабских партнёров в самом секторе, готовых противостоять попыткам ХАМАСа восстановить контроль над Газой. Новостное агентство Ynet сообщает, что «две известные семьи [имеются в виду хамулы – скорее, кланы, чем семьи] в районах cектора Газа уже имели какую-то связь с израильскими чиновниками, но официально никто этого не признает. По данным арабских СМИ, есть семьи, которые согласились принять во внимание тот факт, что израильская армия обратилась к ним с просьбой помочь в получении и распределении гумпомощи.

Одной из главных причин опасений признать связи с Израилем является реакция ХАМАСа. В марте после того, как стало известно, что один из кланов сотрудничал с Израилем в распределении гумпомощи, ХАМАС казнил ее главу. Отмечается, что это был чёткий сигнал любому клану, который сотрудничает или рассматривает возможность действовать вместе с Израилем на следующий день после войны и даже сейчас».

Однако прибытие арабских миротворцев изменит ситуацию. Сотрудничество с египтянами, которые уже контролировали Газу в 1948-67 гг., в глазах арабов не такое уж преступление. Как и взаимодействие с марокканцами, иорданцами или эмиратцами. Кроме того, арабские военные в секторе для ХАМАСовских «партизан» и их сторонников могут оказаться опаснее израильтян: они не будут задумываться, прежде чем пускать в ход оружие. Ведь ООН не станет обрушивать на них свой гнев и обвинять в преступлениях, что она привычно делает в отношении Израиля. А даже если и обрушит, арабские страны это вряд ли сильно смутит: они куда менее болезненно, чем Израиль, воспринимают обвинения в нарушении прав человека.

Египетская армия в секторе Газа может оказаться для ХАМАСа и его сторонников опаснее израильской
Египетская армия в секторе Газа может оказаться для ХАМАСа и его сторонников опаснее израильской

Теперь Израилю было бы правильно согласиться с концепцией «двух государств для двух народов», и формальной передачей контроля над сектором Газа палестинской администрации в Рамаллахе. Это труднее, чем договориться о вводе арабских миротворцев в Газу: палестинским властям придётся отказаться от многих условий, которые они покамест считают не подлежащими обсуждению. Таких, как передача им Восточного Иерусалима (это для Израиля – за «красной чертой»); согласие на то, что новое государство будет демилитаризировано; на изменение пропаганды и учебных программ (т.е. изъятие оттуда антиизраильских постулатов). Палестинским властям придётся выбирать между сохранением нынешнего статуса с его многочисленными минусами и статусом (почти) настоящего государства, которому будет гарантирован золотой дождь от арабских и западных спонсоров. Альтернативой этому будет бесконечная вялотекущая война, возмущение нищих граждан, отношение окружающего мира как к неполноценному государству, и нерегулярная помощь от Катара и Ирана. Сообщается, что первые шаги Рамаллах уже сделал, отказав ХАМАСу в праве участвовать в политической жизни автономии, и согласившись отменить выплаты семьям «шахидов» - боевиков, погибших в боях с израильтянами или при совершении терактов.

В конце концов, такое признание вовсе не означает, что на Западном берегу и в Газе немедленно появится независимая Палестина со всеми атрибутами независимого государства. Это будет долгим процессом, который завершится только тогда, когда Палестина перестанет угрожать Израилю.

Таким образом, контуры будущего устройства сектора Газа начинают вырисовываться. За этим последуют и контуры будущей (почти) независимой Палестины. Если эти процессы продолжатся, то полугодовая война в секторе Газа закончится длительным миром, о котором мечтают все нормальные люди.

Тактическое преимущество в результате переговоров Галланта с Остином Израиль уже получил. США решили дополнительно выделить ему 25 истребителей F-35, противобункерные бомбы и 155-мм артиллерийские снаряды. Кроме того, американцы объявили, что не наложили вето на резолюцию ООН потому, что она не имеет обязательного характера, а сами они вовсе не против военной операции в Рафахе, только хотят, чтобы Израиль тщательно соблюдал гуманитарные нормы.

Однако некоторые эксперты считают, что идея позвать арабских миротворцев в Газу - инициатива самого Галланта, и как её воспринял Нетаньяху - неизвестно. Так что план, который можно условно назвать планом Галланта-Остина пока не утверждён в Иерусалиме.