Всё больше людей отдают предпочтение использованию банковских карт в повседневной жизни, отказываясь от наличных расчетов. Вместо этого они всё чаще предпочитают онлайн-решения для финансовых вопросов, ценя удобство данного формата. Однако увеличивается количество случаев мошенничества с использованием банковских карт. Давайте обсудим наиболее распространенные схемы и разберемся, как можно защититься от них.
Звонок от сотрудника банка или из полиции
Телефонные звонки могут стать ловушкой для тех, кто внезапно оказывается в состоянии растерянности и беспокойства. Мошенники всё чаще выпытывают из людей конфиденциальную информацию, представляясь сотрудниками банка или даже полиции.
В одном случае они могут запугать сообщениями о странных операциях на счете, заявлениями о подозрении в мошенничестве и блокировке карты, даже утверждениями о несуществующих кредитах, которые, якобы, были одобрены на жертву атаки. Затем, выдавая себя за помощников, они пытаются добыть всю информацию о карте: номер, дату выпуска, код безопасности.
В другом сценарии, мошенники, выдающие себя за представителей закона, вводят собеседника в ступор, сообщая о задержании его родственника и требуя оплатить штраф. После этого они также стремятся узнать данные карты. Лучше прервать такой звонок и самому позвонить родственнику, о котором идет речь.
Иные схемы также применяются, например, угрозы связанные с участием в уголовных делах или обещания выигрышей в лотереях. Но суть всегда одна – получить доступ к банковским данным или средствам жертвы. Следует быть бдительным и не доверять подозрительным звонкам, даже если они кажутся реалистичными. Такие схемы постоянно усовершенствуются, поэтому обстоятельства таких звонков могут изменятся, но суть, всегда одна, завладеть данными от банковских продуктов или сразу выманить средства жертвы. Рассмотрим одну такую схему, которую усовершенствовали.
В чем суть усовершенствованной схемы
Мошенники стали более изобретательными, они звонят людям и утверждают, что на их счете происходят подозрительные операции. Чтобы усилить эффект, они отправляют фальшивые удостоверения работников банка через мессенджеры или по электронной почте. Интересно, что эти фиктивные документы могут содержать данные реальных сотрудников, которые публикуются на официальном сайте банка.
Шарлатаны дополнили свою схему, включив в неё приглашение на личный визит в банк. В электронных письмах они указывают имя и отчество потенциальной жертвы, время и место приёма, а также реальный адрес банка или его филиала. «Приглашения» рассылаются от имени сотрудников отдела безопасности или других подразделений, а в адресе отправителя используется официальный домен – для этого мошенники используют технологию подделки адреса.
Спустя некоторое время аферисты связываются с получателем письма и под различными предлогами просят:
- сообщить конфиденциальные данные карты;
- передать одноразовый код из SMS;
- перевести деньги на "резервный" или "безопасный" счёт;
- предоставить данные для входа в мобильный банк.
Просьба вернуть сумму, переведенную вам по ошибке
Один из свежих случаев мошенничества с банковскими картами через телефон – так называемый "ошибочный" денежный перевод.
Сначала на вашу карту поступает определенная сумма, скажем, 3 000 рублей. Затем звонит человек и утверждает, что его организация по ошибке перечислила деньги. Он просит вернуть их на указанный счет, угрожая обращением в суд. Вероятно, вы не захотите спорить, полагая, что ничего не теряете, и согласитесь на его просьбу.
Но это ошибка. Вы не знаете, что мошенник приобрел что-то в рассрочку, используя данные вашей карты. Затем он перевел вам сумму одного платежа и просит вернуть ее, указав расчетный счет из договора. Отправив деньги на этот счет, вы фактически оформляете рассрочку на себя, а мошеннику достается товар.
Если вы получили неожиданные деньги и кто-то просит вернуть их на определенный счет, запишите цифры и положите трубку. Затем свяжитесь с вашим банком и попросите совершить перевод от лица финансовой организации.
Как уберечься от мошенников: главное
Мошенники постоянно совершенствуют свои методы обмана, представляясь сотрудниками банка, Центробанка или правоохранительными органами. Если вы получили подозрительный звонок, не доверяйте ему. Важно связаться со своим банком самостоятельно.
Не перезванивайте по номеру, с которого пришел подозрительный звонок. Злоумышленники могут подделать номера. Лучше введите номер банка вручную или добавьте его в контакты.
Если вы получили сообщение о несанкционированных операциях или кредите, не переходите по ссылкам. Они могут вести на фишинговые сайты.
Никогда не передавайте CVC-код, одноразовые SMS-коды или данные для входа в интернет-банк.
Не устанавливайте приложения с удаленным доступом на смартфон.
Если вы разгласили свои данные мошенникам, срочно заблокируйте карту. Вы можете сделать это через горячую линию банка или мобильное приложение.
Будьте осторожны при совершении онлайн-покупок. Используйте виртуальные карты с лимитами на конкретные покупки.
Для безопасных офлайн-покупок используйте платежные стикеры, которые прикрепляются к смартфону. Это снижает риск потери или компрометации данных вашей пластиковой карты.