А как устроилась в кондитерскую, которая открылась недалеко от дома, то и времени больше свободного появилось. Да и на коллег своих смотрела, девчонки молодые, ухоженные, со стрижками- прическами. И я среди них, как старуха столетняя, аж стыдно мне стало. Денег стала больше зарабатывать и откладывать. Раньше то я все на продукты тратила, чтобы Коленьку получше накормить, а он до того обнаглел, что морду стал воротить от моей еды, мол, «не вкусно приготовлено, могла бы и расстараться для родного мужа.» Я расстраивалась от таких слов, еще больше старалась приготовить чего нибудь вкусненького.
Как то один раз приготовила курицу, румяная такая получилась, с чесночным ароматом. Николай , как обычно, положил себе на тарелку куриную ножку, поел немного, затем положил вторую, тоже немного откусил с разных сторон и отодвинул тарелку, мол, «наелся». А мясо куриного на косточке осталось еще много. Я когда это увидела, то даже расплакалась, всегда любила есть именно куриную ножку, но она редко мне доставалась, подкладывала ее то мужу, то дочке, а сама ела «белое» мясо, которое всю жизнь ненавижу.
И вот, стала я откладывать деньги, а на ужин отваривала покупные пельмени или ставила на стол макароны с котлетами. Николай поначалу швырял тарелки на пол, но со временем понял, что я не собираюсь ему больше потакать, стал съедать все до последней крошки, оставшись несколько дней без ужина.
А я постриглась, потихоньку обновила свой гардероб, избавившись от «старушечьей» одежды. И, три года назад, впервые поехала на море, вместе с коллегой, которая отправлялась туда каждый год. Представляешь, Нин, впервые за столько лет я увидела море, такое теплое и ласковое. На отдыхе я радовалась всему, как ребенок. И мне было все равно, что мы снимали какой то сарайчик, в котором стояли лишь две кровати с железной сеткой и продавленным матрасом, а все удобства находились во дворе. Я потом весь год жила воспоминаниями об этом отдыхе.
И на следующий год снова поехала на Юг, накопив денег на билеты. Ох, как меня только не обзывал Николай перед поездкой, но мне было все равно. Именно на курорте я почувствовала себя женщиной, на которую мужчины еще могут обращать внимание. Я словно «расправила крылья» и даже завела небольшой курортный роман без всяких обязательств.
- И в этом году планируешь поехать на свой курорт?- усмехнулась Нина,- Я гляжу тебе понравилось.
- Понравилось,- кивнула головой Валя,- Мне понравилось чувствовать себя человеком, а не служанкой и домработницей.
- Ладно, пора спать,- Нина посмотрела на часы,- Жаль, что ты завтра уезжаешь, побыла бы еще немного.
- Я бы с удовольствием,- улыбнулась Валя,- Да на работе не поймут.
На следующий день Нина проводила Валентину на автобус.
- Ты подумай еще раз, прежде чем принимать решение,- сказала она сестре, обнимая на прощание,- Разрушить все легко, а вот заново собрать — очень сложно.
Валя молча кивнула головой и зашла по ступеням в автобус.
Войдя в квартиру, она едва не споткнулась о разбросанную обувь.
- Неужели так было сложно за собой убрать,- проворчала она, ставя ботинки мужа на полку.
- Явилась!- Николай вышел в прихожую, со злостью посмотрев на жену,- Что, нагулялась со своим хахалем?
- Отстань,- отмахнулась от него Валентина,- Помог бы лучше сумки разобрать, Нина гостинцы передала.
- Нинкой прикрываешься?- продолжал злиться Николай,- Решила родную сестру в свои грязные делишки втянуть? Или совсем стыд потеряла и со своим хахалем к ней заявилась?
Валя не стала его больше слушать и прошла на кухню. Здесь было все как обычно, когда она отсутствовала дома. Стол заляпан жирными пятнами, в раковине полно грязной посуды, на полу хлебные крошки.
- Так трудно было за собой убрать?- привычно проворчала Валя, надевая фартук.
- А я не для того женился, чтобы посуду мыть и полы драить,- с вызовом ответил Николай,- Для этого бабы и созданы.
- А мужики для чего нужны?- Валя повернулась к мужу, - Чтобы на диване валяться, да жен своих попрекать? Коль,- она помолчала, собираясь с духом,- Давай разведемся? Мы давно с тобой стали чужими людьми, зачем нам мучить друг друга?
- А давай,- тут же ответил Николай, нисколько не сомневаясь, что Валя никогда этого не сделает,-Мне может тоже надоело, как ты ко мне относишься. Найду себе молодую, заботливую. А ты узнаешь, как жить без мужика то.
- Вот и договорились,- с облегчением выдохнула Валентина, принимаясь за уборку,- Разменяем квартиру и каждый заживет своей жизнью и у меня, наконец то будет порядок на кухне, а не свинарник, как сейчас.
Николай обиженно посмотрел на жену, но ничего не сказал , ушел в свою комнату и не выходил от туда до самого вечера. А когда проголодался, то пришел на кухню и с удивлением обнаружил, что Валя ничего не приготовила.
- Ты что, совсем свои обязанности забыла?- он буквально ворвался в ее комнату,- Я что, должен голодным ходить?
- Ты забыл, что мы с тобой разводимся,- Валя даже не посмотрела на него, продолжая листать журнал,- Учись жить самостоятельно. Теперь сам готовь себе еду и одежду, кстати, тоже сам стирать будешь. Хватит, я на тебя набатрачилась.
- Ах да, извините, я забыл, что вы со мной разводитесь,- стал паясничать Николай,- Удачи,- он с силой захлопнул дверь в Валину комнату.
Она слышала, как муж хлопал дверцей холодильника, матерился. Затем что-то с грохотом упало, но она даже не вышла посмотреть, что он уронил.
Утром Валя пришла на работу, а в обеденный перерыв пошла подавать документы на развод. Она заполнила необходимое заявление, указав в нем причину для развода- «не сошлись характерами». В канцелярии суда приняли ее заявление, поставив соответствующую отметку и сказали, что пришлют по почте извещение, когда нужно будет явиться в суд для предварительного рассмотрения дела.
Вернувшись вечером домой, Валя зашла на кухню, налила себе чай и приготовила бутерброд, есть ей не хотелось. По привычке, она достала из шкафа кастрюлю, чтобы приготовить ужин, но потом вдруг рассмеялась и поставила кастрюлю на место. Она зашла в свою комнату, включила телевизор, улеглась на кровать и закрыла глаза. По телевизору мужчина и женщина сначала выясняли отношения, а потом бурно признавались друг другу в любви. Валя выключила телевизор, укрылась одеялом и уснула до самого утра. Она не слышала, как на кухне Николай сердито гремел посудой, сам варил себе пельмени и даже помыл за собой тарелку, чего раньше никогда не делал.
Через две недели Валя протянула ему повестку в суд, которую достала из почтового ящика.
- Что это?- опешил Николай, разглядывая бумажку.
- Повестка,- пожала плечами Валя,- Послезавтра нам надо явиться в суд, будет рассматриваться дело о нашем с тобой разводе.
- Что?- закричал он,- Ты значит не шутила?
- Нет,- спокойно ответила жена,- А еще я выбрала несколько вариантов для размена нашей квартиры. Придется, конечно, доплатить, но зато мы сможем жить раздельно.
- Я никуда не пойду,- Николай отбросил в сторону повестку,- Я думал, что ты шутишь, чтобы попугать, а ты значит всерьез надумала расстаться со мной? Мы столько лет прожили с тобой вместе, дочку вырастили, а теперь, значит, ты решила новую жизнь начать? Я так и знал, что ты себе мужика нашла.
- Дурак ты , Николай,- вздохнула Валя,- У тебя только одно на уме, что я тебе изменяю. По себе что ли судишь? Я все равно с тобой разведусь, даже если ты не придешь в суд. Дочь у нас взрослая, больше детей нет, так что разведут нас с тобой, как миленькие.
- Валь,- Николай жалостливо посмотрел на жену,- Ну что ты надумала? Нормально же жили. Да, обижал я тебя немного, но ты прости меня и заживем как прежде. Нам с тобой не по 20 лет, неизвестно сколько годков нам осталось, чего нам делить то на старости лет?
- А что хорошего я с тобой видела?- Валя повернулась к Николаю?- Другие вон и отдыхают вместе на курортах да заграницах, по магазинам вместе ходят, мужья женам по хозяйству помогают. А мы с тобой куда вместе ездили? Кроме деревни, больше никуда. Ни разу, ни то что в ресторан, в кафе меня не сводил. Ты ведь за всю нашу совместную жизнь ни одного цветочка мне не подарил. Да и подарков я от тебя не видела, ни на День рождения, ни на Новый год. Ты мне только скандалы устраивал в эти дни, специально, наверно, чтобы я о подарках да цветах не вспоминала. Когда мы с сестрой родительский дом продали, на вырученные деньги я хотела себе шубу прикупить. А купила... тебе машину, потому что ты давно о ней мечтал, хоть и старенькую, но зато свою. И это ты называешь нормальной жизнью?
- Валюша, я исправлюсь,- Николай умоляюще посмотрел на жену,- И цветами тебя завалю.
- Опомнился,- усмехнулась Валя,- «Валюшей» даже назвал. А то всю жизнь : «Валька» да «Валька». Нет, Николай, поздно. Не люблю я больше тебя. Раньше любила, а сейчас нет.
Николай опустил голову, развернулся и шаркающей походкой пошел в свою комнату.