«Люди до прихода посланника Аллаха, мир ему и благословение, были в джахилии, что относится к невежеству. Все, в чем они пребывали из слов и дел, установили для них невежды, и совершали это невежды».
Ибн Таймия, шейх-уль-ислам Дамаска в 13-м веке.
Официальная позиция ислама состоит в том, что до пророка Мухаммеда восток пребывал в состоянии почти первобытного невежества, которое по-арабски именуется джахилией. Есть некое общее мнение, что арабы до этого были дикими, а социальные отношения между ними – противоестественными.
Целая когорта талантливых мусульманских историков и философов старательно убеждала в этом верующих во времена Арабского халифата, и во многом, они были правы. До ислама Аравия действительно пребывала в состоянии бесконечной войны в стиле «брат на брата», голод стал нормой жизни, новорожденных девочек бросали в землю, потому что родители не имели возможности их прокормить. Ислам решил большую часть этих проблем, а потому прошлое совершенно искренне казалось людям страшным сном.
Но все же, исподволь арабские авторы убедили весь мир, что до новой веры их соплеменники являлись дикарями, и эту идею у них затем позаимствовали европейцы. Но это не совсем так: домусульманская Аравия, без сомнения, находилась в социальном и политическом кризисе, однако, ее жители дикарями не были.
Чем же был вызван этот кризис? А климатическим пессимумом раннего средневековья, который спровоцировал в Европе и Центральной Азии Великое переселение народов. Что касается Аравийского полуострова, то он поначалу казался благом: среднегодовая температура снизилась примерно на 2 ℃. До этого численность местного населения находилась на стабильном (и достаточно низком) уровне, но теперь она стала быстро расти.
Когда климат стабилизировался: а) арабы заселили регионы, прилегающие к Римской и Персидской империям, основав царства Гассанидов и Лахмидов, ставшие государствами-клиентами великих держав; б) на самом полуострове начались постоянные междоусобные войны за пространство для жизни, что создало социальную основу для грядущих реформ. Запомним это.
Другое, о чем важно помнить: арабская цивилизация – она очень древняя. Майн, Саба, Химьяр, Набатея и иные небольшие страны Аравии были современниками Египта, Древнего Израиля, Аккада, Ассирии, Вавилона. У них не было ресурсов для расширения, но нельзя сказать, что они ничему не научились.
Делать оружие, управлять населением, издавать законы, считать звезды они умели не хуже, чем их соседи. Арабы постоянно участвовали в римско-персидских войнах на каждой из сторон, знали, как противостоять легиону, катафрактам, фаланге, слонам – сирийцы так вовсе специализировались на элефантерии. Т.е., никакие современные военные технологии для них не представляли секрета.
И еще: постоянные столкновения Византии и Ирана привели к тому, что торговые маршруты из Индии переместились в более безопасную для путешествий Аравию. Вскоре здесь возник многочисленный торговый класс, который многое понимал в экономике, хорошо знал соседние страны и имел высокие организаторские способности. Курайшиты, племя пророка Мухаммеда, почти не занимались сельским хозяйством, а специализировались на транзитной торговле. Сам пророк в юности побывал во многих странах, знал весь регион. Его жена Хадиджа занималась тем, что вкладывала деньги в перспективных караванщиков, получая от их поездок энные суммы.
Т.е., в домусульманской Аравии имелось все, что было нужно для большой войны: умелые администраторы, опытные военные и голодное население, которое следовало лишь направить на внешнего врага. Когда это было сделано, Сирия, Ирак и Палестина сразу пали, предоставив своим новым хозяевам почти безграничные человеческие и материальные ресурсы.
Ранний ислам отличался своим небывалым демократизмом – халифы славились тем, что перераспределяли военную добычу среди простых мусульман. Новообращенным он обещал справедливость и снижение налогов, а также возможную добычу от новых войн. Поэтому захваченные провинции почти не оказывали сопротивления: Египет с его многомиллионным населением был присоединен контингентом, численностью всего 4 тысячи человек.
Обескровленные давним противостоянием Восточный Рим и Персия ничего не смогли этому противопоставить. А когда у арабов появились полководцы, вроде Халида ибн аль-Валида и Саад ибн Абу Ваккас, их преимущество стало поистине подавляющим.