Представляем вашему вниманию третий в этом году выпуск нашего ежемесячного вестника о главных событиях столичного метростроения и развитии московского транспортного узла.
Приятного чтения!
Топ-10 новостей за прошедший месяц
1. Не «Суворовская», а «Достоевская»
Перспективной на Кольцевой линии станции метро «Суворовская» присвоено название «Достоевская».
«Достоевская» — встраиваемая станция на перегоне «Новослободская» - «Проспект Мира» Кольцевой линии, пересадочная на одноимённую станцию Люблинско-Дмитровской линии. Она находится вдоль улицы Дурова, между Делегатской улицей и Олимпийским проспектом.
Сейчас ведётся проектирование будущей станции и проходка обходных тоннелей. С её открытием новые маршруты смогут выбирать свыше 200 тысяч жителей районов Мещанский, Тверской и Марьина Роща.
Напомним, станциям в рамках одного пересадочного узла в Москве для простоты ориентирования присваивается одинаковое название. Решение давать таким узлам московской подземки единое наименование было принято в 2017 году. Такое требование для пересадочных станций внесли в Закон «О наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена города Москвы» по инициативе столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
2. Для пассажиров открылся южный подземный вестибюль станции «Лианозово» МЦД-1
Строители возвели южный вестибюль на месте старой железнодорожной станции.
Внутри обустроили все для удобства пассажиров включая лифты, эскалаторы и кассы, в том числе создали комфортную среду для маломобильных граждан. Площадь вестибюля – 555,75 м², стены и колонны облицованы гранитом.
ТПУ "Лианозово" соединяет Дубнинскую улицу, Лианозовский проезд и позволяет пассажирам с комфортом совершать пересадки с МЦД-1 на наземный городской транспорт и метро.
Напомним, что в сентябре прошлого года открылись сама станция МЦД-1 и северный вестибюль, совмещенный со станцией метро «Лианозово». Реконструкция станции превратила Лианозово в важный транспортный узел для двух районов столицы: Лианозово и Дмитровский.
Старую же ж/д-платформу «Лианозово» Савёловского направления в её месте прежнего расположения у Лианозовского рынка демонтировали.
3. Начата проходка ещё одного ствола на Троицкой линии
В начале марта на Ленинском проспекте (площадке №3 перегона «Академическая» - «Вавиловская» Троицкой линии) началась проходка вертикального ствола.
Старт стволопроходческого комплекса (СПК) прошел торжественно: под вспышки фотокамер и аплодисменты нажата пусковая кнопка, по традиции разбита бутылка шампанского о корпус стволопроходческого комплекса с прекрасным женским именем «Валентина». Это значит, что началось строительство ствола для водоотливной установки будущей Троицкой линии метро на участке между станциями «Новаторская» и «ЗиЛ».
Такая проходка относится к классу самых сложных в метростроении, поэтому неслучайно, что для работ снова привлечены специалисты АО «Трансинжстрой», которые впервые начали применять СПК еще в 2007 году. Уникальное оборудование доказало свою эффективность в стесненных условиях плотной городской застройки, и вертикальный ствол на Ленинском проспекте станет седьмым на счету компании. «Валентине» предстоит работать целый месяц. Ее задача фактически «выгрызть» порядка 3 тысяч кубометров породы и опуститься на глубину более 46 метров, где впоследствии будет построена водоотливная установка для нужд метростроения.
СПК погружается в забой, а вращающийся режущий барабан, оснащенный зубьями, срезает грунт по всему сечению ствола в диаметре 8,5 метров. До начала работ шахта заполняется водой. Разработанная порода удаляется специальным насосом, и поступает на поверхность к сепарационной установке для очистки. После каждого пройденного в глубину метра происходит сооружение кольца обделки с использованием сборных бетонных элементов, которые изготавливаются на заводе АО «Трансинжстрой».
4. Четвёртый перенос сроков завершения реконструкции северного вестибюля станции «Каширская»
На паспорте объекта обновлён срок проведения работ по реконструкции северного вестибюля «Каширской» Большой Кольцевой/Замоскворецкой линий. Теперь завершение строительных работ намечено только на III квартал этого года.
В официальных транспортных приложениях указывается дата 9 сентября.
5. На Замоскворецкую линию вышли составы нового поколения
11 марта 2024 г. Сергей Собянин принял участие в церемонии выхода на линию первого метропоезда новой серии "Москва-2024".
"Мы продолжаем обновление подвижного состава Московского метро. Доля современных вагонов уже достигла 74%. Сегодня на линию вышел первый поезд нового поколения "Москва-2024" – более комфортный и эффективный. В общей сложности за два года будет получено 560 таких вагонов, что позволит обновить парк Замоскворецкой линии – одной из самых популярных и протяжённых линий метро. Поздравляю пассажиров с этим знаменательным событием", – отметил Сергей Собянин.
По словам Сергея Собянина, совершенствование поездов метро на этом не остановится – уже сейчас ведётся разработка ещё более современного поезда "Москва-2026".
Главные отличия новой серии от "Москвы-2020":
- до 1,15 м (+10%) увеличено расстояние в проходе между сидениями, что более удобно как для сидящих, так и для стоящих пассажиров, вместимость увеличилась на 17 человек;
- до 50 см (+5%) увеличена ширина сидений, за счёт этого они стали удобнее;
- для обивки сидений использован более практичный материал, за счёт чего сиденья будут сохранять чистоту гораздо дольше;
- USB-зарядки перенесены с сидений на поручни, что позволит подключаться к ним, не беспокоя рядом сидящих пассажиров, в планах – установка новых портов type-c и увеличение количества разъёмов;
- в головных вагонах установлены аппарели для маломобильных пассажиров.
По сравнению с "Номерными" вагонами максимальная вместимость поезда "Москва-2024" увеличилась на 10%. При этом двери стали шире на 32%, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Впервые в поездах на Замоскворецкой линии появилась возможность сквозного прохода от первого до последнего вагона – пассажиры смогут быстрее подходить к нужному выходу и тем самым экономить время в пути. Благодаря улучшенной шумоизоляции поездки в новых поездах станут намного комфортнее.
Обновлённый дизайн салона был выбран посетителями выставки "Станция Манеж", прошедшей в рамках Московского урбанистического форума-2023. В голосовании приняли участие 82 тыс. человек. Из трёх вариантов победил дизайн в стиле "Эко" (38,2% голосов), исполненный в коричневых тонах со вставками под дерево.
Обновление подвижного состава Замоскворецкой линии планируется завершить в 2026 г. – это рекордные темпы. Ориентировочно за 3 года парк зелёной линии будет полностью обновлён – поезда типа "Номерной" заменят современные составы "Москва-2024" (65%) и "Москва-2026" (35%). Всего в планах закупка 448 вагонов "Москва-2024" и 248 вагонов "Москва-2026".
6. Светофоры зажглись на Троицкой линии
На станции «Тютчевская» (проектное название «Славянский Мир») Троицкой линии начались работы по наладке системы СЦБ - устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих контроль за движением поездов.
7. Когда же откроется объединенный вестибюль станций «Печатники» Большой Кольцевой/Люблинско-Дмитровской линий?
Несмотря на то, что многие ожидали открытие второго выхода объединенного вестибюля на ул. Гурьянова до Нового Года (уж слишком активно велись работы), сроки строительства объекта в последний момент были продлены. К сожалению, в последнее время подобная участь постигает многие объекты, которые планируют сдать отдельным этапом уже после ввода в эксплуатацию основного объекта.
В официальном ответе Департамента строительства города Москвы говорится, что "завершить все строительно-монтажные работы на объекте планируется во 2-м квартале 2024 года".
Также неравнодушные жители обращались и к Президенту России, и согласно официальному ответу "планируемый срок завершения работ и ввода объекта в эксплуатацию - 3 квартал 2024 года".
8. Завершена надвижка на «Текстильщиках»!
Надвижка пролёта и сборка основных конструкций надземной пересадки между станциями «Текстильщики» Большой Кольцевой линии и Таганско-Краснопресненской линии завершена.
Многотонный пролет "преодолел" проезжую часть Люблинской улицы и "достиг" крайней опоры.
Место строительства примыкания пересадки к станции Таганско-Краснопресненской линии над её верхним перекрытием. Здесь раскрыт котлован для строительства будущего эскалаторного наклона с уровня надземной галереи на уровень промежуточного этажа над станцией. Далее на саму платформу будут вести лестничные сходы.
9. Да будет свет на «Потапово»!
На станции «Потапово» (проектн. «Новомосковская») Сокольнической линии подключено освещение над частью платформы.
Начались работы по 3 этапу - сборка фермы будущего надземного перехода от западного вестибюля прямо к тротуару на эстакаде ул. Александры Монаховой.
Подробный обзор строительства станции от 📹 PRO METRO:
10. Началась отделка станции «Корниловская»
Началась отделка путевых стен станции «Корниловская» (проектн. «Мамыри») Троицкой линии.
Смонтированы первые панели с названием станции.
К монтажу инженерных систем на станции пока не приступили. В подземном южном вестибюле бо́льшая часть стен уже облицована мрамором, на полу завершается укладка камня. В наземном северном вестибюле на будущие полы укладывается гидроизоляция.
Станция готова на 70%. По нашим данным, открытие намечено на II квартал 2025 года.
Прочие события
В прошедшем месяце на нашем канале мы опубликовали сразу два больших репортажа: о том, как производятся эскалаторы для московского метро:
и об экскурсии на станцию «Новаторская» первой очереди Троицкой линии:
Четвертая ССВ депо «Столбово»
Продолжается строительство самой длинной и сложной в строительстве служебной соединительной ветви от электродепо «Столбово» до тупиков за станцией «Коммунарка» Троицкой линии. Это единственная из четырех ССВ, которая возводится с помощью тоннелепроходческого комплекса.
Пройдено уже 10% (119 метров) тоннеля соединительной ветви.
Продолжается и строительство самого депо. Стройплощадка сейчас выглядит так:
Сюжет о ходе строительных работ:
На станции «Генерала Тюленева» Троицкой линии готов выход в город
Готов в основных конструкциях один из двух лестничных сходов выхода в город. Продолжаются работы по сооружению лифтового павильона.
Продолжается операция по спасению сломавшегося щита
Проходка правого перегонного тоннеля «Крымская» – «ЗиЛ» Троицкой линии была приостановлена в связи с разрушением опорного подшипника тоннелепроходческого комплекса (ТПМК). Площадка ремонтной камеры для ТПМК "Александра" была организована непосредственно в месте его остановки - у путей Павелецкого направления.
На стройплощадке завершены буровые работы. Идет подготовка к раскрытию котлована — начат монтаж распорной системы. Выполнить замену головной части щита планируется в апреле, а завершить все работы на этой площадке – до начала июня.
Подменная часть для ТПМК складирована на соседней стройплощадке оборотных тупиков станции «ЗИЛ».
На станциях центрального узла "рассекречены" пересадки"
Московский метрополитен продолжает разоблачение "секретных" пересадок на станциях центрального узла: в связи с ремонтом эскалатора появились плакаты о наличии альтернативной пересадки через совмещенный вестибюль между станциями «Охотный Ряд» и «Театральная».
Полностью завершено устройство монолитных конструкций подземной пересадки между станциями «Электрозаводская» Большой кольцевой и Арбатско-Покровской линий
«Строители завершили устройство основных конструкций подземной пересадки между станциями «Электрозаводская» Большой кольцевой и Арбатско-Покровской линий метро и осуществляют обратную засыпку котлована», – отметил Андрей Бочкарёв.
«Одновременно здесь ведется устройство инженерных систем, в частности, строители монтируют воздуховоды и трубопроводы, силовой и слаботочный электрокабели», – добавил Андрей Бочкарёв. Он уточнил, что параллельно продолжается архитектурная отделка пассажирской зоны и служебных помещений – полы и стены облицовывают гранитом.
«На следующем этапе установят исторические горельефы «Путейцы» и «Работницы Электрозавода», которые когда-то украшали станцию Арбатско-Покровской линии, а в настоящее время находятся на реставрации», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов. По его словам, при выполнении работ строители аккуратно и бережно относятся к историческому наследию – при примыкании пересадки в торец исторической станции художественные элементы оформления последней были сохранены.
На «Академической» Троицкой линии наконец ведутся работы на всём протяжении котлована будущей станции
Завершается демонтаж стены в грунте между западной и центральной частями котлована.
Началось раскрытие котлована в его центральной части. Ведётся монтаж расстрелов и подкосов.
Начат демонтаж разделяющей стены в грунте между центральной и восточной частями котлована. Распиловка осуществляется с помощью алмазного каната.
В месте размещения будущего пересадочного вестибюля ведутся монолитные работы. Частично готовы конструкции подплатформенных помещений.
На соседней станции «Вавиловская» началось раскрытие котлована одного из выходов на поверхность
Также около перекрестка Ленинского проспекта и улицы Панфёрова ведется демонтаж обвязочной балки свайного ограждения котлована.
Заливается перекрытие платформенной части станции. На месте будущего эвакуационного выхода (бывшая монтажная камера) также продолжаются монолитные работы, но они находятся на более ранней стадии.
Блок служебных помещений изнутри, фото сделано с уровня будущих путей перегона до «Новаторской».
На «Новаторской» Троицкой линии приступили к строительству обоих подземных переходов под Ленинским проспектом - из южного и северного вестибюлей.
На момент публикации уже демонтированы конструкции старого подземного перехода под Ленинским проспектом у пересечения с ул. Новаторов. В этом же месте будет возведен новый переход.
Началась отделка фасада северного вестибюля станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии
Ведётся благоустройство как около вестибюля, так и на площадке строительства оборотных тупиков.
На платформе станции «Бачуринская» Троицкой линии облицовка потолка и путевых стен завершена на 80%
Активизировались работы по строительству выхода №3 (со стороны префектуры). Ведётся раскрытие оставшейся части котлована и укладка бетона в основании.
Продолжается возведение стен лестничного схода на пешеходном выходе №4 (ближнем к жилому сектору).
На станции «Коммунарка» Троицкой линии приступили к строительству выхода в город
Он у станции будет только один. Ведётся разработка грунта и резка стены в грунте для соединения вестибюля и пешеходного выхода.
ОЗЭП «Коммунарка»
Рядом со станцией метро «Коммунарка» возводится объединенное здание эксплуатационного персонала для размещения инженерно-технического аппарата дистанции служб, осуществляющего руководство эксплуатационными подразделениями. Оно будет связано подземным переходом со станцией Троицкой линии.
Во втором вестибюле станции «Авиамоторная» БКЛ установили эскалаторы и лифты
Во строящемся вестибюле станции «Авиамоторная» БКЛ завершаются работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования.
«Смонтированы три эскалатора, они уже успели пройти обкатку и грузовые испытания. Также установлены два лифта для маломобильных групп населения, ведется подготовка к их техническому освидетельствованию. Продолжается прокладка кабеля, в настоящий момент уложено уже около 90 процентов от общего объема. Кроме того, близится к завершению монтаж систем электроснабжения, освещения, вентиляции, видеонаблюдения, противопожарной безопасности, а также турникетов и аппаратов для досмотра багажа», — рассказал Андрей Бочкарев.
Специалисты интегрируют новые инженерные системы с уже действующими на станции. Это позволит после завершения монтажа приступить к комплексным испытаниям оборудования.
«В частности, будет проверена бесперебойность работы систем автоматического пожаротушения. Испытания необходимы для последующей передачи нового оборудования в эксплуатацию», — добавил заммэра.
Кроме того, завершаются архитектурно-отделочные работы в пассажирской и технической зонах вестибюля. Так, пол в кассовом зале уложен гранитом, стены и колонны облицованы мрамором, на потолке установлены декоративные панели. В технической зоне на полу использован керамогранит, покрытие стен выполнено с применением акриловой краски на водной основе.
На территории возле вестибюля проведут сезонные работы по благоустройству. Специалисты уложат гранитный камень, разобьют газон и заасфальтируют технологический проезд к вентиляционным киоскам.
Рядом с вестибюлем станции метро «Белорусская» завершается строительство общественно-рекреационного комплекса (ОРК) «Тверская застава». Предварительно стены вестибюля были усилены.
На станции «Царицыно» МЦД-2 открылся новый турникетный павильон
Вход расположился со стороны Каспийской улицы (напротив рынка).
Начался монтаж лестничных сходов временного надземного пешеходного перехода, который расположится ближе к станции метро.
Под путепроводами на Новоцарицынском шоссе ведутся работы по заглублению дорожного полотна (на месте бывшего тротуара).
Активные работы на станции «Серп и Молот» МЦД-2/4
Ведётся наружная отделка павильона станции.
Продолжается строительство первых двух платформ. Залито основание схода с будущего конкорса на одну из платформ.
Демонтирован лестничный схода старого подземного перехода.
Открытие запланировано на следующий год.
С заделом на будущее
Камера съездов перед станцией «ЗиЛ» Троицкой линии. В рамках работ возводится также служебная соединительная ветвь к перспективной станции «ЗиЛ» Бирюлевской линии.
Первые конструкции на «Бульваре Карбышева»
Начались работы по армированию стен будущих оборотных тупиков за станцией «Бульвар Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии.
Прогресс на «Беговой» МЦД-1 и МЦД-4
Продолжаются монолитные работы на всех платформах. На центральной платформе продолжается монтаж навеса. Смонтирован гусеничный кран грузоподъёмностью 500 тонн для монтажа металлоконструкций конкорса.
Открыть станцию для пассажиров планируется в 2025 году.
В подуличном переходе северного вестибюля станции «Озёрная» Солнцевской линии ведётся подготовка к открытию ещё одного выхода – в здание ТЦ «Кувшинка»
«Митьково» готовят открытию, которое состоится уже этим летом
Выполнены основные работы на платформах станции «Митьково» – нового остановочного пункта, расположенного на „центральном участке“ МЦД-3. Продолжается строительство павильона.
«Тютчевская» Троицкой линии - в лидерах по отделке
На платформе практически в полном объемы выполнены отделочные работы. В вестибюле заканчивается облицовка панелями потолков, ведётся отделка стен.
Строительство новой станции «Петровско-Разумовская» на МЦД-1
Установлены пролеты конкорса со стороны ул. Комдива Орлова.
Начались работы по кровле на сходе на платформу.
Сход на вторую платформу и выход в город к станции метро.
Первый монолит на «Рижской» МЦД-3
Ведутся работы по одной из двух платформ платформ (в сторону «Ипподрома»).
Новый вид тактильных плит в московском метро
В вестибюле и на платформе станции «Третьяковская» Калужско-Рижской/Калининской линий уложены тактильные плиты нового вида – из нержавеющей стали.
Реконструкция станции «Тестовская» МЦД-1
Продолжаются работы по новому подземному вестибюлю. Готовы первые опоры новых платформ (на последних трёх фото).
Завершение всех работ на «Тестовской» МЦД-4
Завершается строительство северного вестибюля станции и надземного перехода над соединительной ж/д-ветвью №26, ведущего к продлённому участку Шелепихинского шоссе и ЖК "Хедлайнер".
Москомархитектура распорядилась подготовить проект ТПУ "Фили"
Работы проводятся за счёт средств и в интересах АО "Новая концессионная компания" (концессионер северного дублёра Кутузовского).
Готовность проекта планировки - 2025 год.
Новый этап работ на станции «Зеленоград-Крюково» МЦД-3
Ведётся строительство дополнительного надземного перехода через ул. Ленина. Продолжаются работы на пролете и сходе на поверхность. Ведутся работы по уширению проезжей части улицы Ленина.
Дан официальный старт строительству ВСМ-1
Мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту РФ Владимиру Путину о начале строительства московского участка высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург (ВСМ-1).
«Для Москвы и Санкт-Петербурга – это, конечно, важнейшая дорога, которая соединит две агломерации с миллионами людей, которые очень часто уже ездят из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Это, конечно, и деловая активность, как вы сказали, туризм, это просто другое качество жизни и другая экономика, что немаловажно. Владимир Владимирович, вы открывали МЦД-3, который идет как раз в сторону Санкт-Петербурга, до Зеленограда из Москвы. И когда мы строили МЦД-3, мы сразу делали заделы под ВСМ. Уже серьезные заделы сделаны. Это дает возможность практически с сегодняшнего дня начинать уже проект самого ВСМ – строительство ВСМ. В Зеленограде вокзал, на котором мы сейчас находимся – современной комплекс. Он является, по сути дела, частью вокзала ВСМ, первая остановка здесь будет в Москве – в Зеленограде. Так что задел есть, Владимир Владимирович. Можно приступать к работе», – сказал Собянин.
Мэр Москвы добавил, что все то, что обсуждалось на совещании под руководством президента страны по проекту ВСМ, будет выполнено в полном объеме.
Собянин назвал старт строительства ВСМ началом новой истории российских железных дорог. «Сегодня, по сути дела, начинается новая история российских железных дорог уже на современном высокотехнологичном уровне. Вы правильно на совещании в Пышме сказали, что по большому счету после реализации этого проекта это будет новая транспортная реальность в нашей стране, и объединит миллионы людей», – добавил мэр.
Как сообщается в материалах пресс-службы мэра и правительства Москвы, ВСМ-1 протяженностью 679 км свяжет крупнейшие городские агломерации и экономические центры России, в которых проживают около 40,2 млн человек – 27% населения страны. Благодаря новой магистрали время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится почти в два раза – с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. Из Зеленограда до Санкт-Петербурга можно будет добраться менее чем за два часа.
На маршруте ВСМ-1 предполагается 16 остановок. Из них четыре на территории Москвы: Ленинградский вокзал, «Рижская», «Петровско-Разумовская» и «Зеленоград-Крюково». Эти четыре будущих вокзала ВСМ-1 будут реконструированы. Суммарно на четырех московских вокзалах новой магистрали обеспечат возможность пересадки на 14 станций метро и МЦД, а также на наземный городской транспорт.
В час пик высокоскоростные поезда уже в 2028 году будут ходить с интервалом 15-20 минут, а с 2030 года – 10-15 минут. Максимальная скорость движения на территории Москвы составит до 200 км/ч. От Зеленограда до Санкт-Петербурга – до 400 км/ч. Для запуска ВСМ-1 будет создан новый отечественный подвижной состав.
По оценкам экспертов, открытие ВСМ-1 увеличит пассажиропоток высокоскоростных перевозок в 4,2 раза – с 5,5 млн до 23 млн человек в год в 2030 году.
Отмечается, что на московской части ВСМ-1 наиболее сложным является строительство участка от Ленинградского вокзала до Алабушево длиной 43 км. Работы предстоит вести в условиях плотной городской и пригородной застройки без остановки движения поездов Октябрьской железной дороги (МЦД-3, пригородное, дальнее и грузовое сообщение).
Зачем 🚊 ВСМ-1 «Москва - Санкт-Петербург» нужно столько остановок? Ответ попытались найти авторы материала:
Такими событиями запомнится март 2024. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).