8,1K подписчиков

Большой разбор "Матрицы: перезагрузка": Зион не реален, а люди и машины это одно и то же?

6K прочитали

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не знаю, что будет в будущем, но я могу рассказать, как всё началось".

Поэтому первый фильм был снят как отдельная и в каком-то плане завершённая история, но даже первый фильм уже поднял важные для этой вселенной вопросы: что такое Матрица и что такое человек? Естественно, оставив их без ответа.

Второй фильм начинается с места в карьер - уже в заставке нам показывают как вот эти зелёные компьютерные символы собираются в нечто, похожее на галактику, потом это усложняется до иероглифов, которые собираются в цифровые часы, которые превращаются в настоящие. Прекрасный способ визуально показать, что в основе многих процессов, которые нам кажутся естественными, лежат какие-то мелкие элементы, которые не так уж сложно симулировать.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...

Но вообще мы видим сон Нео, в котором он видит будущее (и нам уже по традиции второстепенный персонаж спойлерит сюжет - охранник, на столе у которого стояли эти самые часы, говорит: "Увидимся завтра", намекая на то, когда это случится).

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-2

И я, когда садился за просмотр, думал, что вот, первая часть закончился, дальше всё будет проще и понятнее, может, стоит два фильма запихнуть в одну статью, но что-то первая же сцена показывает, что это вряд ли получится. Потому что, смотрите, первый фильм никогда нам напрямую не говорил, что действительно можно считать человеком, а что программой, но через диалоги постоянно поднимал эту тему, давая нам достаточно много намёков, чтобы мы могли сами у себя в голове поднять этот вопрос и над ним подумать. И первая же сцена "Матрицы: перезагрузки" продолжает эту линию, делая её более явной. Почему Нео видит эти события в своём сне? Потому что он человек, который беспокоится за судьбу любимой? Потому что он Избранный, сверхчеловек и пророк, который может видеть будущее? Или потому что он программа, которая собирает вот эти самые мелкие элементы из заставки и, исходя из них просчитывает будущее?

Мы тем временем узнаём, что у повстанцев всё плохо - машины перекрывают стандартные точки доступа к Матрице, а полмиллиона охотников прокладывают путь к Зиону. И давайте честно - вы когда-нибудь задумывались, а почему это происходит? В прошлом фильме агент Смит очень пытался достать коды к расположению Зиона, но, вообще-то, Морфеус ему их так и не выдал.

Впрочем, гадать долго не придётся - на экране появляется агент Смит, который говорит, что Нео сделал его свободным. А после того, как Нео легко разбирается с перепрошитыми версиями агентов, Смитов нам показывают аж двух, причём Линк, новый оператор, не понимает, кто это, замечая, что это какой-то новый вид шифрования.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-3

Кстати, вы же помните, что в первом фильме означали таблетки? Синяя - остаться и подчиниться системе, красная - бунтовать против неё. А теперь посмотрите на вот этот кадр из Зиона, насколько он пропитан синим цветом. Нам визуально показывают, что Зион - это не какая-то противоположность Матрицы, а просто новая система. В которой остался один-единственный бунтарь в красном - Морфеус. Вообще, если будете пересматривать, обратите внимание на то, насколько часто нам именно с помощью красного и синего цвета в Зионе показывают темы послушности или бунтарства тех или иных персонажей.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-4

Мы получаем ещё одну мысль насчёт выбора и свободы воли - парень по имени Малыш, говорит, что его спас Нео, и восторгается Избранным. И любое его действие просчитывается не только Нео, но и любым другим человеком - он всегда встречает их корабль, всегда помогает им, а когда он говорит, что скоро достигнет местного совершеннолетия, хоть и он и говорит, что много размышлял, но всем уже ясно - он захочет вступить в команду "Навуходоносора".

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-5

Кто плохо помнит - суть конфликта в том, что Морфеус верит в Избранного и хочет держать связь с Матрицей и Оракулом, тогда как многие другие капитаны и правители Зиона считают, что им нужны все силы, чтобы подготовить оборону города. Ну и опять, помните, в прошлой статье я цитировал Морфеуса: "Матрица везде. Люди, которые ходят в церковь, платят налоги..." И нам ещё более ясно показывают, что Зион просто создаёт свою собственную Матрицу - у него есть своя система правления, свои правила, и даже есть свой собственный храм - так называют место для собраний, свои молитвы - так называют обращения членов местного Совета, и собственная религия - многие начинают прямо всерьёз поклоняться Нео.

Между тем, в сюжет добавляется ещё один диалог на тему свободы выбора - Линк рассказывает, что не может быть с женой и вынужден пропадать в командировках на "Навуходоносоре", потому что он обещал это убитому в первой части Дозеру.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-6

Ещё одна любопытная деталь, которая упущена в дубляже - вообще, персонажи произносят имя "Морфеус" очень чётко, так, как оно звучит и на русском. Но вот в этой конкретной сцене советник Хаманн, завершая молитву, говорит толпе: "Я дам вам то, что вы хотите услышать. Я дам вам ..." - и произносит имя Морфеуса, проглатывая последнюю "с". То есть, он буквально воплощает фразу про "религия - oпиум для народа" (мoрфий - основная часть oпиума).

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-7

В общем, если вам казалось, что вот эта странная сцена выглядит так, будто это рейв-вечеринка под веществами, только вместо реальных веществ - информационные, в виде проповеди от Морфеуса.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-8

Нео с Тринити тоже милуются в это время совершенно не случайно - нам показывают, что у этой пары тоже есть свой источник опьянения, в виде любви друг к другу.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-9

Ну а перед тем, как наступит то самое "завтра", о котором нам говорил охранник, и кошмары о котором будят Нео. Он выходит на "улицу" и беседует с советником Хаманном. И этот разговор настолько важный, что придётся его привести почти целиком, несмотря на всю его длиннющесть. Потому что он подводит черту под всей той информацией, которую мы накопили до этого момента, и задаёт тему для дальнейшего развития.

— Я просто не способен много спать.
— Это хороший знак.
— Знак чего?
— Что ты на самом деле всё ещё человек. <...> Ты бывал когда-нибудь на техническом этаже? Мне нравится гулять там по ночам, это довольно удивительное зрелище. Хочешь взглянуть?
— Конечно.
— Почти никто не спускается сюда. Конечно, до тех пор, пока не появится проблема. Так бывает с людьми. Никого не волнует, как это работает, пока это работает. Мне тут нравится. Мне по душе видеть напоминание о том, что город выживает, благодаря этим машинам. Эти машины сохраняют нашу жизнь, а другие машины пытаются нас убить. Интересно, не правда ли? Сила давать жизнь и сила отнимать её.
— Мы обладаем такой же силой.
— Да, думаю, да, но порой я думаю о тех людях, которые всё ещё подключены к Матрице. И когда я смотрю на эти машины, я не могу избавиться от мысли, что мы, в каком-то смысле, подключены к ним.
— Но мы контролируем эти машины, а не они нас.
— Конечно, как может быть иначе? Сама идея об этом - просто нонсенс. Но можно задаться вопросом - а что такое "контроль"?
— Если мы захотим, то сможем отключить эти машины.
— Конечно. Именно. В точку. Это и есть контроль, не так ли? Мы можем сокрушить эти машины в пыль, стоит только захотеть. Хоть если мы так сделаем, то обнаружим, что остались без света, тепла, воздуха...
— То есть, мы нуждаемся в машинах, а они нуждаются в нас. Это ваша точка зрения, советник?
— Нет. Никаких точек зрения. Старик вроде не меня не утруждается такими вещами.
— Почему вы не говорите мне, что у вас на уме, советник?
— В этом мире так много всего, чего я не понимаю. Видишь эту машину. Она каким-то образом перерабатывает воду для наших запасов. И я понятия не имею, как она работает. Но я понимаю причину, по которой она работает. И я совершенно не представляю, как ты способен делать то, что ты делаешь. Но я верю, что для этого тоже есть причина. И могу только надеяться, что мы поймём эту причину до того, как станет слишком поздно.
На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-10

Итак. К чему мы пришли? Во-первых, Нео, вроде, человек, но его в очередной раз сравнивают с машиной. Во-вторых, идёт сравнение людей и машин в целом - и они оказывают похожи друг на друга и по силам, и по целям, и много по чему ещё. И за этим стоит невысказанный вопрос - а можем ли мы в таком случае переносить машинную логику на человеческую? И вообще, можем ли мы провести чёткую грань между машиной и человеком? Потому что есть машины, которые работают каким-то непонятным для человека образом, а есть точно такой же "технический этаж" в глубинах человеческой психики, который мы тоже не особо понимаем, и на который не лезем до тех пор, пока там всё более-менее нормально работает. Но если с в случае с каким-нибудь ноутбуком нам не нужно глубокое понимание физических процессов, достаточно знать, для чего нужна та или иная деталь, причину её существования, то вот в своей голове мы обычно не копаемся даже на таком уровне.

Наступает день, Нео идёт на встречу с Оракулом, по пути его чуть было не убивает Бэйн (парень, в которого, как мы позже узнаем, вселился Смит), а Мышонок передаёт Нео подарок от сирот со словами: "Он сказал, ты должен понять" - ложку. И с одной стороны, это послание о том, что Нео должен помнить, что ложки нет и верить в себя, а с другой - а не намёк ли это на то, что и этой ложки нет, и Зион - тоже просто часть программы? Ещё один уровень Матрицы, созданный просто для того, чтобы удалить в него людей, которые всегда будут бунтовать, искать свободы и так далее, чтобы они не баламутили жизнь большинству тех, кто в Матрице живёт с радостью.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-11

В Матрице Нео встречается с Серафом, и тот ведёт его к Оракулу через коридор с дверьми, который Нео, сам бывший программист, мгновенно узнаёт как отладочный - место, откуда администратор системы может попасть в любую точку, не запариваясь с "прохождением" всего уровня. И эта сцена - прекрасный намёк на то, что самое большое начальство в Матрице как-то не особо против, чтобы у Пифии и людей, которым она помогает, было настолько серьёзное преимущество, не настолько уж оно враг этим повстанцам.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-12

Нео беседует с Оракулом, как раз поднимая эту тему ("Матрицу" вообще очень удобно анализировать - стоит только остановиться и подумать, что символизирует тот или иной кадр, как тебе в следующей сцене проговаривают эту же мысль). Нео говорит, что она программа и продолжает:

— Но раз так, то это может означать, что вы тоже часть этой системы, другой вид контроля.
— Продолжай.
— Полагаю, самый очевидный вопрос - как я могу вам доверять?
— Бинго.

И дальше Пифия говорит, пожалуй, одну из ключевых мыслей в фильме - о том, что, как минимум, иногда, мы стараемся объяснить собственные поступки окружающим миром, хотя было бы полезнее подумать об их настоящих причинах.

— Плохие новости в том, что нет способа, с помощью которого ты мог бы узнать - я здесь для того, чтобы помочь тебе или нет. Так что тут всё зависит от тебя. Придётся пошевелить собственными извилинами или либо принять то, что я скажу, либо отвергнуть это. Конфетку?
— Вы уже знаете, возьму я её или нет?
— Плохим бы я была оракулом, если бы не знала.
— Но если вы уже знаете, то как я могу выбирать?
— Потому что ты пришёл сюда не для того, чтобы делать выбор. Ты его уже сделал. А здесь ты в попытке понять, почему ты его сделал.

Ну и скармливает Нео ещё одну красную таблетку под видом леденца. А на вопрос - почему она помогает людям, она отвечает, что её заботит будущее, и единственный способ дожить до него - быть вместе.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-13

А дальше Пифия говорит кое-что важное, и все на это обращают внимание, но мало кто понимает, насколько это важно. Она рассказывает о том, что всякие вещи типа призраков, оборотней, пришельцев - это случаи, когда система поглощает какую-то сбоящую программу. И Нео говорит очень важную вещь:

— Программы хакают программы... Но почему?
—У них есть свои причины, но обычно программа выбирает изгнание, а не удаление.
— И почему же программы могут быть удалены?
— Может, она сломалась. Может на замену создана лучшая программа - такое постоянно бывает. И когда это случается, у программы есть выбор - или спрятаться тут, или вернуться к источнику.
— В мэйнфрейм (главный сервер).
— Да. Куда ты должен отправиться. Где заканчивается путь Избранного.

Буквально сразу за этой сценой появляется агент Смит, который объясняет, что с ним случилось когда Нео влетел в него в конце первого фильма:

— Наша связь. Я не совсем понимаю, как это произошло. Возможно, какая-то часть тебя отпечаталась во мне, что было перезаписано или скопировано.

Это не только объясняет, почему машины внезапно начали так эффективно охотится на повстанцев - информацию об этом Смиту неосознанно передал сам Нео, но и опять намекает на кое-что другое, а именно - посмотрите предыдущий диалог, кто там умеет взламывать и переписывать программы? А на закуску давайте ещё сопоставим тот факт, что программы должны вернуться в источник - и Нео должен попасть туда же.

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-14

В целом, перед одной из самых крутых драк в истории кино Смит вываливает нам огромную кучу его личного лора, только, по традиции, не прямым текстом, а немного иносказательно и вразброс. В первой Матрице у него, как у агента, была строгая программа и строгая цель - найти координаты Зиона и уничтожить его. После того, как Нео переписал Смита - эта цель перестала иметь смысл, ведь Смит получил эти самые коды, Смит освободился от влияния Матрицы, от рамок программы:

— Из-за вас я изменился, я отключился. Новое существо, можно сказать. Как и вы, очевидно, свободное.

И этой фразой он обращается не только к Нео, но и вообще к зрителям, ведь для нас, людей это как раз и кажется очевидным - свобода это когда у тебя нет навязанной программы, как у машины. Однако, Смит в этой фразе, на самом деле, иронизирует, что он объясняет чуть позже:

— Но, как вы знаете, впечатление может быть обманчивым, что возвращает меня к причинам, почему мы здесь. Мы здесь, не потому что мы свободны, мы здесь, потому мы несвободны. Нет спасительной причины, нет отрицающей цели. Ведь, как мы оба знаем, без цели, мы не могли бы существовать.

Если вы не поняли, то ничего страшного - там в оригинале довольно специфичная фраза, которую сложно перевести на русский (и с ней, вроде, ни один из переводчиков так и не справился). Смит прекрасно знает, что такое следовать инструкциям программы, быть несвободным. И он прекрасно видит и признаёт, что, отключившись от Матрицы, он не обрёл свободу, просто у него теперь появилась другая цель - и это та самая цель, о которой он говорил в первом фильме, когда рассуждал о том, что человечество это вирус, которому только и надо, что захватывать новые территории и размножаться. Получив код от Нео, Смит получил и частицу человечности, превратившись, натурально, в компьютерный вирус, который стремится заразить все файлы и максимально размножиться, больше ничего. И если до этого мы сначала обсуждали текущие действия и свободу выбора, потом плавно перешли к тому, что для понимания этих действий нужно знать причину, то Смит продолжает эту цепочку, говоря, что для понимания причины нужно знать цель, он говорит, что нет смысла искать какую-то важную причину, которая объясняла бы текущее положение, потому что у них обоих есть свои цели, из-за которых они были обязаны здесь и сейчас встретиться.

Продолжает эту тему Меровингиан, к которому герои пришли за помощью в поисках Мастер-Ключника.

— Ты знаешь, почему мы здесь.
— Я - траффикер информации. Я знаю всё, что только возможно. Вопрос в другом - вы сами знаете, почему вы здесь?

Траффикер, если что - это игра слов, так называли контрабандистов и всяких торговцев рабами, а с другой стороны, очевидно, Меровингиан имеет в виду буквально отслеживание сетевого траффика.

Ну и напрямую издевается над Нео, говоря, что тот здесь оказался просто потому что ему сказали сюда прийти, а сам он понятия не имеет, что к чему. Ну и, вообще-то, он прав - Нео реально вообще ничего не знает о том, что он должен сделать. А Меровингиан просто делает фаталити, отправляя девушке за одним из столиком десерт, который вызывает у неё возбуждение, и рассказывая о том, как у человека появляются какие-то чувства и мысли.

— Есть только одна истина. Причинность. Действие - реакция. Причина и следствие.
— Всё начинается с выбора.
— Нет. Ошибка. Выбор - это иллюзия, созданная между теми, у кого есть власть, и теми, у кого её нет. <...> Всё начинается так просто - каждая строка программы добавляет новый эффект, прямо как поэзия. Сначала прилив крови, жар. Её сердце трепещет. Она не понимает, почему. Это вино? Нет. В чём же причина? Но вскоре это становится неважно, "почему" и "причина" исчезают, и всё, что имеет значение - само чувство. Такова природа вселенной. Мы боремся против этого, мы яростно отрицаем это, но, конечно, это притворство. Это ложь. Под всей нашей благопристойностью лежит правда в том, что мы себя совершенно не контролируем. <...> Причинность. От неё нет спасения. Мы навсегда её рабы. Наша единственная надежда, наш единственный мир - понять её, понять, почему.
На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-15

Кстати говоря, Меровингиан не то чтобы сильно не прав - хотя нам кажется, что все наши мысли создаются нашим сознанием, но на самом деле наш мозг, как минимум, гораздо чаще реагирует на что-то. То есть, сначала появляется, например, то же возбуждение, начинается выработка гормонов, и только потом мозг на это реагирует и начинает вырабатывать мысль о том, что, ё-моё, что в этом фильме делает Моника Белуччи. И только потом у нас есть небольшой промежуток времени, чтобы эту мысль как-то взять под контроль. Ну ладно, минутка научно-познавательной психологии закончена, возвращаемся к "Матрице".

Меровингиан, на самом-то деле, впервые даёт хоть какое-то размытое определение того, что отличает человека от программы - программа всегда знает, почему. В отличие от человека, которому надо закопаться в дебри своего подсознания, чтобы найти ответ, у программы причина для её действий всегда предельно ясна и заложена в неё при создании.

Заметили, что если в первом фильме авторы постоянно подсыпали разных деталей, чтобы мы начали подозревать в Нео программу, засомневались, начали думать самостоятельно, то во втором фильме они устраивают нам этакие качели, постоянно добавляя факты на обе чаши весов. С одной стороны, мы Меровингиан ясно даёт понять, что Нео до машины ещё ой как далеко, а с другой буквально сразу после этого его жена Персефона говорит, что её всё достало, и раньше было лучше, трава была зеленее, а Меровингиан был больше похож на Нео. Да и вообще, он, может, такой умный насчёт себя, но вот то, что его действия послужили причиной её ревности и предательства - до него так и не доходит.

Впрочем, Меровингиан всё равно остаётся ключевым персонажем, впервые делая явный намёк на то, что Нео - не первый Избранный, и до него были такие же, только "более уважительные".

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-16

И ещё одна маленькая деталь в этой сцене - если прислушаться повнимательнее, то можно заметить, что даже сам Меровингиан в сторону Нео не употребляет слова "человек" - human, он употребляет слово man. То есть, смотрите, какая ситуация. "Человеком" машины Нео называют ровно один раз - первый раз, когда он уклонялся от пуль. А вот словом man... Агент Смит так называет себя после перезагрузки (а вы думали, название фильма - к нему не относится?), он так называет Морфеуса, в сторону которого есть определённые подозрения насчёт машинности, и Меровингиан так называет Нео после его "перезагрузки" (не забываем, Нео в конце первого фильма тоже умер и воскрес).

Дальше, слава богу, идёт полчаса экшена, который разбирать в текущем обзоре незачем, и, наконец, Нео попадает туда, куда стремятся все программы - к Архитектору, который нам наконец-то объясняет всю реальную экспозицию. Что он, будучи математически точной программой, пытался создать полностью идеальный мир, но, как минимум, дважды потерпел неудачу - из-за человеческого несовершенства. На помощь ему пришла новая программа интуитивного типа, которая предложила решение - если дать людям иллюзию свободы, иллюзию того, что они могут делать выбор, то 99% из них с радостью примут условия программы, даже если этот самый выбор существует у них только на уровне подсознания. Но проблема в том, что если использовать такой вот статистический подход, то это означает, что оставшийся один процент - так и будет продолжать бунтовать, и если это не контролировать, то для всей системы может случиться нечто плачевное. Поэтому машины выпускают людей из Матрицы, позволяя им создавать Зион, который они при необходимости перезагрузки Матрицы успешно уничтожают, а потом снова возрождают (кстати, о названии - оригинал-то говорит как раз об этом, он не "Матрица: перезагрузка", а "Матрица перезагруженная").

На съёмках первого фильма у режиссёров "Матрицы" не было уверенности в том, что у них будет возможность продолжить эту историю - об этом нам, собственно, говорит Нео в своей последней фразе: "Я не...-17

При этом Архитектор даже говорит нам о том, кто такой Нео, раскрывая, наконец, все предыдущие намёки и сравнения его с машиной:

У тебя много вопросов. И хотя процесс изменил твоё сознание, ты безвозвратно остаёшься человеком.

То есть, Нео - всё-таки человек, но что за процесс меняет его сознание, о чём это вообще? А речь о том, что Оракул, которая предложила всю эту идею, добавляет в сознание Избранного особый код (таблетки помните?), который и даёт ему определённые силы и заставляет его проходить по контролируемому безопасному пути.

Функция Избранного - вернуться к источнику, позволив временно изъятому коду, который ты несёшь, воссоединиться с главной программой.

Если вы не уловили, то вся эта ситуация с Избранным, добавлением в него кода - это, по сути, описание обучения искусственного интеллекта, которое сейчас широко используется во всех этих нейросетях. Допустим, если надо чтобы искусственный интеллект научился проводить машину из видеоигры по трассе - казалось бы, надо брать лучший результат, но в реальности обучение происходит, когда выбирается группа лучших - не только первый, но и те, кто не так хорош. Алгоритмы в этой группе перемешиваются, и в следующей попытке уже выясняется, кто из них проехал трассу лучше. И такой процесс повторяется тысячи раз до тех пор, пока в итоге из всего этого путём проб и ошибок, путём многократного перемешивания лучших результатов, не отсеется действительно лучший алгоритм из возможных.

В "Матрице" происходит то же самое - в качестве основы берётся общий код всех "нормальных" людей, но для того, чтобы следующая версия чем-то отличалась, чтобы ей было, чему учиться, в неё добавляются те самые мысли, ценности и алгоритмы Избранного. И такое повторяется раз за разом - Нео уже пятый Избранный, который прошёл этот путь.

А единственное отличие в этот раз состоит в том, что теперь в деле находится не только Избранный, но и агент Смит - он, как вирус, уже поражает всё, до чего может дотянуться, и если Нео сейчас не сможет сделать то, что ему предначертано, то обойтись перезагрузкой Матрицы уже не получится, нужно будет полностью "сносить систему". И по ходу этого объяснения Архитектор говорит ещё одну интересную вещь - что машины, на самом-то деле, вполне способны выживать и без людей, причём используя для этого очень интересную фразу, на этот раз намекающую на то, что Зион - это ещё один уровень Матрицы, ещё один вымышленный мир:

— Ты должен будешь <...> восстановить Зион. Провал в исполнении этого процесса выльется в катастрофический системный сбой, убьющий каждого, кто подключен к Матрице, что, вкупе с уничтожением Зиона, в итоге приведёт к уничтожению всей человеческой расы.
— Ты не дашь этому случиться. Ты не можешь. Тебе нужны люди, чтобы выживать.
— Есть уровни выживания, которые мы готовы принять.

Ну и опять поднимается тема предопределённости выбора - предлагая Нео выбор между вхождением в Источник и спасением Зиона и возвращением в Матрицу ради спасения Тринити, Архитектор уже видит, что выберет Нео - по его существующей привязанности, по химическим реакциям в его теле, по тому, как начинают вырабатываться эмоции, которые эволюционно "были разработаны специально для того, чтобы подавлять логику и здравомыслие". Нео ожидаемо выбирает спасение Тринити, а Архитектор расширяет данное раньше агентом Смитом отличие человека от машины:

Надежда. Квинтэссенция человеческих заблуждений, одновременно являющаяся источником вашей величайшей силы и вашей величайшей слабости.

Кстати, ещё одна любопытная деталь из оригинала - машины во всех трёх фильмах ни разу (кроме этого случая с Архитектором) не употребляют слово hope, только believe. Разница между этими словами в том, что believe - это когда ты веришь во что-то, в чём убеждён, что считаешь правильным и обоснованным, что тебе сообщил какой-то авторитетный источник, а hope - это вера, которая находится за пределами понимания (Толкин бы назвал это "эстель"), когда вот всё говорит, что всё будет плохо, а ты всё равно надеешься на то, что что-то случится, и всё изменится к лучшему.

Ну и в конце Нео спасает Тринити, а при встрече с охотниками понимает, что чувствует их и в реальном мире, вырубает их силой мысли и впадает в кому.

Итак. О чём же всё-таки была "Матрица: перезагрузка"? Если первый фильм спрашивал зрителя: "Вот ты думаешь, что ты человек. А по каким критериям ты это определил?" - то второй говорит: "Хорошо, я тебя понял, а теперь садись, поговорим". "Матрица: перезагрузка" берёт разные идеи того, что принято считать человеческим мышлением, и того, что принято считать программой, и жонглирует ими, исследует их - а что если машине добавить человечности? а можно ли человека считать машиной? а если их объединить, то что получится? И особенно в вопросе осмысления "выбора" и свободы - что эти понятия означают для человека и для машины, чем они похожи, чем отличаются, могут ли заимствовать друг у друга эти отличия?

При этом уже второй фильм зрителю не навязывается каких-то выводов - да, в этот раз нам говорят, что у человека от машины есть отличия - машины лучше соображают и понимают причинно-следственные связи, а у людей есть иррациональность и надежда, но даже эти вещи, которые нам говорят прямым текстом, самим же фильмом ставятся под сомнение, ведь, по сути, весь фильм Нео пытается научиться разбираться в причинах собственных действий, а машины (особенно в лице Оракула) пытаются освоить и понять человеческую иррациональность. И если первый фильм заканчивался на неуверенности авторов в том, будет ли у их мира будущее развитие, то второй нам чётко обещает, что вся история "Матрицы" закончится на третьем фильме. Опять-таки, используя очень нехарактерную фразу - to be concluded, то есть, говоря не о "продолжении" или "окончании", а о том, что будут "заключения, выводы".

Так что я начинаю смотреть третий фильм, сюжет которого я на данный момент совершенно не помню, и мы вместе попробуем разобраться, какие же выводы для нас подготовила "Матрица: революция".

Предыдущая часть тут:

Продолжение тут:

А почитать, о чём на самом деле была четвёртая "Матрица" можно тут: